Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

25.03.2019

Автор: Алексей ДАНИЛЕНКО

Фото: фото автора

«БЕЛАЗЫ»-беспилотники: в России начинают работу два белорусских роботизированных самосвала. Еще пять на подходе

Депутаты из Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания Союзного государства посетили производство крупнейших в мире самосвалов

О беспилотных самосвалах, отправленных в Россию, союзным парламентариям на «БЕЛАЗе» рассказали в первую очередь. Ведь это один из самых ярких примеров сотрудничества, выгодного всем.

- В конце прошлого года два беспилотных самосвала мы отправили в Хакасию – в Сибирскую угольную энергетическую компанию (СУЭК), - рассказал начальник бюро компоновки «БЕЛАЗа» Александр Насковец. - Сейчас производится их сборка, наладка оборудования и адаптация к карьеру. Я думаю, что к концу марта они начнут работать в запланированном, то есть в роботизированном. режиме. Сейчас прорабатывается вопрос о поставке пяти роботизированных карьерных самосвалов в Кузбасс. Пока идут переговоры, обсуждается все коммерческие составляющие.

Всего же «БЕЛАЗ»-беспилотник может работать в трех режимах. Стандартный – с оператором в кабине. Второй режим – удаленное рабочее место оператора. То есть оператор может находиться хоть на вышке рядом, хоть в другой стране. Расстояние при нынешних скоростях интернета значения не имеет.

- Третий режим – роботизированный, - продолжил Александр Насковец. - В этом случае самосвалом управляет роботизированная бортовая система (совместная разработка «БЕЛАЗ» и российской компании «Вист Групп». Ред.). Дается профиль карьера, дороги, место погрузки и выгрузки — и вперед. Оператор нужен только для контроля, одновременно он может контролировать до 10 машин.

Возможности новых белорусских самосвалов депутатов впечатлили. Но этим сотрудничество «БЕЛАЗа» с Россией не исчерпывается. Улучив момент, я отвел в сторону первого заместителя гендиректора и одновременно главного инженера Олега Степука.

- Олег Георгиевич, какие цифры могли бы наиболее точно отразить сотрудничество «БЕЛАЗа» с партнерами из России?

- 58% нашей продукции в 2018 году ушло на рынок Российской Федерации. Примерно 50% комплектующих к карьерным самосвалам производится в России. Мы получаем металл, тяговые электродвигатели, генераторы… Около 3 тысяч предприятий из России поставляют продукцию на наш конвейер. Основные поставщики инновационной продукции: Сколково АО «Вист-групп», ООО «Сибэлектропривод», ПАО «Силовые машины», РУСЭЛПРОМ, АО «Синара – Транспортные машины» и другие.

- Какие заводы поставляют двигатели?

- Ярославский моторный завод, Тутаевский моторный завод. Сейчас идет тесное сотрудничество с Санкт-Петербургским заводом «Звезда» и УДМЗ из Екатеринбурга по поводу поставки двигателей большой мощности. Уже один двигатель завода из Екатеринбурга установлен. Ждем двигатель со «Звезды». С учетом увеличения комплектующих по двигателям, российская составляющая может дойти до 68%. Вот такое у нас тесно сотрудничество с российскими предприятиями.

- Самые большие машины – грузоподъемностью 450 тонн – тоже поставляются в Россию?

- Первый находится там и уже прошел успешные испытания в карьере. Еще два, которые сейчас вы могли видеть на площадке завода, планируются к поставке в Кемеровский регион. Но это штучные экземпляры.

- 450 тонн сделали. А какой следующий этап?

- У нас есть наработки, но на большую грузоподъемность мы не идем. Есть моменты технического плана. Например, под большую грузоподъемность нет шин. А главное, что самосвалы большей грузоподъемности не востребованы потребителем.

- А в мире какой самый большой самосвал?

- Наш 450-тонный «БЕЛАЗ». Другие максимум выпускают 360 тонн. У нас тоже есть такая линейка. Мы продали более 40 машин.

- В какие регионы России поставляете БЕЛАЗы?

- Наибольшее количество техники (более 50%) БЕЛАЗ поставляет угледобывающим предприятиям. Наши машины работают в Якутии, в Кемеровском регионе, на Сахалине, Курской магнитной аномалии, Кольском полуострове… Вообще где есть карьеры, там есть БЕЛАЗы. В России насчитывается более 750 потребителей нашей техники. Анализ последних лет работы на российском рынке показывает ежегодно растущие продажи карьерных самосвалом в целом и по моделям.

- В России есть свое производство карьерных самосвалов?

- Есть производство наших конкурентов из США и Японии: «Катерпиллера» и «Комацу». Создано два завода. Но все равно 98% карьерных самосвалов, работающих в России – «БЕЛАЗы».

- А что нужно делать, чтобы не уступить позиции конкурентам?

- У нас ресурсов хватает. Надо создавать продукт, который востребован на рынке. Если ты готов предложить такой продукт и по соответствующей цене, то, естественно, ты будешь лидером на рынке.

- Какие отзывы о БЕЛАЗе в России?

- Больше отзывов положительных. Мы вышли на высокий уровень, который не уступает ни «Катерпиллеру», ни «Комацу». При этом мы можем предложить машину своевременно, оперативно, в нужной комплектации и за наименьшие деньги.

- Сколько карьерных самосвалов вы изготовили в 2018-м?

- 1126 карьерных самосвалов. А вообще мы в состоянии изготавливать и реализовывать около 2000.

- Какие машины пользуются наибольшим спросом?

- «БЕЛАЗ» расширил свою линейку самосвалов до самой широкой в мире – это машины 15 классов грузоподъемности от 30 до 450 тонн. Самосвалы грузоподъемностью 90 тонн и выше наиболее популярны. В отгрузке за январь 2019-го их доля составила 68%, а это на 5% выше уровня 2018-го. Мировое лидерство в сегменте 130-тонников «БЕЛАЗ» удерживает не первый год.