Этой фразой, по преданию вложенной в уста патриарха Никона, описывается самая сущность этого волшебного места. Множество озер, хвойные леса, родники и знаменитый фаворский свет над водами – притягивают к Валдаю навсегда. Поневоле поверишь в то, что он обладает волшебной целительной силой. Тихий, уездный город N, который, тем не менее, дает целебные и душевные силы всем, кто обращается сюда за помощью. В чем загадка этого волшебства?
Почему этот город так поразил Никона, что он назвал озеро – Святым, а воздвигнутый им самим монастырь – Святозерским? История гласит, что здесь не обошлось без божественного провидения. В 1652 г. Никон, тогда еще Новгородский митрополит отправился в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа, который принял мученическую смерть от Иоанна Грозного. Он принес покаяние от имени Алексея Михайловича, прочитав царскую грамоту перед гробом. На обратном пути святой Филипп явился ему во сне и велел построить обитель на Валдае.
Став в том же году патриархом, Никон обратился к царю Алексею Михайловичу, который одобрил намерение основать обитель и выделил огромные средства. Были свезены искусные зодчие, просто строители, рабочие и ремесленники разных специальностей. Святость монастыря была усилена перенесением в него мощей Иакова Боровичского и особого списка с афонской иконы Иверской Божьей матери. Также в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых.
Патриарх Никон
Особо следует остановиться на истории Иверской иконы Божьей Матери. Услышав историю чудотворной иконы Божией Матери со Святой горы Афон, патриарх Никон обратился к Афонскому архимандриту Пахомию с просьбой сделать список. Список делался на Афоне с особыми приготовлениями – краски замешивались с частичками святых мощей и на святой воде, которой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую. По пути в Москву икона прославилась чудесами. С монахов потребовали большую пошлину при переправе через Дунай, но Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше. В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была привезена на освящение Успенского собора. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.
В мае 1654 года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.
Иверская икона Божией Матери
В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Иноки привезли с собой типографию и наладили книгопечатание и переплетное мастерство. Были изданы такие книги как «Часослов», «Рай мысленный», «Брашно духовное» и другие. В монастыре работали печатники, переплетчики, переводчики, резчики по дереву, иконописцы. В 1656 г. был освящен Успенский Собор, и соборный храм. Даже недостроенный монастырь поражал своим великолепием, говорили, что ему нет подобного в мире. Монастырь получает статус первоклассного. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.
Но на Большом Церковном Соборе в 1666 году патриарх Никон был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты, вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.
История монастыря в восемнадцатом веке – это история оскудения и упадка. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества.
В девятнадцатом века жизнь монастыря относительно оживает, во многом благодаря деятельности архимандрита Лаврентия. Он сделал новую раку для святых мощей Иакова Боровичского. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. Были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Обитель давала пищу и кров тысячам, и не оскудевала, число паломников росло с каждым днем.
После Октябрьской революции, когда в 1918 году спецотряд попытался реквизовать у монастыря последние «излишки хлеба», притом, что перед этим постоянно реквизовались хлеб, скот, рыба, овощи, фрукты, жители Валдая подняли восстание. Все население разобрало оружие, захватив оружейный склад. Весь берег был запружен вооруженными людьми. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться в город на лодках с вооруженным отрядом и уговорить народ разойтись по домам. В момент приближения к берегу он был ранен выстрелом. Реквизицию срочно отменили, но ввели военное положение и применили вооруженные силы для наведения порядка.
Тогда же были отобраны золотые ризы с чудотворной Иверской иконы, старинные и драгоценные вещи, правда по распоряжению комиссара Наркомпросса их вернули. Но отобрали ключи от кладовых и амбаров, а монахов подчинили Рабочему комитету. В 1919 монастырь преобразовали в трудовую артель, которая возделывала более двухсот гектаров садов, огородов, пахоты и пастбищ, и за счет этого помогала безвозмездно людям в голодные годы, раздавая хлеб и еду. Но в 1927 г. «артель» была закрыта за «связь с Иверской чудотворной иконой». Сама икона была увезена в неизвестном направлении, монастырь был закрыт. На его территории последовательно были то историко-архивный музей, то музей краеведения, то мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Монастырь был в плачевном состоянии, все здания были сильно разрушены. Но самое страшное – уже разрабатывался проект об открытии крупного международного туристического комплекса на территории монастыря, в котором должны были открыть рестораны - в церкви Богоявления и в Патриаршей башне, мастерскую ремесленника – в церкви Архангела Михаила, музей книги – в церкви Митрополита Филиппа. Жители Валдая были обеспокоены судьбой монастыря. И в конце 1980-х депутат Верховного Совета СССР Валерий Иванович Трофимов и житель города Валдая Пантелей Николаевич Прохоров обратились к тогда еще Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию о возрождении духовного центра на территории монастыря. В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии. Сейчас его посещают множество паломников со всех уголков страны.
Елена Шикова