Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

28.03.2022

Автор: Дарья Иванова

Фото: Дарья Иванова

Внутренний туризм Союзного государства: в Лавру – пешком

Город Сергиев Посад, расположенный в Подмосковье, славится на весь мир Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, основал которую преподобный Сергий Радонежский – один из «общих» и любимых святых России и Беларуси. В Лавру можно доехать на личном или общественном транспорте, но если вы окажетесь в Москве в теплое время года, решитесь на пеший маршрут до святыни. По нему уже не одно столетие ходят в Посад паломники и просто туристы.

Обитель Живоначальной Троицы (так в самом начале своей истории называлась Свято-Троицкая Сергиева Лавра) была основана в 1337 году Сергием Радонежским (родители будущего святого переехали и обосновались в городе Радонеж, отсюда и Радонежский). До рукоположения звали юношу Варфоломеем.

Его родители Кирилл и Мария – знатные бояре из Ростова Великого были воцерковлены и щедро наделены добродетелями. Однажды отец послал своего сына-подростка в лес за лошадьми. Там мальчику явился старец и передал частицу святого хлеба, сказав: «Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее».

«Встреча» запечатлена на картине художника Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» — это первое полотно цикла, картина русского художника Михаила Васильевича Нестерова, первая и самая значительная работа из цикла, посвященного Сергию Радонежскому.

В 20 лет Варфоломей остался сиротой. Перед смертью родители благословили юношу на иночество (сами они к тому времени приняли постриг в Хотьковском монастыре). Будущий святой со своим братом отправился на поиски места для своей обители. На территории нынешней Лавры они разбили шалаш, потом соорудили келью и принялись возводить церковь во имя Живоначальной Троицы. Монахом Варфоломеем станет позже – в 23 года он примет постриг под именем Сергий и останется здесь, в Сергиевом Посаде.

Обитель росла – трудами самого Сергия и его помощников, которые стекались к подвижнику со всех краев. Росла братия, и слава обители-крепости разносилась по городам и весям.

В 78 лет Сергий отдал Богу душу. Когда много позже монахи открыли гроб, то увидели, что останки старца не тронуты тлением. Мощи преподобного сегодня находятся там же, где и многие века, – в Троицком собора на территории Лавры.

Благословение Дмитрию Донскому и всему русскому воинству

Князь Дмитрий Иванович Донской (прозванный так за будущую победу на Дону), собираясь на битву с Мамаем, спешил. Он ни в коем случае не хотел допустить объединения вражеских войск, но при этом вместо курса на Коломну, где была назначена встреча отрядов, отправился в Посад, к Сергию, увеличив таким образом свой маршрут в 2 раза.

Сергий принял московского правителя, но прежде чем благословить на трудную битву, настойчиво предложил Дмитрию отстоять литургию и разделить трапезу. После чего старец окропил князя святой водой и дал благословение. А еще – двух воинов из иноческой братии: Александра Пересвета и его брата Андрея Ослябю. Пересвету предначертано было пасть первым в схватке с богатырем-неприятелем Челубеем, которого наш воин успел смертельно ранить копьем.

В знак благословения Сергия на стене Лавры и сегодня висит памятная доска.

20220319_173916.jpg

«Троица» Андрея Рублева

«Троица» Андрея Рублева – самая известная икона и при этом одна из немногих, достоверно принадлежащих кисти знаменитого иконописца.

До революции 1917 года она занимала центральное место в иконостасе Троицкого собора Лавры. Но советское правительство распорядилось икону снять и передать на реставрацию. Декретом Совета народных комиссаров от 20 апреля 1920 года под названием «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» икона передавалась в ведение Народного комиссариата просвещения «в целях демократизации художественно-исторических зданий, путем превращения этих зданий и коллекций в музей».

Так, «Троица» в 1929 году осела в Третьяковке, попав сюда из Загорского историко-художественного музея-заповедника.

Загорск – одно из бывших названий Сергиева Посада. Сначала по указу Екатерины II от 22 марта 1782 года из окружавших Лавру сел был образован Сергиевский посад. В 1919 году Посад превратился в город Сергиев, став центром уезда. 6 марта 1930-го город сменил имя на Загорск – в честь революционера Владимира Загорского, погибшего в 1919 году от бомбы анархистов. Историческое название – Сергиев Посад – городу вернули 23 сентября 1991 года. Через 9 лет перед зданием Лавры установили бронзовый памятник ее основателю.

20220319_173740.jpg

Но вернемся к «Троице». Взамен 500-летней иконы, изъятой из иконостаса Троицкого собора, поместили список работы Николая Баранова.

Почитание святого в Союзном государстве

Несмотря на то, что Лавра находится в России, вблизи Москвы, слава и почитание преподобного Сергия выходит за границы страны и распространяется по всему Союзному государству и далее – на весь православный мир.

Об этом свидетельствуют, в том числе, установленные ему памятники. Так, 23 июня 2014 года в Минске на территории прихода храма преподобного Сергия был открыт памятник святому. Проводивший тогда торжественную церемонию освящения Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Павел выразил надежду, что памятник станет своего рода связующим звеном между народами Беларуси и России.

В деревне Миловиды Барановичского района Брестской области стоит Церковь святого Сергия Радонежского. Ее открыли в 1870 году. Причем, как сообщает официальный Интернет-портал этой удивительной церкви, во время Первой мировой войны изображение церкви святого Сергия Радонежского в Миловидах попало на одну из открыток, выпущенных немецкими властями.

Национальный художественный музей Беларуси хранит у себя настоящую реликвию – икону преподобного Сергия Радонежского. Известно, что в Глуске Могилевской области с XVI века действовал Троицкий храм. История его незавидна – в 1807 году он был уничтожен пожаром. Но к этому времени рядом уже были открыты 2 церкви – Воскресенская и Богоявленская. К приходу первой из них принадлежало кладбище с построенным в 1813 году храмом в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1928 году в эти места приехала научная экспедиция, которая и обнаружила икону «Преподобный Сергий Радонежский» – скромную по размерам, но древнюю. Временем ее рождения считают XVII – начало XVIII века.

Пешком до Лавры

Традиция пеших путешествий к святыням имеет глубокие корни, причем не только в Союзном государстве. Так, несколько религиозно-туристических маршрутов, берущих начало в Испании, Португалии и на севере Франции, сходятся в одной точке – в соборе Святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостела, где покоятся мощи апостола Христа.

Возрождение пути от Москвы до Лавры, несколько подзабытого со временем, было приурочено к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного. Маршрут рассчитан на 7 дней и составляет 122 км.

Предшественники современных паломников шли по Ярославской (ранее – Троицкой) дороге. Они выходили из самого сердца столицы – Московского кремля – и шли на север, в сторону Мытищ.

Современный маршрут во многом повторяет тот, исходный, но начинается от Новодевичьего монастыря и идет в сторону Сокольников. Проходят паломники по красивейшим местам Подмосковья: лесам и национальным паркам.

Почему в Мытищах – самый вкусный чай

Мытищи – обязательная остановка на маршруте. «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» – остросоциальная картина художника Василия Перова не только обличает современные нравы, но и увековечивает традицию – пить в Мытищах чай.

Здесь на поверхность выходили знаменитые мытищинские ключи, вода в которых была особенно вкусной. Первый московский водопровод подавал воду в столицу именно из местных источников.

Внутри Лавры

Стены Лавры надежно укрывают ее святыни от посягательств, а их на ее веку было немало. Одна только осада польско-литовскими войсками в Смутное время чего стоила.

20220319_174043.jpg

Одна из центральных частей Лавры – конечно, уже упомянутый Троицкий собор с мощами преподобного Сергия Радонежского. Это первое каменное здание Лавры. На соборной площади перед ним стоит, возвышаясь над городом, колокольня.

Ее строили почти 30 лет – с 1741 по 1770 годы. Высота колокольни 88 метров – на 6 метров больше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.

20220319_174238.jpg

Успенский собор, пятикупольный, центральный, был заложен по велению Ивана Грозного. Здесь проходят основные службы Лавры. К собору примыкает источник святой воды – Успенский кладезь с часовней (1644 год – конец XVII века).

20220319_174250.jpg

Трапезная церковь (церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой) – еще одно место для проведений богослужений. Ее построили по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 годах. Под сводами церкви покоятся мощи Максима Грека, переводчика церковных книг, полиглота, оказавшегося в русском «плену» (иностранцам, приглашенным на Русь «на работу», уехать на родину было непросто – не отпускали) и почившем в Лавре.

Лавра – еще и центр православного образования. Здесь веками собирали книги, рукописные и старопечатные. Здесь учили, выпуская постриженников для того, чтобы они основывали новые обители. С 1814 года на территории Лавры располагается Московская духовная академия, которая является старейшим высшим учебным заведением России. Основана она была в 1685 году, но не в Лавре. Сюда академия переехала после пожара 1812 года. С 1920 года академия не функционировала, как, впрочем, и вся Лавра. Возрождение обители и вместе с ней обучения началось в 1946 году.

20220319_174246.jpg

Желтое здание слева – корпуса Московской духовной академии

В 1993 году архитектурный ансамбль Лавры был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.