Наверх

25.06.2014

Псков – колыбель Православия

Псковская земля щедро награждает путешественника. Он может выбрать для себя любой вид отдыха – охота и рыбалка, экологический туризм, жизнь в палатках на озерах, традиционный объезд достопримечательностей, и наконец, все более набирающее силу паломничество. Посетить за один раз все достопримечательности Псковского края не представляется возможным. Те, кто один раз побывал здесь, возвращаются каждый год.

Псковская земля щедро награждает путешественника. Он может выбрать для себя любой вид отдыха – охота и рыбалка, экологический туризм, жизнь в палатках на озерах, традиционный объезд достопримечательностей, и наконец, все более набирающее силу паломничество. Посетить за один раз все достопримечательности Псковского края не представляется возможным. Те, кто один раз побывал здесь, возвращаются каждый год.

Прежде всего, приезжают в Псков и Псковскую область, чтобы своими глазами увидеть исторические достопримечательности. Село Выбуты – родина равноапостольной княгини Ольги. После святого крещения в Царьграде в 957 году княгиня Ольга видела три светоносных луча, озаряющих с неба возвышение на месте слияния двух рек — Псковы и Великой. Она долго молилась и пророчески сказала, что «на этом месте град велик будет, славен и изобилен», и повелела поставить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, а ныне Свято-Троицкий Кафедральный Собор.

Паломники приезжают сюда поклониться раке с мощами святых угодников: благоверных князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, св. блаж. Николая, Христа ради юродивого, и преп. Иоасафа, игумена Снетогорского, а также Чудотворным иконам Божией Матери

До сих пор в селе Выбуты можно увидеть на берегу старинный храм св. Пророка Илии, построенный в 15 веке псковскими мастерами. Памятник архитектуры средневековья относится к псковской школе зодчества. Здесь же находится основание огромного Ольгина камня, на котором был отпечаток женской ноги в сапожке. Он был взорван вместе с каменной Ольгинской часовней, построенной в 1888 г. Сейчас на его остатках установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом. Ниже Выбут, там, где река Великая разделяется островом на два рукава, по преданию, и произошла встреча Прекрасы с князем Игорем. В честь князя Олега она была названа Ольгой. Недалеко от Выбут на противоположном берегу Великой находится поселок Будники (у впадения реки Кебь в Череху). Это древнее селение Буденик, где ключница Ольги Малуша родила будущего князя Владимира Святославича, крестившего Русь.

Путешественники приезжают посмотреть не только родину первой христианки Руси Ольги. Псковщина – место, где появились первые российские монастыри. Еще в 1156 году в Мирожском монастыре возникла первая обитель. Постепенно монастырей становилось все больше и больше — это и Снетогорский, и Спасо-Елеазаровский, и Крыпецкий монастыри, и Никандрова пустынь. Псковщина славится такими центрами православия как Свято-Успенский Псково-Печерский и Святогорский монастыри.

В 30 км от Пскова на старой гдовской дороге находится Спасо-Елеазаровская обитель. Она известна каждому православному и просто культурному человеку. Ее основателем был преподобный Евфросин, который в миру носил имя Елиазар. В Снетогорском монастыре под Псковом он принял постриг с именем Евфросин. Чтобы ответить на вопрос, каков правильный порядок службы, он предпринял пешее путешествие в Константинополь. Затем покинул Снятогорский монастырь и основал свою монашескую общину недалеко от Псковского озера у реки Толвы. Среди его учеников были многие святые старцы: основатель Крыпецкого монастыря преп. Савва Крыпецкий, преп. Онуфрий Мальский, преп. Иларион Гдовский и другие святые старцы. После кончины, его мощи были сохранены в церкви Трех Святителей, знаменитой своей неординарной архитектурой в традициях псковской школы. В 1766 году к Елеазаровскому монастырю была приписана обедневшая Спасо-Великопустынская обитель, из которой перенесли древнейшую икону Спасителя. Чудотворная икона Спаса Елеазаровского, изъятая из монастыря в 1920-е гг., ныне находится в экспозиции Псковского музея.

Pskov1.jpg 

Спасо-Елеазаровский монастырь

Монастырь известен тем, что здесь жил старец Филофей, ученый монах, ведший переписку с великим князем Василием III и Иваном Грозным. Филофей известен как создатель концепции русской православной государственности — «Москва—Третий Рим». Формула этого учения вошла в состав Уложенной грамоты 1589 г. об учреждении Патриаршества в России. Со Спасо-Елеазаровским монастырем связана история самой великой древнерусской поэмы — список «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к А. И. Мусину-Пушкину, делался именно здесь.

Крыпецкий монастырь основан иноком Саввой в середине 15 века среди дремучих лесов и болот. Говорят, что Савва пришел в Псков из Сербии или со Святой горы Афон. Он выполнял суровые послушания у игумена Евфросина в Елеазаровской обители и тот дал ему благословение на пустынножительство. В 20 верстах от Пскова на вершине холма над озером он основал Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь. В 16 веке в нем приняли иноческий постриг преподобные Нил Столбенский и Никандр Пустынножитель. В Смутное время монастырь сыграл не самую благовидную роль — через него бежал в Литву Григорий Отрепьев, об этой легенде, несомненно, знал Пушкин. В 1672 году здесь принял иночество с именем Антоний Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, крупный государственный деятель, псковский воевода, ближний боярин царя Алексея Михайловича, чья политическая линия во многом предвосхитила реформы Петра I. В монастыре жил во второй половине 19 века монах Корнилий, который принял подвиг юродства и предсказывал стране великие скорби, в 2000 году он был канонизирован и его мощи покоятся в монастыре.

В 1487 г. монастырю была дана грамота на владение землями и устав монастырского строения. Монастырь был знаменит своим каменным собором, заложенным в 1557г. и давшим начало целому архитектурному ансамблю. Сохранившиеся интерьеры свидетельствуют о классической строгости пропорций и точном рисунке столбов, сводов, окон и дверей. В 1990 году Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь был передан Русской Православной Церкви.

Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю уже более 525 лет. Летопись говорит о том, что в конце 14 века отец и сын Селиши услышали в глухом лесу прекрасное пение, доносящееся как будто из-под земли. Когда крестьянин-владелец этих земель рубил тут лес, ему вдруг открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры». Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар.

Pskov2.jpg 

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Далее следуют другие чудеса. Основатель монастыря преподобный Иона не успел завершить постройку пещерного храма, когда его супруга Мария тяжело заболела и стала первой постриженной в обители под именем Васса. Гроб ее после погребения чудесным образом несколько раз оказывался на поверхности. Это было воспринято как знак свыше и с того случая на протяжении столетий не прекращается чудесное действие благодати в монастырских пещерах – гробы с телами усопших не предаются земле, а составляются друг на друга. В пещерном некрополе склепы до самого верха заполнены ветхими почерневшими гробами, но никаких признаков тления тел усопших не замечено. Здесь покоятся Пушкины, Нахимовы, Бутурлины, родственники М.И.Кутузова, А.Н.Плещеева, М.П. Мусоргского.

В этом монастыре велась Третья Псковская летопись, из так называемых Печорских сборников стала известна переписка князя Андрея Курбского с Иоанном IV. Именно Иван Грозный приказал построить вокруг монастыря мощную каменную стену с девятью башнями и тремя воротами, поскольку в то время шла Ливонская война.

Монастырь был местом паломничества русских венценосцев. Иван Грозный приезжал сюда с богатыми дарами. Четыре раза обитель посещал Петр I. Посещала монастырь Анна Иоанновна, и в монастыре даже сохранилась ее карета. Здесь с прозорливцем Лазарем беседовал в 1822 г. Александр I. В 1903 г. на богомолье приезжал Николай II. В 1911 г. – Великая Княгиня Елизавета Федоровна. В монастыре три почитаемые святыни - чудотворные иконы Божией Матери - Успения в житии, которая выносится крестным ходом каждый год в престольный праздник, Умиления и Одигитрии Псково-Печорских. В летописях сохранились свидетельства, что от чудотворных икон бывали исцеления и прибегающим к ним людям латинской веры. Псково-Печорский монастырь никогда не закрывался, - даже в самые страшные для Церкви годы, когда в течение сорока лет на территории России было только два монастыря – Киево-Печерская и Псково-Печерская Лавры.

Pskov3.jpg 

Святогорский Свято-Успенский монастырь

Святогорский Свято-Успенский монастырь был основан в 1569 году по приказу Ивана Грозного после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери пастуху Тимофею. В честь явления чудотворных икон Умиления и Одигитрии на том месте был возведен самый древний собор монастыря – Успенский. Среди многих даров монастырю был пожалованный Иваном Грозным пятнадцатипудовый колокол, призванный в народе «Горюном». Монастырский настоятель Зосима находился среди представителей Пскова на Земском соборе 1598 года, избравшем в цари Бориса Годунова. В ризнице монастыря хранилось Евангелие печати 1628 года – дар царя Михаила Романова. Святогорская обитель – место упокоения А.С. Пушкина. 6/18 февраля 1837 года тело поэта было предано земле у алтарной стены. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В годы Великой Отечественной войны от взрыва сильно пострадал Успенский собор, рухнула колокольня, сгорели стены братского корпуса, Никольская и Пятницкая церкви. Но к 1949 г. реставрационные работы были в целом завершены. В 1992 году Святогорский Успенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь была создана в 1584 году на месте подвига преподобного Никандра. Монастырь начал строить инок Исаия, исцелившийся по молитве этому святому. Никандр Псковский родился в 1507 году в том же селе, что и преподобный Евфросин и с детства мечтал об отшельнической жизни. Ему был глас из алтаря, повелевавший идти в пустынь, где он провел несколько лет в безмолвии и подвигах. Затем был пострижен в Крыпецком монастыре, обладал дарами прозорливости и целительства, до конца жизни оставался пустынником. Предсказал свою смерть, сказав, что умрет, когда на отечество нападут враги и умер в 1581 г. при нашести войск польского короля Стефана Батория на Псков.

Монастырь был полностью разрушен в 1920-х гг. Был уничтожен мощный Благовещенский храм, который строился в течение трех столетий, постоянно расширяясь. Но в 2000г. начал свое возрождение, построены два деревянных храма, действуют четыре святых источника, в монастыре и поныне продолжаются чудотворения.

Паломнические туры набирают все большую популярность, количество посещающих монастыри в церковные праздники исчисляется десятками тысяч. Люди приезжают сюда, чтобы найти душевный покой, ясность мысли и благодать в сердце. Псковская область щедро делится всем этим с ними.

Елена Шикова