Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

11.09.2018

Слоним и Торжок: корифеи зодчества, торговли и ремесел

Еще не так давно, каких-то сто-двести лет назад, такие города, как Торжок и Слоним, были неоценимой опорой нашего Отечества: здесь, в богатой и беспечной глубинке, процветали ремесленники и промышленники, купцы и архитекторы, музыканты и драматурги. Сегодня многое в Торжке и Слониме расскажет любознательному туристу о славном прошлом этих городов.

Не камнем единым 

Идешь улочками белорусского Слонима и невольно ловишь себя на странном ощущении, что атмосфера города чем-то знакома, напоминает иные, прежние путешествия… Да-да, все верно: точно такие же приглушенные булыжной мостовой звуки сопровождают туриста в Королевском Граде Братиславы, в историческом центре Кракова, в старых кварталах Гродно. Слышатся отголоски Средневековья, радуют глаз чистота и возвышенность европейского стиля архитектуры – причем не современного, а именно – древнего, рыцарского. Вот городская ратуша встречает приезжего своими стройными формами, словно ты находишься в центре старушки-Европы; вот стремящийся ввысь контур костела Безгрешного Зачатия Наисвятейшей Девы Марии – построен три с половиной века назад и возносит мелодию молитв по сей день… Тоже – стиль барокко.
 
Вообще, в Слониме – поистине пир для гурманов барочной архитектуры. Вот православный Троицкий собор с трехъярусной восьмигранной башней-колокольней, которая подтягивает ввысь всю конструкцию этого древнего памятника западно-белорусского зодчества. История собора, с одной стороны - драматичная и поучительная, с другой – довольно характерная для Гродненщины. Православная деревянная Троицкая церковь стояла здесь ещё как минимум пять веков назад, но в конце XVI века, после принятия Брестской унии, храм разобрали по бревнышку, потом построили здесь каменный католический костел, который, собственно, с различными переделками и дошел до наших дней. Два с половиной века назад пристроен был к собору монастырский братский корпус, поскольку здесь обосновались бернардинцы. Ну, а после воссоединения этих краев с Российской Империей церковь снова стала православной. Меняются названия улиц (ныне храм стоит на Первомайской), меняются поколения, и на все это мудро взирает Святая Троица с икон и фресок старинной слонимской церкви.

В середине XVII века воздвигли в Слониме синагогу – также в стиле барокко, со знаменитым фасадным «щитом». В советское время здание медленно разрушалось, а теперь оно возвращено еврейской общине. На радость посетителям стены синагоги еще хранят старинные дивные фрески.
1.jpg

А вот – здесь же, в центре – шедевр виленского барокко: костел апостола Андрея Первозванного. Собор огромен по размеру, но сам стиль архитектуры делает его воздушным, изящным. Побывать в этом храме или хотя бы полюбоваться им снаружи, думается, будет интересно всякому туристу, независимо от вероисповедания. Построили костел на этом месте – подумать только! – еще в 1490 году, потом великий канцлер Лев Сапега, господин этих мест, дал денег на новой здание, но его разрушили войны… А нынешний костел возведен в XVIII веке. Примечательно, что это один из немногих так называемых «фарных» костелов (явление, присущее в католическом мире только для Беларуси). Что такое «фарный»? Это значит – являющийся собственностью прихожан, а не конгрегации. Подобные костелы есть еще в Несвиже (Тела Господня), Новогрудке (Преображенский) и Гродно (Святого Франсиска Ксаверия). Так что – уникальная достопримечательность Слонима, этот костел апостола Андрея. Над входом, слева и справа, возвышаются дивные статуи Петра и Павла… А площадь перед собором, кстати, теперь носит имя выдающегося земляка – Льва Сапеги. Между прочим, об этом деятеле напоминает и сегодняшний герб Слонима – лев. Он был утвержден еще в 1591 году и символизировал принадлежность города Льву Сапеге.

Драматична судьба красивейшей культовой постройки Слонима – главного православного прихода города, церкви Преображения. Когда-то давно, в 1635-м, Сапеги всей семьей профинансировали строительство на этом месте костела Тела Господня. Возник здесь и католический монастырь. В середине XIX века обитель ликвидировали, постройки передали православным. А спустя век, во время хрущевских гонений на веру Христову, собор варварски взорвали. И вот уже в XXI веке его восстановили во всей былой красе – в том самом стиле барокко. «Жив» и стоящий поодаль памятник Ленину: вождь призывно указывает своею дланью на собор… 

Многие из тех, кто посещает Слоним, непременно отправляются в близлежащий Жировичский православный монастырь – обитель, известную на весь крещеный мир своими святынями. Лежит монастырь всего в десятке километров от Слонима, так что стоит, наверное, уделить время и этому святому месту. 

Память об Огинских

Надо сказать, архитектурное наследие Слонима привлекает туриста не одними лишь культовыми сооружениями. Здесь волей случая сохранились шедевры дворцового, паркового и даже гидротехнического зодчества. Например, канал Огинских напоминает о расцвете Слонима, пришедшемся на XVIII век, когда городом владел видный политический, военный и финансовый деятель Михаил Казимир Огинский (дядя композитора, прославившего свой род знаменитым полонезом). Огинские – из рода Рюрика, их деды и прадеды являются общими предками с русскими великими князьями и царями. А Михаил Казимир был литовским гетманом, он тоже, как и его молодой родственник – композитор Михаил Клеофас Огинский (1765-1833 гг.), увлекался музицированием, но память по себе оставил, в частности, ныне существующим каналом. Увы, до наших дней не дошли мануфактуры, театр и дворец, построенные гетманом Огинским. А канал, соединяющий две городские реки – Ясельду и Щару - привлекает местных жителей и гостей Слонима тихим плеском вод, тенистым парком, аллеями и пением птиц. Здесь возникает особое, умиротворенное состояние души.

Дворцовая архитектура Слонима – это прежде всего барочный усадебный комплекс «Альбертин», или, как его называют здешние экскурсоводы, дворец Пусловских. Он построен в первой половине XIX века среди прекрасного городского парка. Тут тебе и скульптурные львы, и беседки, и старинный флигель. А сам дворец сохранился почти в первозданном виде.

Нынешний Слоним едва-едва насчитывает пятьдесят тысяч жителей, а ведь было время, когда у города наметилась перспектива стать одним из главных европейских торговых и культурных центров. Официальной датой возникновения города считается 1252 год, и вместе с тем большинство белорусских историков сходятся в том, что поселение существовало здесь как минимум с 1036 года.
2.jpg
Само название, по мнению ряда этимологов, происходит от «заслон», то есть – здесь была крепость, застава на пути в Европу. Хотя… Слоним и был Европой, по большому-то счету. Еще в 1531 году город получил Магдебургское право – не вдаваясь в подробности, скажем, что «ярлык» сей предоставлял европейскому населенному пункту практически неограниченные возможности в развитии международной торговли, собственной экономики, юриспруденции. И Слоним этим правом пользовался сполна, особенно – когда во главе города встал гетман Сапега и его потомки. В конце XVI века польский король Сигизмунд III подтвердил самоуправление Слонима, его независимость. Это был средневековый город-государство – со своим монаршим двором, придворным театром, учебными заведениями, министерствами и ведомствами.

Об этом и многом другом из городского прошлого расскажут туристу в местном краеведческом музее, расположенном также, как и другие достопримечательности, в самом центре города на  площади Ленина, 1. Среди прочих экспонатов особенно выделяется здешняя гордость: каменный истукан, датированный аж Х веком! В научном сообществе его называют «Слонимский идол». Хотя, конечно, подлинной гордостью Слонима являются его великие жители, оставившие нам в наследство парки и полонезы, дворцы и храмы. И еще – мечту о достойном месте Слонима в сонме самых прекрасных городов Европы и мира.

«Привезу я из Торжка два бесценных пояска …»

Ну, а в Торжке, городе-побратиме Слонима, стоящем на реке Тверце, гордостью любого жителя остается пребывание на этой земле Александра Сергеевича Пушкина. Поэт много раз останавливался здесь проездом. Как правило – в гостинице Дарьи Пожарской (ее именем названы знаменитые котлеты). Я еще помню этот бревенчатый дом, который, к сожалению, не охранялся как следует, и сгорел от рук вандалов в 2002 году. Впрочем, хватит о грустном, вспомним лучше стихи Пушкина, которые он адресовал своему другу С.А. Соболевскому: «На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай (именно котлет) и отправься налегке».

Я дотошно интересовался у сотрудников музея Пушкина: почему «именно котлет», почему «налегке»? Да потому, объяснили мне, что Соболевский «соблюдал фигуру», а пожарские котлеты того времени быль столь воздушны и легки, как… Ну, к примеру, как описанные выше барочные шедевры Слонима. 
    
В Торжке Пушкин купил знаменитые торжокские пояса, шитые золотом, и послал их (вместе с шутливыми стихами) в подарок княгине В.Ф.Вяземской, выразив при этом надежду, что она «всю прелесть московскую за пояс заткнет», надев их. Княгиня отписала поэту ответ: «Как можно так легко обращаться со своими прекрасными стихами и так сорить деньгами? Количество поясов привело меня в негодование, и только качество их может служить вам извинением, ибо все они прелесть». Видимо, знала госпожа Вяземская, что торжокские пояса стоят недешево. Сегодня их можно увидеть в музее объединения «Торжокские золотошвеи». Меня, например, этот музей поразил великолепием вышитых золотой и серебряной нитью икон, чудесными панно, головными уборами… Вообще, этот народный промысел – один из главных в Торжке на протяжении веков. 

Неподалеку от Торжка, если ехать по Ленинградскому шоссе, поклонники творчества Пушкина могут свернуть на указателе «Митино-Прутня», здесь, возле старинной церкви, похоронена Анна Петровна Керн. На ее надгробии высечены стихи Александра Сергеевича, посвященные этой женщине: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Анна Петровна любила это имение своих друзей Львовых, и по воле судьбы обрела вечный покой именно здесь, хотя  и умерла в Москве. Но из-за весенней распутицы гроб с ее телом не довезли до имения мужа в Прямухине (тоже неподалеку от Торжка) и похоронили под сенью митинских лип.

Торжок – одно из самых посещаемых пушкинских мест в России. Недаром здесь есть площадь Пушкина, в центре которой установлен памятник поэту. Отсюда дорога круто уходит вверх и влево, по направлению к старейшему на Руси Борисоглебскому монастырю – главной святыне Торжка.

Хранят легенду эти стены

Идучи на взгорье, где видны купола монастырских храмов, можно вспомнить историю этого уникального города, а лучше – послушать ее из уст местного экскурсовода. Именовали город по-разному: Новый Торг (отсюда и прозвище жителей – новоторы), Торжок (малый торг). Основано поселение на перепутье караванных путей – речных, по Тверце, и сухопутных, в Новгород Великий из Киева. Первые дома воздвигли здесь в год Крещения Руси, то есть в 988-й. Чеканили жители свою собственную серебряную монету – «деньгу новоторжскую».

С князем Владимиром Святым связано в Торжке одно древнее предание, можно сказать – легенда. Услышал я ее впервые в стенах возрожденного Борисоглебского монастыря. Она гласит, что основателем обители был не кто иной, как сам равноапостольный князь Владимир, Креститель Руси. Только… выступал он, якобы, под другим именем: святого преподобного Ефрема Новоторжского. Спрашивается: как такое могло быть?
3.jpg

Впоследствии я узнал, что легенда, согласно которой князь Владимир Красно Солнышко и преподобный Ефрем – одно лицо, является серьезной исторической гипотезой, доселе не опровергнутой. Якобы в 1015 году, достигнув 55-летия, святой Владимир по некой древлянской традиции решил добровольно покинуть киевский престол и уйти из мира в затвор. Выпустив из темницы своего старшего сына Святополка с его женою, Владимир приказал слугам объявить о своей смерти (тела никто так и не видел, а погребено оно было в тот же день тайно, без пышной церемонии). Сам же отправился под именем Ефрема в Торжок. Кстати, «ученый муж Ефрем» появился в Торжке в то же самое время, в 1015-м, был он одногодок Владимира (оба – 960 года рождения). Затем на свои деньги пришелец Ефрем начал строить мужской монастырь, а назвал его в честь не кого-нибудь, а сыновей князя Владимира - Бориса и Глеба. Тогда братья еще не были, между прочим, канонизированы. Их прославлению в лике святых много содействовал при жизни своей преподобный Ефрем Новоторжский. А жизни его было почти сто лет…
        
Вот такая легенда. Правдива она или нет? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем окончательный ответ на этот вопрос. Но побывать в Борисоглебском монастыре Торжка надо обязательно. Здесь многое сохранилось с древних времен, и усилиями реставраторов, монашествующих и меценатов XXI века обитель снова предстала православному миру во всей былой красе. Благодать в стенах монастырских – особая, выстраданная веками иноческих подвигов, смирением, молитвой и трудами.
 
Все это совершенно не вяжется с той славой драчунов, которую местные  приобрели давным-давно, а избавиться так и не смогли. Когда я говорил об этом с жителями, то, по-моему, они немного обижались. Мол, ну откуда здесь драчунам-то взяться, тут всю жизнь купцы да ремесленники обитали. Разок только и подрались, тому уж два с половиной века назад… Что же случилось в Торжке в том памятном 1787 году?

А то, что приехала сюда погостить императрица Екатерина II. По такому случаю для монаршей особы ударными темпами возвели деревянный дворец. Накануне прибытия царицы дворец начали обживать ее многочисленные слуги. Горожанам стало интересно поболтать с ними о жизни петербургской, да только лакеи царские оказались надменными и спесивыми. Слово за слово, началась массовая драка. «Буйные у вас людишки», - сказала Екатерина, выслушав оправдания городского головы.
 
А вообще-то других случаев буйства горожан в истории Торжка не отмечено. Даже когда Иван Грозный, едучи с войском на мятежный Новгород, ради тренировки сжег Торжок, жители приняли смерть и пожар с удивительным «расейским» долготерпением.

Ротонда, набережная и вертолеты 

Что посмотреть в центральной части Торжка? В отличие от «барочного» Слонима, в Торжке господствуют ампир и классицизм. Преображенский собор, громадой возвышающийся над улицами и рекою - памятник в стиле ампир. Он свидетельствует о богатстве торжокских купцов, набожности населения в XIX веке. Размах купеческий проявился и в архитектуре торговых рядов (классицизм) – похожие ряды есть в Суздале, Костроме, других старинных городах Средней России. Здесь, в этих рядах, любил бродить со своею тяжелой тростью великий драматург Александр Островский. 
 
По канонам классического стиля построен в начале XIX века храм Илии Пророка (под его сводами целую ночь простоял гроб с телом Александра I, следующий из Таганрога в Петербург); монументальный храм Михаила Архангела памятен горожанам тем, что в советское время он был единственным, который не закрывался властями. А деревянное зодчество представлено в Торжке Старовознесенской церковью конца XVIII века.
В этом старинном русском городке есть удивительная по красоте Тверецкая набережная, она представляет вереницу новопостроенных и воссозданных купеческих особняков. Великолепно, ничего не скажешь! Брусчатка, как в городе-побратиме Слониме, чеканные старинные фонари, ажурный парапет… Так и хочется крикнуть: «Карету мне!», да и прокатиться вдоль реки к ротонде-часовне над Тверцой. Воздвиженская ротонда была построена два века назад по проекту великого архитектора Н.А.Львова (в усадьбе которого, как мы говорили, похоронена А.П.Керн).
 
А еще привлекает туристов в Торжке – от мала до велика! – грандиозный музей вертолетов. Здесь посетитель может увидеть самые разные модели винтокрылых машин, выпущенных в СССР. Главным образом представлены боевые образцы. При советской власти здесь был секретный вертолетный полигон, вот на его-то базе и создан музей. Интересно посмотреть и на вертолеты, которые создавались специально для продажи  за границу.

Александр Аннин