ВЕКОВОЙ ОБЫЧАЙ
- Так что в нынешнем, 2017-м, у нашего города пусть и скромный, но – юбилей, 870 лет со дня первого упоминания, - сказал при нашей встрече начальник Вологодского областного Департамента культуры и туризма Владимир Осиповский.
Вологда бережно хранит наследие предков – и в этом чувствуется немалая заслуга Департамента культуры, всей администрации города и области. Идешь центральными улицами – и вот они, легендарные купеческие дома с кирпичным первым этажом и бревенчатым вторым, вот – особняки побогаче, где обитала здешняя аристократия… И нет режущих глаз нелепых конструкций из стекла и бетона, а главенствующие высоты над Вологдой – не многоэтажные небоскребы, а колокольни старинных церквей. Как сказал бы герой Юрия Яковлева из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Лепота-а!» То есть, по-старинному – красота, причем красота – настоящая, а не та, которую показали в том культовом кино – помните? Застроенная «коробками» советская Москва…
Постоянно открываются древние храмы
Вспоминая полумифическое, полуисторическое предание о том, как царь Иван чуть было не перенес своим указом столицу из Москвы в Вологду, наш экскурсовод по Софийскому собору, конечно же, упомянула историю о том, как четыре с половиной века назад, во время богослужения, кусочек штукатурки упал с купола церкви прямо на голову Ивану Васильевичу. Серьезной травмы не нанес, но помог приближенным царя, не желавшим переезжать из Москвы в Вологду, внушить самодержцу, что, дескать, «сие дурной знак есть», не угодно, мол, Господу переносить стольный град Святой Руси в Вологду. Царь был суеверен, и в результате Вологда столицей так и не стала. Что, кстати, ничуть не уменьшило ее собственного величия, достоинства, ее особой, русской стати, широкой души и веры в будущее.
В каждом древнерусском городе сложились свои традиции – порой диковинные, порой – милые, а иногда – и вовсе непонятные. Вот и в Вологде – не без того. Всем без исключения туристам интересно подняться на колокольню Софийского собора (еще ее называют Кремлевской колокольней), чтобы обозреть Вологду с высоты птичьего полета. И вот, когда минуешь один деревянный лестничный пролет за другим, невольно обращаешь внимание на круглые оконные ниши колокольни. Что за напасть? Изнутри эти полукруглые «подоконники» просто-напросто (иначе не скажешь!) завалены денежной мелочью разных лет. Все оконные ниши, до единой! Их (монетки) швыряют и туристы, и местные жители – да так, что никто потом не может до этих денег дотянуться и, соответственно, прикарманить. Я спрашивал служителей музея-кремля, спрашивал случайных посетителей: зачем они это делают – бросают в окна мелочь, словно в фонтаны? Ответ, как правило, был один и тот же: на счастье. Лишь крепко сбитый парень, пожав плечами, буркнул нечто вроде: «Говорят, от этого денег в кошельке прибавляется».
Денег и впрямь - греби лопатой
Ну, насчет кошелька – сказать трудно, а вот пуды монет пора уже выгребать специальной лопатой на длинном черенке, уж слишком много скопилось в оконных нишах действующих и вышедших из обращения монет.
А может – пущай себе лежат до скончания века?..
«КАК СЫР В МАСЛЕ» - ЭТО ГДЕ? НУ-КА…
Как известно, в конце ХХ – начале XXI веков чуть и не по всем городам и весям бывшего Союза - а особенно это коснулось старинных поселений - пронеслось поветрие: создавать свои, оригинальные музеи. В Вологде это, безусловно, в первую очередь - «Музей кружева» (основан в 2010 году). Здесь не только ценители и знатоки этого древнего искусства, но и люди, далекие от хитросплетений волшебных нитей, будут поражены богатством узоров и недюжинным талантом здешних мастериц – от времен дореволюционных и вплоть до нынешних дней. А есть еще музей «Мир забытых вещей», расположенный в красивейшем деревянном особняке середины XIX века. Имеются в виду, конечно же, вещи, давно вышедшие из нашего современного обихода, а не те, что случайно оставлены на лавочке или в магазине. Сколько любви, труда, упорных поисков затратили создатели этого музея, чтобы нынешний человек погрузился во всамаделишный, непридуманный быт наших предков!
Всем известен небольшой музей «Домик Петра Первого» - тот самый дом, где император останавливался по пути в Архангельск. А из недавних музеев – музей «Литература. Искусство. Век ХХ», который особенно привлекает почитателей творчества великих вологжан – поэта Николая Рубцова и композитора Валерия Гаврилина. Появился в городе и музей под названием «Дом Шаламова» - да-да, «певец ГУЛАГа» писатель Варлам Шаламов родился в Вологде в 1907 году, и в нынешнем году у него, как и у всего города, небольшой юбилей, а именно – 110 лет со дня появления на свет.
Чуть ли не на каждой улице, куда ни глянь - старинная церковь
А еще я (от себя лично) посоветовал бы приезжему побывать в Музейно-выставочном центре «Дом Корбакова», расположенном в старом городе, в двухэтажном дореволюционном особняке. Здесь - постоянная экспозиция живописных и графических произведений народного художника России Владимира Корбакова (1922-2013). Художник передал городу около трехсот живописных и графических творений, а также уникальную коллекцию из 500 портретов «Меня рисуют друзья». Если вы придете сюда не один, а в компании друзей (желательно – умных), то обязательно найдете, о чем обменяться впечатлениями, а то и, глядишь, поспорить. Во всяком случае, вы получите вполне определенное представление о лучшем из современных художников Вологды – художнике, сумевшем отстоять свою самобытность в самые разные эпохи.
Наверняка некоторые читатели уже заждались: а когда же автор упомянет о музее вологодского масла? Оно ведь не менее легендарно, чем вологодское кружево или песня «Вологда». Есть, есть такой музей. Он появился в конце 2009 года, только не в областном центре, а в деревне Семенково, что в нескольких километрах от города. Впрочем, о вологодском масле – разговор особый… Даже не разговор, говорить тут не о чем – есть надо. Смаковать. Наслаждаться. Где? В Вологде-где, где ж еще? Иначе – рискуете наткнуться на фальшивку. А вот я рисковать не стал, от души потешил свою утробу настоящим вологодским маслом – да нескольких видов, заметьте, да вприкуску с вологодским сыром и вологодским хлебцем, честь ему и хвала!
Излучина реки Вологды
И, конечно же, Вологда не отстает от многих других российских и европейских городов по возведению уникальных, неожиданных памятников. Это ведь тоже стало своеобразным поветрием нашего времени, даже, пожалуй, его приметой.
Вот, например, в Гродно есть знаменитый медный памятник «Лягушке-Путешественнице» из детской сказки – наверное, потому, что, если Вологду называют «Воротами Севера», то Гродно – «Дверью в Европу». А в Могилеве недавно появился единственный в мире памятник «Звездочету» - на площади Звезды, на месте прежних солнечных часов. Что это за памятник? Стоит высоченный медный Звездочет у еще более высоченного телескопа (даже из космоса, сказывают, этот памятник виден). А вокруг – 12 медных стульев для зрителей, по числу зодиакальных созвездий…
К чему это я вдруг вспомнил о Гродно и Могилеве? А к тому, что эти красивейшие белорусские города являются побратимами не менее красивого российского города Вологды. И, как рассказали мне в Департаменте культуры и туризма Вологодской области, творческие коллективы из Вологды, Гродно и Могилева в буквальном смысле курсируют туда-сюда, обогащая и коллег, и многочисленных зрителей своими театральными постановками, новым взглядом на мировую классику, спектаклями оригинальных жанров, выставками кружев, картин, графики и даже такого редкого вида искусства, как экслибрис.
Все дороги ведут в кремль
Так, а теперь вернемся, собственно, в Вологду, вернее – в самый что ни на есть ее культурно-исторический центр – Вологодский кремль. Рядом, по-над рекой Вологда, раскинулся живописнейший Кремлевский парк (вообще-то у этих окрестностей несколько названий, например – Соборная горка, но в последнее время чаще всего слышится именно это – Кремлевский парк). Ухоженные дорожки, а на панорамной горке над рекой, откуда открываются дивные виды на старинные церкви, построенные на противоположном берегу – каменная площадка, на которой взору путешествующего предстает идиллический сюжет: задумчивый поэт рядом с пасущейся лошадью… Эта скульптурная композиция возведена здесь в память об еще одном великом земляке – поэте пушкинской поры Константине Батюшкове, который 230 лет назад, в 1787 году, родился в Вологде, а спустя долгие годы нелегких жизненных странствий умер здесь же в 1855 году. Могила выдающегося поэта находится, согласно его воле, в Вологодском мужском Спасо-Прилуцком монастыре.
Гроза над Спасо-Прилуцким монастырем
Конечно, надо бы для порядка упомянуть о таких уникальных памятниках-шедеврах, как Птица-Говорун, Писающая Собака, Влюбленные Голубки и Скамейка Примирения… Но ведь, согласитесь, такие памятники можно поставить в любом городе, просто у вологжан быстрей других фантазия сработала, и теперь они – «монопольные» обладатели этих милых, порой – смешных скульптур и композиций.
Скульптурная композиция, посвященная Константину Батюшкову
«О-О-О!»
Но есть и то, чего не может быть! Нигде, разумеется, кроме Вологды (так мне, во всяком случае, казалось поначалу).
Иду дальше по аллее Кремлевского парка и… Вот оно. О! В прямом смысле слова – «О-о-о»! Памятник букве, да-да, серьезно. То, над чем долгие века подтрунивали москвичи да новгородцы (и не только они) – знаменитое вологодское «оканье» - стало памятником. Реальным, во плоти (в металле, если уж быть точным). Высота – два с половиной метра, а завитушки-то, а изгибы… Мне пояснили, что буква выполнена в строгом соответствии с правилами церковнославянского алфавита. Ну да, что ж тут удивительного: ведь «окают» в здешних местах уже девять веков кряду, с момента основания города…
Он уже не "окает"
- А вот и неправда ваша, - говорит мне насмешливо женщина с ребенком. – Вы давно в Вологде? Два дня? А «оканье» хоть разок слышали?
Напрягаю голову… Надо же, и впрямь – а ведь ни в гостинице, ни на улице, ни в музеях или кафе никакого «знаменитого» вологодского оканья не заприметил!
- Вот так-то, - говорит женщина. – Один только памятник от былого оканья и остался. Может, из-за этого его и поставили, этот памятник, чтоб мы совсем не позабыли, как наши предки окали. Это вам куда-нибудь в Тотьму или Вытегру ехать надо, чтоб вологодским оканьем слух побаловать.
Ярмарочные палатки у стен кремля
Что ж, времена меняются, меняется язык, выговор – вот, хоть бы и Батюшков не даст соврать, ведь он, как и Пушкин, немало потрудился в деле формирования современного русского литературного языка. С грустью смотрю на обширную, металлическую, резную скамью рядом с памятником букве «О», на скамье написано медной вязью: «Посидим, поокаем». Нет, никто не сидит на скамье, не окает. Ждал-ждал я с фотоаппаратом, никого не дождался. А пустую скамью «щелкать» мне что-то не захотелось. Не позволило что-то, остановило. Может, и я, как Иван Грозный, суеверный человек?
И – чудо! Собрался уходить, как присели на скамью «поокать» прогуливающиеся вологжане. Хоть и меняются времена, да посидеть-то охота во всякую эпоху.
Но как бы ни менялись времена, во всех поколениях живет мечта. О чем? О счастье, конечно. О любви, о просторе душевном и радостях духовных, о славе Отечества. Об успехах на избранном поприще.
Далеко не каждый осмеливается пройти сквозь "Дверь в Мечту". А вдруг и вправду сбудется? "Солярис", не иначе...
И вот она – «Дверь в Мечту». Вообще-то официально памятник называется «Дверь в…», но вологжане, похоже, не сговариваясь, сами закончили за автора: «Дверь в Мечту». Она здесь же, на святой Кремлевской горке (или парке? – какая разница…) Дверь - туточки, нигде вы ее больше не отыщете – имеется в виду, в осязаемом, материальном виде. Кончайте бродить по страницам сказок в поисках формулы счастья, приезжайте со своими заветными желаниями сюда, на открытый всем ветрам вологодский «пятачок», что под стенами древнего кремля и по-над Вологдой! Всяк входи, кто пожелает, в эту дверь волшебную. С любой своей затаенной мечтой. И она обязательно сбудется – это обещает с невидимой глазу, мудрой улыбкой плавное течение речки Вологды под обрывом, в этом уверяют колокола на звоннице кремлевского Софийского собора, об этом пишет в своих стихах Константин Батюшков, рисует Владимир Корбаков, об этом играет на рояле Валерий Гаврилин – все те, кто был и остается славой города Вологды. Кто не только жил, но и навсегда остался жить на этой земле, в «преддверии Севера», в средоточии души российской.
Александр Аннин, фото автора