Фото: Мемориальный комплекс «Павшим воинам»
Ростов-на-Дону – город довольно молодой. 270-ю годовщину отметил недавно. Почти на 900 лет младше Ростова Великого, на шесть столетий – Москвы. Основанная императрицей Елизаветой крепость получила свое название в честь святого Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского. И только потом к ней добавилась приставка – «на Дону», чтобы не путали с северным Ростовом.
С КУПЕЧЕСКИМ РАЗМАХОМ
Но как их спутаешь? Донской Ростов – город купеческий. Но по архитектуре не классический, как Елец или Великий Устюг, а с южным размахом: здесь и дорого, и богато.
Сколько стилей здесь перемешано: и эклектика, и модерн, и ампир, и неоклассика, и псевдорусский. Атланты и кариатиды, того и гляди, шагнут вам на встречу с фасадов зданий.
Один из главных архитекторов Ростова-на-Дону (и этим много сказано) – Александр Померанцев, построивший Верхние Торговые ряды (ГУМ) и спроектировавший большинство зданий Московской окружной дороги. Но все это было потом. А сначала – здание Городской думы, которое теперь по наследству занимает мэрия Ростова-на-Дону, гостиница «Московская» и дом купца Генч-Оглуева.
Поселиться во время поездки, особенно если приехали в город всего на два-три дня, лучше на Большой Садовой – главной улице южной столицы России. Большинство достопримечательностей расположено или на ней, или неподалеку. Название, кстати, историческое (Малую Садовую, например, переименовали в улицу Суворова). Когда-то здесь действительно были сады, а сам район считался городской окраиной. Потом, в 70-х годах XIX века, случились перемены: сначала на Большой Садовой появились керосиновые фонари, водопровод, пустили конку, а потом и электрический трамвай. И потихоньку купцы начали переезжать сюда с соседних улиц. Строились солидно: не только одноэтажные или двухэтажные особняки, но трех-, четырех- и даже пятиэтажные дома. Магазины с большими зеркальными витринами, деловые конторы, гостиницы со швейцарами. Казалось, весь вид центрального проспекта Ростова-на-Дону говорил о его процветании. Пол-России сбывало свои товары через местный порт, здесь сходились сразу несколько железных дорог, и город купался в деньгах.
Его называли «Русским Чикаго», и тогда в это вкладывался только один смысл: сравнивались два крупных транспортных центра, да и улицы были в городе на Дону широкие, словно авеню. Криминальный «Ростов-папа» и гангстеры из Чикаго будут потом. Но это совсем другая история…
ДОМАШНИЙ ТЕАТР ДЛЯ ПОДРУГИ
Продумать маршрут путешествия можно по пути из современного аэропорта Платов (назван так в честь знаменитого казачьего атамана, героя войны 1812 года), это займет у вас около часа. Из Минска сюда летает четыре рейса в неделю. Сейчас, конечно, от былой роскоши в столице российского Юга осталось не так много, как хотелось бы: как говорится, «потемнело серебро, померкло золото». Многие дома были разрушены (особенно в Великую Отечественную, когда немцы дважды захватывали Ростов) или перестроены, но дух города сохранился.
Например, дом, принадлежавший когда-то Марине Черновой. Не жене купца или промышленника, а всего лишь актрисе, любовнице промышленника №1 в городе Елпидифора Парамонова. В зале приемов (была и такая) даже располагалась сцена.
А вот сын Елпидифора, Николай, меценат и книгоиздатель, дом на соседней Пушкинской улице построил для жены и детей и стиль выбрал классический. Теперь тут библиотека Южного федерального университета.
Обязательно пройдитесь по главной Ростовской набережной, что на правом берегу Дона, которая носит имя адмирала Федора Ушакова (когда-то молодого мичмана перевели с Балтики служить в Донскую флотилию), не поленитесь. Там всегда кипит жизнь: художники, музыканты, артисты. В сезон полюбуйтесь на белоснежные лайнеры, стоящие у причалов. Самому можно отправиться на прогулку на кораблике (некоторые катера называются речными такси) по Дону, доплыть на нем можно, например, до старинной столицы Донского казачества и родины Матвея Платова – станицы Старочеркасской. Можно посидеть в одном из пришвартованных на набережной ресторанов-дебаркадеров. Раки там вкусные, но цены «туристические».
Пройдитесь по набережной до отлитых из бронзы героев шолоховского «Тихого Дона», посмотрите на других персонажей, как реальных, так и выдуманных.
На левому берегу Дона нет больших капитальных строений, кроме футбольного стадиона, построенного к чемпионату мира по футболу. Зато и здесь есть набережная, кстати, тоже возведенная к футбольному турниру, а еще есть много мест для отдыха на любой кошелек. Здесь же расположены и пляжи для купания – иногда прямо сразу за кафе и ресторанами.
С чемпионатом мира по футболу связан и один из эпизодов сотрудничества с Беларусью – к турниру город закупил 75 белорусских автобусов МАЗ. Но на этом власти не остановились и продолжают обновлять парк городского автотранспорта с помощью друзей-соседей.
«КОЛОКОЛЬНЯ ПАДАЕТ!»
Местные говорят: если вы не были на Центральном рынке города, вы не были в Ростове. Там очень атмосферно и аппетитно. Весной там выстраиваются очереди за свежайшей клубникой, а летом жители и гости города скупают толстолобика, донского рыбца и таранку. Находится знаменитый ростовский базар (торговаться здесь можно и нужно) прямо возле главного городского храма – Рождества Святой Богородицы. Над ним возвышается колокольня.
Однажды на город осел такой плотный туман, что и в двух шагах трудно было что-либо различить. Ну, а колокольня и вовсе пропала из виду. Вдруг тишину разорвал чей-то крик: «Колокольня падает!» Люди в ужасе побежали с мест, бросив товар, корзины, деньги. Но это был всего лишь криминальный трюк. Воры успели знатно поживиться, украв ценности в оставшихся без присмотра торговых точках — общий ущерб превысил сумму, которую украли из банка их «коллеги» из Одессы-«мамы». В криминальном мире эту операцию оценили: так Ростов-на-Дону и стал «папой».
Ростов – еще и культурная столица юга. Ростовский академический театр драмы им. М. Горького снаружи похож на трактор. В городе, где работает крупнейший в России завод по производству сельскохозяйственной техники, это, впрочем, не удивляет. Такова была задумка архитекторов-конструктивистов. В 30-х годах прошлого века именно гусеничная машина стала символом перемен. Вот и здание должно было… бороздить театральные нивы. Тогда это был крупнейший театр в стране. Позже в нем стали проводить концерты фестиваля «Молодежь за Союзное государство».
Еще один необычный городской театр – Ростовский музыкальный. Тут тоже виден полет фантазии. Он построен в виде белого рояля с открытой крышкой. Начали его возводить еще во времена СССР в 1977-м году, а закончили в 1999-м. Настоящий долгострой: работы шли 22 года. Зато теперь его сцена – одна из самых больших в России, уступает только Большому театру.