Псковская земля щедро награждает путешественника. Он может выбрать для себя любой вид отдыха – охота и рыбалка, экологический туризм, жизнь в палатках на озерах, традиционный объезд достопримечательностей, и наконец, все более набирающее силу паломничество. Посетить за один раз все достопримечательности Псковского края не представляется возможным. Те, кто один раз побывал здесь, возвращаются каждый год.
Прежде всего, приезжают в Псков и Псковскую область, чтобы своими глазами увидеть исторические достопримечательности. Село Выбуты – родина равноапостольной княгини Ольги. После святого крещения в Царьграде в 957 году княгиня Ольга видела три светоносных луча, озаряющих с неба возвышение на месте слияния двух рек — Псковы и Великой. Она долго молилась и пророчески сказала, что «на этом месте град велик будет, славен и изобилен», и повелела поставить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, а ныне Свято-Троицкий Кафедральный Собор.
Паломники приезжают сюда поклониться раке с мощами святых угодников: благоверных князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, св. блаж. Николая, Христа ради юродивого, и преп. Иоасафа, игумена Снетогорского, а также Чудотворным иконам Божией Матери
До сих пор в селе Выбуты можно увидеть на берегу старинный храм св. Пророка Илии, построенный в 15 веке псковскими мастерами. Памятник архитектуры средневековья относится к псковской школе зодчества. Здесь же находится основание огромного Ольгина камня, на котором был отпечаток женской ноги в сапожке. Он был взорван вместе с каменной Ольгинской часовней, построенной в 1888 г. Сейчас на его остатках установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом. Ниже Выбут, там, где река Великая разделяется островом на два рукава, по преданию, и произошла встреча Прекрасы с князем Игорем. В честь князя Олега она была названа Ольгой. Недалеко от Выбут на противоположном берегу Великой находится поселок Будники (у впадения реки Кебь в Череху). Это древнее селение Буденик, где ключница Ольги Малуша родила будущего князя Владимира Святославича, крестившего Русь.
Путешественники приезжают посмотреть не только родину первой христианки Руси Ольги. Псковщина – место, где появились первые российские монастыри. Еще в 1156 году в Мирожском монастыре возникла первая обитель. Постепенно монастырей становилось все больше и больше — это и Снетогорский, и Спасо-Елеазаровский, и Крыпецкий монастыри, и Никандрова пустынь. Псковщина славится такими центрами православия как Свято-Успенский Псково-Печерский и Святогорский монастыри.
В 30 км от Пскова на старой гдовской дороге находится Спасо-Елеазаровская обитель. Она известна каждому православному и просто культурному человеку. Ее основателем был преподобный Евфросин, который в миру носил имя Елиазар. В Снетогорском монастыре под Псковом он принял постриг с именем Евфросин. Чтобы ответить на вопрос, каков правильный порядок службы, он предпринял пешее путешествие в Константинополь. Затем покинул Снятогорский монастырь и основал свою монашескую общину недалеко от Псковского озера у реки Толвы. Среди его учеников были многие святые старцы: основатель Крыпецкого монастыря преп. Савва Крыпецкий, преп. Онуфрий Мальский, преп. Иларион Гдовский и другие святые старцы. После кончины, его мощи были сохранены в церкви Трех Святителей, знаменитой своей неординарной архитектурой в традициях псковской школы. В 1766 году к Елеазаровскому монастырю была приписана обедневшая Спасо-Великопустынская обитель, из которой перенесли древнейшую икону Спасителя. Чудотворная икона Спаса Елеазаровского, изъятая из монастыря в 1920-е гг., ныне находится в экспозиции Псковского музея.
Спасо-Елеазаровский монастырь
Монастырь известен тем, что здесь жил старец Филофей, ученый монах, ведший переписку с великим князем Василием III и Иваном Грозным. Филофей известен как создатель концепции русской православной государственности — «Москва—Третий Рим». Формула этого учения вошла в состав Уложенной грамоты 1589 г. об учреждении Патриаршества в России. Со Спасо-Елеазаровским монастырем связана история самой великой древнерусской поэмы — список «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к А. И. Мусину-Пушкину, делался именно здесь.
Крыпецкий монастырь основан иноком Саввой в середине 15 века среди дремучих лесов и болот. Говорят, что Савва пришел в Псков из Сербии или со Святой горы Афон. Он выполнял суровые послушания у игумена Евфросина в Елеазаровской обители и тот дал ему благословение на пустынножительство. В 20 верстах от Пскова на вершине холма над озером он основал Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь. В 16 веке в нем приняли иноческий постриг преподобные Нил Столбенский и Никандр Пустынножитель. В Смутное время монастырь сыграл не самую благовидную роль — через него бежал в Литву Григорий Отрепьев, об этой легенде, несомненно, знал Пушкин. В 1672 году здесь принял иночество с именем Антоний Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, крупный государственный деятель, псковский воевода, ближний боярин царя Алексея Михайловича, чья политическая линия во многом предвосхитила реформы Петра I. В монастыре жил во второй половине 19 века монах Корнилий, который принял подвиг юродства и предсказывал стране великие скорби, в 2000 году он был канонизирован и его мощи покоятся в монастыре.
В 1487 г. монастырю была дана грамота на владение землями и устав монастырского строения. Монастырь был знаменит своим каменным собором, заложенным в 1557г. и давшим начало целому архитектурному ансамблю. Сохранившиеся интерьеры свидетельствуют о классической строгости пропорций и точном рисунке столбов, сводов, окон и дверей. В 1990 году Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь был передан Русской Православной Церкви.
Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю уже более 525 лет. Летопись говорит о том, что в конце 14 века отец и сын Селиши услышали в глухом лесу прекрасное пение, доносящееся как будто из-под земли. Когда крестьянин-владелец этих земель рубил тут лес, ему вдруг открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры». Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Далее следуют другие чудеса. Основатель монастыря преподобный Иона не успел завершить постройку пещерного храма, когда его супруга Мария тяжело заболела и стала первой постриженной в обители под именем Васса. Гроб ее после погребения чудесным образом несколько раз оказывался на поверхности. Это было воспринято как знак свыше и с того случая на протяжении столетий не прекращается чудесное действие благодати в монастырских пещерах – гробы с телами усопших не предаются земле, а составляются друг на друга. В пещерном некрополе склепы до самого верха заполнены ветхими почерневшими гробами, но никаких признаков тления тел усопших не замечено. Здесь покоятся Пушкины, Нахимовы, Бутурлины, родственники М.И.Кутузова, А.Н.Плещеева, М.П. Мусоргского.
В этом монастыре велась Третья Псковская летопись, из так называемых Печорских сборников стала известна переписка князя Андрея Курбского с Иоанном IV. Именно Иван Грозный приказал построить вокруг монастыря мощную каменную стену с девятью башнями и тремя воротами, поскольку в то время шла Ливонская война.
Монастырь был местом паломничества русских венценосцев. Иван Грозный приезжал сюда с богатыми дарами. Четыре раза обитель посещал Петр I. Посещала монастырь Анна Иоанновна, и в монастыре даже сохранилась ее карета. Здесь с прозорливцем Лазарем беседовал в 1822 г. Александр I. В 1903 г. на богомолье приезжал Николай II. В 1911 г. – Великая Княгиня Елизавета Федоровна. В монастыре три почитаемые святыни - чудотворные иконы Божией Матери - Успения в житии, которая выносится крестным ходом каждый год в престольный праздник, Умиления и Одигитрии Псково-Печорских. В летописях сохранились свидетельства, что от чудотворных икон бывали исцеления и прибегающим к ним людям латинской веры. Псково-Печорский монастырь никогда не закрывался, - даже в самые страшные для Церкви годы, когда в течение сорока лет на территории России было только два монастыря – Киево-Печерская и Псково-Печерская Лавры.
Святогорский Свято-Успенский монастырь
Святогорский Свято-Успенский монастырь был основан в 1569 году по приказу Ивана Грозного после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери пастуху Тимофею. В честь явления чудотворных икон Умиления и Одигитрии на том месте был возведен самый древний собор монастыря – Успенский. Среди многих даров монастырю был пожалованный Иваном Грозным пятнадцатипудовый колокол, призванный в народе «Горюном». Монастырский настоятель Зосима находился среди представителей Пскова на Земском соборе 1598 года, избравшем в цари Бориса Годунова. В ризнице монастыря хранилось Евангелие печати 1628 года – дар царя Михаила Романова. Святогорская обитель – место упокоения А.С. Пушкина. 6/18 февраля 1837 года тело поэта было предано земле у алтарной стены. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В годы Великой Отечественной войны от взрыва сильно пострадал Успенский собор, рухнула колокольня, сгорели стены братского корпуса, Никольская и Пятницкая церкви. Но к 1949 г. реставрационные работы были в целом завершены. В 1992 году Святогорский Успенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь была создана в 1584 году на месте подвига преподобного Никандра. Монастырь начал строить инок Исаия, исцелившийся по молитве этому святому. Никандр Псковский родился в 1507 году в том же селе, что и преподобный Евфросин и с детства мечтал об отшельнической жизни. Ему был глас из алтаря, повелевавший идти в пустынь, где он провел несколько лет в безмолвии и подвигах. Затем был пострижен в Крыпецком монастыре, обладал дарами прозорливости и целительства, до конца жизни оставался пустынником. Предсказал свою смерть, сказав, что умрет, когда на отечество нападут враги и умер в 1581 г. при нашести войск польского короля Стефана Батория на Псков.
Монастырь был полностью разрушен в 1920-х гг. Был уничтожен мощный Благовещенский храм, который строился в течение трех столетий, постоянно расширяясь. Но в 2000г. начал свое возрождение, построены два деревянных храма, действуют четыре святых источника, в монастыре и поныне продолжаются чудотворения.
Паломнические туры набирают все большую популярность, количество посещающих монастыри в церковные праздники исчисляется десятками тысяч. Люди приезжают сюда, чтобы найти душевный покой, ясность мысли и благодать в сердце. Псковская область щедро делится всем этим с ними.
Елена Шикова