Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

25.02.2019

Автор: Алексей Даниленко

Фото: Алексей Даниленко

Академик Александр Кильчевский: «Необходимо продолжить программу «ДНК-идентификация», чтобы новые технологии применялись во многих лабораториях»

В НАН Беларуси прошло заседание Научно-технического совета по программе Союзного государства «ДНК-идентификация». Белорусские и российские биологи подвели промежуточные итоги работы и заявили о необходимости её внедрения 

Программа «ДНК-идентификация» началась в 2017 году, рассчитана на 5 лет. Её цель – разработка инновационных геногеографических и геномных технологий для криминалистики и для профилактики социально значимых заболеваний, позволяющих повысить безопасность граждан Союзного государства и противодействовать терроризму.

Николай Янковский, академик РАН, научный руководитель Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, подчеркнул, что генетика используется в различных областях, которые имеют большую социальную и экономическую значимость. Например, при поиске преступника или определении качества и происхождения продукции. 

- Так, при совершении теракта по биологическим материалам мы нашли область проживания террориста. Такая же методика применялась при определении серийного насильника. Мы выяснили, к какой национальности он принадлежит - и следствие вышло на конкретного человека. Мы заполняем карту страны ДНК-характеристиками народов. Эта информация полезна не только в медицине, но и для криминалистки, - сказал Николай Янковский. -  На определение полного генетического текста человека 20 лет назад было затрачено 1 млрд долларов. А сейчас ожидается, что к будущему году это будет стоить 100 долларов. И падение цены  продолжится. 
Николай Янковский отметил, что идентификация возможна на любом биологическом объекте. 

- Мы считаем, что целесообразно рассмотреть вопрос о втором этапе и приступить к программе «ДНК-идентификация-2» с целью применить результаты программы на человеке и перейти на объекты, которые будут представлять особый интерес для Союзного государства. 

Академик НАН Беларуси Александр Кильчевский обратил внимание на то, что, если программа «ДНК-идентификация» связана с фундаментальными исследованиями, то «ДНК-идентификация-2» должна быть направлена на внедрение в практику наработанных результатов. 

- Если разработки применяются в одной - двух лабораториях и не дают должного экономического эффекта, то возникает вопрос: куда потрачены народные деньги?! Важно, чтобы технологии работали во многих лабораториях, чтобы они были востребованы рядом министерств и ведомств. У нас есть идентификация личности по цвету глаз, волос, возрасту, психоэмоциональному состоянию, - напомнил Александр Кильчевский. - Кроме того, будем изучать этнические особенности белорусской популяции. У нас выполняется 6 медицинских проектов. Они имеют двойное назначение и интересны не только для медиков, но и для следователей. Если мы знаем, что человек болен, к примеру, сахарным диабетом, то его проще найти. Кроме того, мы планируем создавать биохимические наборы, которые позволят все эти процессы проводить быстро и эффективно. Также будем изучать динамику роста населения в мегаполисах, в данном случае в Минске. 

Академик напомнил, что за последние два года стояла задача собрать биологический материал как предпосылку для исследований. 

- На сегодняшний день у нас собрано биологического материала и ДНК около 8 тысяч образцов. Это достаточно большой массив данных, чтобы анализировать его и с уверенностью выдавать результаты. Приобретено оборудование. Отработан уже ряд методик. Мы видим, что к программе большой интерес со стороны Следственного комитета, Комитета судебных экспертиз, МВД. Не надо ждать, когда нам скажут продолжать эти исследования. Потому что в первой программе мы разрабатываем технологии на основе фундаментальных знаний. Дальше важно масштабировать эти технологии и применить их в ряде профильных лабораторий. Почему мы заранее об этом беспокоимся? Потому что процедура прохождения программы растянута во времени. Первую программу мы пробивали пять лет. Это было очень сложно. До окончания первой программы осталось 2,5 года. Мы представим концепцию второй программы, чтобы получить поддержку. Мы уже прошли серьезный путь, и надо продвигаться дальше. 

Его поддержал Николай Янковский:

- Мы получаем запросы от следователей. Можно ли определить, например, откуда металл у машины, в которой было совершено преступление? Или можете ли сказать, откуда эта икра, лес, зерно? Мы можем, если провести соответствующую работу. Генетикам необходимо продолжать работу, которая принесет пользу двум народам.