Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

01.03.2017

Место, откуда улетают журавли: как в брестской глубинке развивают российско-белорусские отношения

Усадьба «Журавлиное», что находится недалеко от белорусских Пружан, год за годом становится местом теплых встреч художников из России и Беларуси.

В глубине Брестской области, в непосредственной близости от знаменитой Беловежской Пущи, в месте, незаметном для туристов, следующих стандартными маршрутами, стоит небольшая усадебка. Туда непросто добраться, да и пытаться стоит тем лишь, кто устал от городской суеты и при этом не прочь не только насладиться природой белорусской глубинки, но и запечатлеть красоту земли аистов на холстах и полотнах. «Журавлиное» в Великом Селе - место знаковое не только оттого, что из мест этих каждую осень отправляются в долгое путешествие перелетные птицы, но и тем, что тут находится место встреч российских и белорусских художников, мечтающих обменяться идеями, мыслями, показать свои картины и посмотреть на творчество единомышленников.


Усадьба «Журавлиное» - всего в нескольких километрах от того места в селе Старая Воля, где стоял дом знаменитого теперь живописца Станислава Жуковского. Это имя всплыло впервые за долгие годы в середине 80-х годов прошлого века, когда его работы были обнаружены студентом, писавшим дипломную работу о Пружанах – ближайшему к этим местам городу.

Его мать была полькой, из рода Вержбицких, а отец – из местных, но после восстания Костюшки у него отобрали имение: семья была вынуждена снимать у чужих людей свой же дом. В нем и родился в 1873 году мальчик, которого решили назвать Станиславом. А уже подростком его отправили учиться в польский город Белосток. Но местный преподаватель обратил внимание на отлично получавшиеся у прибывшего студента зарисовки окружающего мира, он настоял на том, чтобы Жуковский поступил в училище живописи в Москве, что юноша и сделал вопреки воле отца.

Примерно на этом месте в Старой Воле стояло имение Жуковских



Денег на обучение у будущего художника не было, поэтому на первых порах он был просто вольным слушателем, зато - у выдающихся мастеров своего времени. К тому времени он уже начал писать, а на рубеже XIX и XX веков его работы, оцененные по достоинству самим Исааком Левитаном, уже можно было увидеть на показах Товарищества передвижных художественных выставок.

С Левитаном их вообще роднило многое: жанр - лирический пейзаж, умение не только показать в своих полотнах любовь к родине, но и подчеркнуть величие Руси. Его открыто сравнивали с великим художником, особенно после смерти Левитана, отмечая, что Жуковский привнес в искусство той поры особые интонации, чувственность и печаль.



Полотна белорусского художника показывали в Париже, его картины покупал Третьяков, и после такого успеха в Москве и Петербурге Жуковский уже не возвращался на родину. Признание преследовало его на протяжении еще целого десятилетия и увенчалось присвоением звания академика Императорской академии художеств.

К сожалению, напряженная обстановка в России второго десятилетия XX века задвинула искусство на вторые роли. Замкнувшийся в себе художник, мечтательный и аполитичный, не нашел себе места в революционном круговороте, а в 1923 году уехал в Польшу. Его очень долго звал на родину его друг Иосиф Бродский, но Жуковский принял судьбоносное решение остаться в чужой стране. Он очень мало писал в то время, а война его все равно настигла, не Первая мировая, так Вторая. А дальше... арест и заключение в немецкий концлагерь в Прушкове - где он был расстрелян. До Победы художник не дожил меньше года. Имя его надолго затерялось где-то во мраке первой половины прошлого века...



Возвращать былую славу Станиславу Жуковскому взялись певица и педагог Светлана Машкало и ее супруг – историк-краевед Иосиф Машкало. Их усилиями, и при поддержке петербургских художников, в усадьбе «Журавлиное», призванной популяризовать работы выдающегося пейзажиста, проходят пленэры, на которые приезжают мастера не только из самой Беларуси, но и из российских городов. На первый приехали 30 человек, на второй, в кризисный 2016 год, – меньше, но в дальнейшем ожидается увеличение числа участников. Более того, художники приезжают в «Журавлиное» круглый год: подышать свежим воздухом, сделать несколько зарисовок.

- Мы тут уже третий раз, специально едем прямо сюда, - рассказывает подмосковная художница Елена. – Когда возвращаюсь из усадьбы домой – будто чужая земля под ногами. А сейчас приехала снова – понимаю, мое, душа лежит. Сейчас нас приехало двое, но вообще мы зовем сюда друзей. Летом были гости из Москвы, Петербурга, Пятигорска, а белорусы съезжались из Витебска, Бреста и других городов.



Развешивать свои работы художники могут прямо во дворе – если погода позволяет. Если нет – места хватает и внутри. Помимо самой усадьбы, построенной в те годы, когда Станислав Жуковский был еще жив, есть сараи с уникальной кладкой, которые сами могут стать предметом любопытства любого искусствоведа. Здесь рады, впрочем, не только живописцам: на пленэры приезжают поэты, музыканты и артисты.



- Первый пленэр мы собрали в связи с тем, что был юбилей художника, а остановиться потом не смогли, - признается Иосиф Машкало. – Никаких коммерческих целей мы не преследуем. Главная идея нашего проекта – общение интересных людей друг с другом. Может, однажды отважимся подать заявку на финансирование, например, по линии Союзного государства.






Впрочем, и на самофинансировании у хозяев «Журавлиного» есть определенные успехи: сбор российских и белорусских художников ведут через социальные сети, к услугам приезжих огород, а еще поражает внутреннее убранство небольшой, казалось бы, усадьбы. Здесь можно увидеть не так много картин, зато легко обнаружить старинную прялку, коллекцию горшков и самоваров.



Приехавшие из больших городов пейзажисты не упускают возможности растопить настоящую русскую печь. Организаторы пленэров признаются, что и у самих встреч художников такая же цель: поддерживать постоянно теплыми отношения между творческими людьми разных стран.

Вениамин Лыков, фото Вадима Шерстеникина