О беспилотных самосвалах, отправленных в Россию, союзным парламентариям на «БЕЛАЗе» рассказали в первую очередь. Ведь это один из самых ярких примеров сотрудничества, выгодного всем.
- В конце прошлого года два беспилотных самосвала мы отправили в Хакасию – в Сибирскую угольную энергетическую компанию (СУЭК), - рассказал начальник бюро компоновки «БЕЛАЗа» Александр Насковец. - Сейчас производится их сборка, наладка оборудования и адаптация к карьеру. Я думаю, что к концу марта они начнут работать в запланированном, то есть в роботизированном. режиме. Сейчас прорабатывается вопрос о поставке пяти роботизированных карьерных самосвалов в Кузбасс. Пока идут переговоры, обсуждается все коммерческие составляющие.
Всего же «БЕЛАЗ»-беспилотник может работать в трех режимах. Стандартный – с оператором в кабине. Второй режим – удаленное рабочее место оператора. То есть оператор может находиться хоть на вышке рядом, хоть в другой стране. Расстояние при нынешних скоростях интернета значения не имеет.
- Третий режим – роботизированный, - продолжил Александр Насковец. - В этом случае самосвалом управляет роботизированная бортовая система (совместная разработка «БЕЛАЗ» и российской компании «Вист Групп». Ред.). Дается профиль карьера, дороги, место погрузки и выгрузки — и вперед. Оператор нужен только для контроля, одновременно он может контролировать до 10 машин.
Возможности новых белорусских самосвалов депутатов впечатлили. Но этим сотрудничество «БЕЛАЗа» с Россией не исчерпывается. Улучив момент, я отвел в сторону первого заместителя гендиректора и одновременно главного инженера Олега Степука.
- Олег Георгиевич, какие цифры могли бы наиболее точно отразить сотрудничество «БЕЛАЗа» с партнерами из России?
- 58% нашей продукции в 2018 году ушло на рынок Российской Федерации. Примерно 50% комплектующих к карьерным самосвалам производится в России. Мы получаем металл, тяговые электродвигатели, генераторы… Около 3 тысяч предприятий из России поставляют продукцию на наш конвейер. Основные поставщики инновационной продукции: Сколково АО «Вист-групп», ООО «Сибэлектропривод», ПАО «Силовые машины», РУСЭЛПРОМ, АО «Синара – Транспортные машины» и другие.
- Какие заводы поставляют двигатели?
- Ярославский моторный завод, Тутаевский моторный завод. Сейчас идет тесное сотрудничество с Санкт-Петербургским заводом «Звезда» и УДМЗ из Екатеринбурга по поводу поставки двигателей большой мощности. Уже один двигатель завода из Екатеринбурга установлен. Ждем двигатель со «Звезды». С учетом увеличения комплектующих по двигателям, российская составляющая может дойти до 68%. Вот такое у нас тесно сотрудничество с российскими предприятиями.
- Самые большие машины – грузоподъемностью 450 тонн – тоже поставляются в Россию?
- Первый находится там и уже прошел успешные испытания в карьере. Еще два, которые сейчас вы могли видеть на площадке завода, планируются к поставке в Кемеровский регион. Но это штучные экземпляры.
- 450 тонн сделали. А какой следующий этап?
- У нас есть наработки, но на большую грузоподъемность мы не идем. Есть моменты технического плана. Например, под большую грузоподъемность нет шин. А главное, что самосвалы большей грузоподъемности не востребованы потребителем.
- А в мире какой самый большой самосвал?
- Наш 450-тонный «БЕЛАЗ». Другие максимум выпускают 360 тонн. У нас тоже есть такая линейка. Мы продали более 40 машин.
- В какие регионы России поставляете БЕЛАЗы?
- Наибольшее количество техники (более 50%) БЕЛАЗ поставляет угледобывающим предприятиям. Наши машины работают в Якутии, в Кемеровском регионе, на Сахалине, Курской магнитной аномалии, Кольском полуострове… Вообще где есть карьеры, там есть БЕЛАЗы. В России насчитывается более 750 потребителей нашей техники. Анализ последних лет работы на российском рынке показывает ежегодно растущие продажи карьерных самосвалом в целом и по моделям.
- В России есть свое производство карьерных самосвалов?
- Есть производство наших конкурентов из США и Японии: «Катерпиллера» и «Комацу». Создано два завода. Но все равно 98% карьерных самосвалов, работающих в России – «БЕЛАЗы».
- А что нужно делать, чтобы не уступить позиции конкурентам?
- У нас ресурсов хватает. Надо создавать продукт, который востребован на рынке. Если ты готов предложить такой продукт и по соответствующей цене, то, естественно, ты будешь лидером на рынке.
- Какие отзывы о БЕЛАЗе в России?
- Больше отзывов положительных. Мы вышли на высокий уровень, который не уступает ни «Катерпиллеру», ни «Комацу». При этом мы можем предложить машину своевременно, оперативно, в нужной комплектации и за наименьшие деньги.
- Сколько карьерных самосвалов вы изготовили в 2018-м?
- 1126 карьерных самосвалов. А вообще мы в состоянии изготавливать и реализовывать около 2000.
- Какие машины пользуются наибольшим спросом?
- «БЕЛАЗ» расширил свою линейку самосвалов до самой широкой в мире – это машины 15 классов грузоподъемности от 30 до 450 тонн. Самосвалы грузоподъемностью 90 тонн и выше наиболее популярны. В отгрузке за январь 2019-го их доля составила 68%, а это на 5% выше уровня 2018-го. Мировое лидерство в сегменте 130-тонников «БЕЛАЗ» удерживает не первый год.