30.09.2019
Автор: Максим Чижиков
Фото: Максим Чижиков
Легенды Несвижского замка
Бородатый, Черный, Сиротка, Рыбонька — прозвища у владельцев Несвижа из рода Радзивиллов - это, как говорится, отдельная песня. Только ради легенд о них уже стоит ехать в замок
Основатель Несвижа Николай Христофор Радзивилл своё прозвище - Сиротка - получил при вполне себе живых родителях. Его отец Николай Черный был великим канцлером литовским. Однажды он с супругой отправился на королевский бал, взяв с собой и маленького сына. Родители оставили спящего малыша в люльке в одном из залов дворца и ушли развлекаться. Но кроха вскоре проснулся и расплакался. На крик пришел король Сигизмунд II Август. Увидев плачущего младенца, он воскликнул: «Ах, ты мой бедный сиротка!». С тех пор прозвище закрепилось за мальчиком. А судьба у него была вполне счастливая.
Благородный Сиротка
Николай Христофор получил блестящее образование, много путешествовал, в том числе и по Ближнему Востоку и Египту. Из Каира привёз секрет бальзамирования (купленные на рынке мумии довезти так и не смог, выкинул во время шторма, опасаясь проклятия). Этим рецептом потом интересовались советские учёные, которые хотели сохранить тело Сталина.
В 1583 году именно Сиротка начал строительство по последнему слову техники нового каменного замка в Несвиже взамен деревянного, пригласив итальянца Джованни Бернардони. Возвёл рядом иезуитский костел с коллегиумом: в отличие от отца-протестанта Сиротка был католиком. В костёле он устроит усыпальницу для членов своего рода, там до сих пор хоронят Радзивиллов. Попасть сейчас в усыпальницу туристам, правда, нельзя. Идёт ремонт.
Женился Сиротка в 35, супруга Альжбета Вишневецкая была моложе его на 20 лет. Родила ему девять детей, рано умерла. Сиротка больше не женился и малышей воспитывал один, более того, взял к себе ещё и четверых племянников - детей рано скончавшегося брата. Не знаю, связано это как-то с его прозвищем, но лично мне эта история запомнилась больше всего...
Черная дама в деле
Эту легенду знает, наверное, каждый житель Несвижа: какой же замок без привидения. Радзивиллы — фамилия в Великом княжестве Литовском и в Польше была далеко не из последних. Замки и владения у них были в девяти странах. И уж, конечно, мужчины этого рода мечтали о королевской короне. Но надеть её смогла только женщина: Барбара Радзивилл — кузина Николая Чёрного и родная сестра Николая Рыжего. Она тайком обвенчалась с великим князем Литовским Сигизмундом Августом, причём для обоих это был второй брак. А вскоре Сигизмунд стал еще и правителем Польши. Вот только признать свою Басеньку королевой монарх смог лишь через два года. Этому особенно противилась его мать - итальянка Бона Сфорца, которая видела себя соправительницей сына. Барбару всё же короновали, но пробыла она в этом качестве ровно год, после чего внезапно умерла. Говорят, свекровь отравила. Расстроенный Сигизмунд всячески хотел вернуть умершую жену.
И вот дальше начинается легенда, которая к реальной истории, скорее всего, никакого отношения не имеет. Нашлись алхимики, которые пообещали королю вызвать дух Барбары с помощью зеркала. По одной из версий, это происходило в Несвиже, по другой - в Кракове. Условие было одно — монарх не должен дотрагиваться до призрака. Спиритический сеанс, согласно легенде, начался успешно, но в решающий момент Сигизмунд не сдержался. Подбежал к Басеньке, хотел обнять. Чары были разрушены, и с тех пор призрак дамы в чёрных, траурных одеждах так и бродит неприкаянным по Несвижскому замку. Говорят, что привидения опасались даже немцы во время войны. А приходит Чёрная дама не просто так: предупреждает об опасности. Последний раз её видели в 2002-м году — как раз накануне пожара в замке.
Рыбонька, ты мой…
Михаил Казимир Рыбонька своё прозвище получил за любовь к слабому полу. Только так - Рыбонька - он обычно и обращался к красивым девушкам. Чтобы, видимо, не путать их имена. И именно ему пришлось восстанавливать замок после Северной войны, во время которой Несвиж капитулировал перед шведами и был ими разграблен. Справился с этим делом он, надо признать, успешно. Несвиж расцвел при Рыбоньке: звездный зал, золотой, бальный, каминный, гетманский.
Его супруга Франтишка Уршуля создала здесь один из первых профессиональных театров на территории Беларуси, в замке действовали музыкальная и балетная школы, придворная капелла. Сама же она писала пьесы, в основном о супружеской верности, которой не отличался её муж. Сейчас в одном из залов дворца воссозданы театральные машины, которые использовались в постановках XVIII века. С их помощью воспроизводились шум дождя, завывания ветра, имитировались морские волны. Выглядит и звучит это всё натурально. При Михаиле Каземире начали создаваться богатейшие коллекции минералов, оружия, монет, библиотека, картинная галерея.
Сокровища Радзивиллов
Кароль Станислав Радзивилл, по прозвищу Пане Коханку, отцовское дело продолжил и даже приумножил. Жил он на широкую ногу, любил балы и пиры: гостиная в замке могла вместить до трёх тысяч гостей. Средств не жалел, поскольку был богаче короля. Радзивиллы были успешными предпринимателями, владели большим количеством мануфактур, на которых выпускалось почти всё: от фарфора до слуцких поясов. Пане Коханку, или любименький пан, так он обращался к своим гостям, обожал устраивать праздничные салюты, после чего в окрестных домах вылетали стёкла. Новые рамы вставляли – конечно же, они были произведены на фабрике Радзивиллов.
Однажды, чтобы удивить короля, Пане Коханку устроил в протекавшей рядом реке морской бой. А чтобы показать, кто есть кто в королевстве, отвёл в сокровищницу, куда не всякий Радзивилл мог попасть. Говорят, что король был поражён богатством: золотые статуи, посуда. Своему гостю хозяин дома сделал роскошный подарок — золотой крест, усыпанный бриллиантами.
Куда делись эти сокровища потом, никто не знает. Не зря же в замке есть потайные ходы. По слухам, часть богатств была спрятана во время Отечественной войны 1812 года, когда тогдашний владелец Несвижа Доминик Радзивилл недальновидно взял сторону Наполеона Бонапарта, а не Александра I. Российский император, на правах победителя, коллекции владельцев Несвижа вывез, но сам замок не конфисковал. Сейчас в залах дворца представлена мебель той эпохи, но лишь часть принадлежала действительно Радзивиллам.
Шар в лузе
Доминик вскоре умер, на нём эта ветвь рода прервалась - и дворец перешёл к берлинской линии Радзивиллов. Почти 50 лет князья не появлялись в своей резиденции, она ветшала и разрушалась. Приехали лишь после отмены крепостного права в России, разобраться, что им делать со своими крестьянами. Да так и остались. Очередное возрождение дворца связывают с именем Марии Дороты де Кастелян, которая была женой князя Антония Вильгельма Радзивилла. Она много сделала для того, чтобы вернуть замку былое величие.
Благодаря ей был отремонтирован дворец, сюда вернулись некоторые фамильные ценности, вывезенные в российские музеи. Николай II, говорят, не устоял перед обаянием француженки. В одном из залов Несвижа развешаны охотничьи трофеи и установлен бильярдный стол для хозяина и его гостей. Да непростой, а с секретом: пол под ним был с легким наклоном. Когда партия складывалась не в пользу хозяина, тут же возникал слуга с подносом, на котором стояли выписка и закуска. Он отвлекал гостей, а шар тем временем катился в нужную лузу. Этот стол стоит в замке до сих пор: он был настолько тяжелый, что его решили не переносить. А еще вокруг замка при де Кастелян были заложены чудесные парки, сохранившиеся и до наших дней.