Ирина Гречко: «Чем больше похожего между нашими народами, тем крепче наша связь и дружба»
Учительница начальных классов из Гродно, которая выиграла конкурс на лучший урок Союзного государства, рассказала о работе в школе, дружбе и современных детях.
Учителя из России и Беларуси уже не первый год соревнуются, кто проведет лучший урок Союзного государства (внеклассное мероприятие). В этом году заявки на конкурс подали 374 учителя начальных классов - 153 из Беларуси и 221 из России.
- Мы проводили конкурс для учителей истории, литературы, географии. А затем подумали, что нужно привлечь и учителей младших классов. Именно они формируют и дают знания нашему будущему поколению, - отметила начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Маргарита Левченко. - Уверена, что добрая традиция по проведению конкурсов среди учителей будет продолжена. Важно, чтобы как можно больше людей знали, что происходит в нашем общем доме, в Союзном государстве.
В финал конкурса вышли 10 педагогов - из Санкт-Петербурга, Егорьевска, Бреста, Орши, Владимира и других городов. Первое место заняла учительница из 31-й школы в Гродно Ирина Гречко.
Ирина окончила университет и магистратуру в Гродненском государственном университете Янки Купалы, в 31-ю школу города Гродно попала по распределению - там и осталась работать. Второклашки, которых сейчас учит Ирина, - ее второй набор. Кстати, самый первый урок, который учительница провела еще будучи студенткой на практике, был тоже у второклассников.
- Это был урок математики, - вспоминает Ирина. - И получилось очень животрепещуще и волнительно! Но дети - это такой народ, который всегда поможет и поддержит. В итоге все получается!
Когда Ирине предложили поучаствовать в конкурсе, она согласилась сразу же, без сомнений. А школьная администрация поддержала - в школе, где работает Ирина, всегда помогают молодым педагогам реализоваться.
- Вот и в этом году завуч по начальным классам Татьяна Валерьевна предложила мне поучаствовать в конкурсе, - говорит Ирина. - А я такой человек - участвую во всех возможных семинарах, мастер-классах, езжу на дополнительные курсы. Как только мне школа что-то предлагает, я во всем участвую. Учитель - это профессия, в которой человек должен постоянно совершенствоваться.
На уроке Союзного государства, который оказался лучшим, учительница говорила со школьниками о понятии «дружба».
- Дружба между мальчиками и девочками, между людьми, а также между народами, - объясняет Ирина. - Мы нашли несколько общих черт, которые присущи нашим двум странам - России и Беларуси. Например, мы разговариваем на одном языке, у нас много похожих традиционных праздников, есть схожести во флагах - красный и белый цвета. Мы сравнивали внешность двух девушек и традиционные жилища России и Беларуси. Заметили, что у нас одинаковые номера экстренных служб и пришли к такому выводу, что чем больше между людьми или странами похожести, тем крепче их дружба.
Перед уроком Ирина с второклашками подготовились - полистали несколько словарей заранее, чтобы раскрыть понятие «дружба», создали сундук пословиц, в котором собрали 42 пословицы о дружбе и друзьях. Смастерили книгу-альбом со стихотворениями о дружбе.
- Тема детей очень заинтересовала, - говорит Ирина. - О дружбе между людьми ребята, конечно, слышали. А то, что можно дружить народами, им было незнакомо. Особенно их вдохновило написание письма. Мы пришли к такому выводу, что много друзей не бывает, решили найти себе новых друзей и написали письмо в Россию - обычное, не электронное. Мы сходили на почту, опустили конверт в почтовый ящик. Что такое почтовый ящик дети, конечно, знали, но сам процесс для них был новый.
Ирина старалась говорить с детьми на конкретных примерах.
- Если мы возьмем один прутик, нам легко его сломать? Конечно, легко. Так и в дружбе, когда мало схожести между нами, нас легко сломать, - объясняет учительница. - Мы искали эти сходства, собрали связку, попробовали ее сломать - конечно, сломать тяжело. Вывод - чем больше похожего между нами, тем крепче наша связь и дружба.
«Современным детям недостаточно мела и доски»
За первое место Ирине вручили диплом победителя конкурса и планшет. И этот подарок оказался для учительницы полезным.
- Современным детям доски и мела недостаточно, - объясняет свою позицию педагог. - На своих уроках я постоянно использую новые информационные технологии: создаю презентации, тренажеры. Планшет тоже буду использовать в работе. Я ожидала не победы, а того, что благодаря моему мероприятию дети осознают ценность дружбы не только между людьми, но и между народами. Стать победителем, конечно, приятно, но это вторично в нашей учительской профессии, потому что мы работаем ради детей.
Каждое занятие Ирина старается провести по-новому: придумать интересные задания и приемы, к каждому ребенку найти свой подход.
- Да и дети же мои - они же все разные. Есть мотивированные, ответственные, внимательные. Все не похожи друг на друга. Но есть то, что нас объединяет, - умение дружить.
Сложнее всего для учительницы работать с детьми любопытными. Иногда они задают такие вопросы, которые ставят Ирину в тупик.
- С теми детьми, которым хочется узнать все больше и больше, с высоко мотивированными - с ними, конечно, и интереснее, но и тяжело: им постоянно интересно что-то новое. И я вместе с ними самосовершенствуюсь, - рассуждает педагог. - Например, меня спрашивают: под каким номером в таблице Менделеева находится водород. Я отвечаю, что не помню всей таблицы Менделеева наизусть. В педагогике написано, что учитель не должен показывать свою немощь перед детьми. Лучше сказать, что сейчас нет времени, давай поговорим об этом позже.
Ирина не скрывает: есть в профессии учителя и свои сложности. В первые годы работы иногда даже появлялась мысль, что стоит сменить сферу деятельности.
- Со временем поняла, что профессия учителя творческая, креативная и очень интересная. Если сравнивать себя с рабочим на заводе, который делает одно движение в течение восьми часов, не смогла бы так работать, - говорит Ирина. - Основная сложность, с которой сталкиваются молодые педагоги, - это большое количество документов и общение с родителями. Люди все разные, а для каждого родителя его ребенок самый лучший. Но со временем и опытом это перестает быть проблемой: документы заполняются быстрее, находится общий язык с родителями. В моем наборе родители, которые готовы помочь, поддержать и решить все проблемы. У меня больше времени на работу с их детьми, а не на решение каких-то внешкольных проблем. С этим мне повезло!
КСТАТИ
Одна из работ, которые прошли в финал конкурса, - совместное творчество учителей из России и Беларуси. Александра Стрельцова из российского Владимира и Илона Пинчук из белорусского Минска сравнили особенности белорусской школы и российской. Вместе коллеги написали план-конспект урока и при подготовке к уроку созванивались по скайпу и вайберу. Различий девушки практически не нашли, концентрировались на сходствах - например, и в Беларуси, и в России у школьников одинаковые предметы, обучаются они в большинстве своем на одном языке. Ребята из России с интересом повторяли за белорусскими друзьями движения на физкультминутке под песню «Бульба».
Мария Элешевич
Фото из архива Ирины Гречко