Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

31.07.2022

Автор: Дарья Иванова

Павловский Посад: родина космонавта Быковского, актера Тихова и знаменитого платка

В 65 километрах к востоку от Москвы на берегах рек Клязьмы, Вохонки и Ходцы расположился городской округ Павловский Посад со своей «столицей» – одноименным городом, сохранившим память о купечестве, героических сынах Отечества и славных промышленных традициях, венцом которых до сих пор является легендарный павлопосадский платок.


С 2017 года в Павловском Посаде проводится Международный кинофестиваль «Семнадцать мгновений…». Место выбрано не случайно. Город навсегда связан с именем Вячеслава Тихонова. Великий актер здесь родился – 8 февраля 1928 года – и вырос. На улице Володарского, которая теперь названа именем знаменитого земляка, стоял его родной дом, где он жил до поступления во ВГИК. После того, как всенародная любовь обрушилась на актера, он продолжал приезжать сюда – навещал родителей, беседовал с отцом в беседке во дворе.

Со временем отчий дом актера изветшал, и только масштабная реконструкция сохранила его для потомков. Усилиями дочери Анны Тихоновой там сейчас открыт музей. Если соберетесь в Павловский Посад, загляните в него: улица Тихонова, дом №66.

В 2022 году на пересечении улиц Герцена и Кирова появился памятник актеру работы скульптора Владимира Иванова. Многие туристы считают, что на памятной доске, расположенной на школе, где учился будущий «Штирлиц», Вячеслав Тихонов на себя не похож. А вот насчет попадания скульптора памятника в образ актера, разногласий нет: даже издалека видно, что там, на камне, сидит мужественный, задумчивый Вячеслав Тихонов. Даже «фирменная» печаль во взгляде угадывается – так хорошо схвачен образ, так убедительно.

20220716_183610 (1).jpg

На открытии памятника, которое было приурочено к очередному кинофестивалю «Семнадцать мгновений…» его председатель, она же дочь актера Анна, зачитала последние строки из романа Юлиана Семенова, который, собственно, и дал название фестивалю. Штирлиц принимает решение вернуться в Берлин:

«Он вошел в хвойный лес и сел на землю, здесь пробивалась робкая ярко-зеленая первая трава. Штирлиц осторожно погладил землю рукой… он знал, на что идет… поэтому имеет право долго сидеть на холодной земле и гладить ее рукой…».

Эти строки взял за основу скульптор Владимир Иванов, ими он вдохновлялся.

КОСМОНАВТ-ГЕРОЙ

Валерий Быковский – летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза – родился в Павловском Посаде 2 августа 1934 года.

В 1960 году после учебы в Качинском военном авиационном училище и службы в истребительном полку имени А.Ф. Мясникова Валерий Быковский был зачислен в отряд космонавтов. Подготовку уроженец Павловского Посада проходил для полетов на кораблях «Восток». В августе 1962 года он совершил первый космический полет – пока в качестве дублера командира корабля во время полета Андрияна Николаева на корабле «Восток-3». Через год он уже сам летел командиром «Востока-5».

После успешных «восточных» полетов, Валерия Быковского стали готовить к кораблям «Союз» – по лунной программе СССР. В сентябре 1976 космонавт снова взошел на корабль в качестве командира и устремился в космос, где ему предстояло провести 7 суток 21 час 52 минуты 17 секунд.

Успел он поработать и в интернациональных проектах – и снова командиром, на этот раз советско-немецкого экипажа в рамках программы «Интеркосмос».

Валерию Быковскому принадлежит до сих пор не побитый рекорд одиночного пребывания в космосе – более 23 часов.

Город своего знаменитого земляка помнит и чтит. В честь 20-летия со дня первого полета космонавта на Площади революции по инициативе местных краеведов установили его бронзовый бюст.

20220716_164217 (1).jpg

ЗНАМЕНИТЫЕ ПЛАТКИ

Настоящий бренд Павловского Посада, известный далеко за пределами России, – павлопосадский платок. Из стен фабрики выходят настоящие произведения текстильного искусства по вполне сходной цене. Причем – на каждый вкус и возраст. Несмотря на курс на сохранение традиций, художники создают современные дизайны и формы. Поэтому даже если не любите цветочные принты, не обходите стороной магазин с павлопосадскими платками – найдете здесь и черно-белую графику, и импрессионизм, и котиков, и авторские рисунки. 
20220716_185117 (1).jpg

Платочному предприятию Павловского Посада – больше двух столетий, но выпускать те самые платки купцы Яков Лабзин и Василий Грязнов стали не сразу, а через полвека с небольшим после его основания.

А начиналось все с шелковой (да, это не ошибка) фабрики крестьянина Ивана Лабзина – одного из 70 разбросанных в округе аналогичных производств. Слово «фабрика» не должно вводить вас в заблуждение: труд был преимущественно ручной, наемная сила – редкостью, да и само предприятие скорее напоминало ткацкую светелку.

Фабрика Ивана Лабзина исключением не была. На ней были вольнонаемные работницы числом 10 человек, но дело свое он знали так хорошо, и хозяин был, как бы мы сказали сейчас, с предпринимательской жилкой, что фабрика год от года росла и богатела. Богатели и хозяева, сменяя друг друга в соответствии с возрастом. Внуки основателя «светелки» даже перешли в купечество, чтобы удобнее было вести торговлю.

Правнук Яков Лабзин шагнул еще дальше. Вместе со своим компаньоном Василием Грязновым он решил переориентировать фабрику на выпуск шерстяных шалей с набивным рисунком.

Расчет был верен: шали в ту пору носили все – и дворянки, и купчихи, и крестьянки. Но и конкуренты не дремали: в Москве и Владимирской губернии вовсю работали мощные фабрики, причем в полном смысле этого слова.

Но партнеры из Павловского Посада, проявив чудеса целеустремленности, трудолюбия и предпринимательского таланта, не просто выстояли, но и сделали свою продукцию предметом желания многих модниц из разных слоев общества. О качестве платков и шалей красноречиво говорили и награды, которые фабрика брала на разных конкурсах.

В 1881 году, уже после смерти Василия Грязнова, Яков Лабзин забирается еще выше – становится поставщиком Государыни Великой Княгини Александры Петровны «с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорскаго Высочества». А в начале XX века «Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова» вообще стало самым крупным в России в своей отрасли со «штатом» в 2000 человек.

Дело Лабзина и Грязнова пережило революцию, обе мировых войны. Продукция меняла состав – в сторону демократизации, конечно – но фабрика берегла традиции и опыт, и сегодня павлопосадские платки снова в ходу.

20220716_184001 (1).jpg

НО НЕ ПЛАТКОМ ЕДИНЫМ

Но не только набивными платками славен Посад. Шелк здесь тоже умеют «работать».

В 1812 году в эти края прибыл купец Андрей Соколиков. В Москве он был известен благодаря своей ситценабивной фабрике, но в одной из близлежащих деревень он решил открыть другое производство – шелкоразмоточную контору и мастерскую при ней. Подобно предприятию Грязнова и Лабзина, дело зажило, заспорилось. Основателя сменяет сын, а потом и внук Иван Соколиков. Тот со свойственным молодым и талантливым дельцам задором решает расширяться и строит собственную фабрику, которая специализировалась на головных платках из шелка и тканях.

20220716_180441.jpg

Производство Иван Соколков оснащает по последнему слову техники – в стенах фабрики появляются станки российского и европейского производства. Медалей им было собрано – не счесть. Большинство отечественных и зарубежных выставок склоняли перед павлопосадским шелком шляпы: и в Стокгольме, и в Лондоне, и в Вене.

Долгие годы фабрика носила титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества». А потом пришла революция. Предприятие было национализировано, но продолжало работать «по профилю», хоть и в гораздо более скромных масштабах. Война на ассортименте сказалась сильнее: предприятие перешло на выпуск погон и тканей для парашютов.

Но фабрика выжила, сменила название, а потом снова вернулась к прежнему и продолжает выпуск не только шелка, но и знаменитых жаккарда и штофа.

КОЛОКОЛЬНЯ С ОСОБЕННЫМИ ЧАСАМИ

Одним из символов города, свидетельствующих о его многовековой истории, является колокольня храма Воскресения Словущего. Почему не весь храм? Потому что он остался лишь на фотографиях: в смутные годы XX века он был разрушен, уцелела только колокольня с часами, которые заслуживают отдельного рассказа. Но сначала – о храме.
20220716_162711 (1).jpg

Первые упоминания о заложенной на этом месте церкви относятся к временам Дмитрия Донского. Мол, шел он по этим краям, возвращаясь с Куликова поля. Изнемогала его дружина от голода и усталости, и решил князь разбить здесь лагерь. Разбил и взмолился небесам о помощи своим верным воинам. И услышали его небеса, послали диких зверей, которых тут же заприметили охотники. И решил тогда благодарный Дмитрий возвести здесь церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского. Это легенда, но церковь действительно здесь возвели и была она упомянута в источниках XV века.

В 1703-1710 годах ее сменила каменная Воскресенская церковь с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и прп. Сергия Радонежского.

И тут самое время вспомнить Василия Грязнова. 9 лет – с 1860 по 1869 года – он был старостой храма.

Но ХХ век церковь не пережила. Сейчас о ней напоминает лишь 58-метровая колокольня, которую хорошо видно почти из любой точки центра города, хотя в Павловском Посаде довольно холмисто.

Венчают колокольню особенные часы – с историей. Это куранты с немецким механизмом, игравшие раньше несколько мелодий, в том числе «Боже, Царя храни». Местные гиды утверждают, что павлопосадские часы – братья-близнецы кремлевских курантов.

На поддержание часового механизма в бодрости давно не хватает денег, хотя новый глава города обещал заняться этим вопросом вплотную. А пока часы работают усилиями одной павлопосадской семьи.

Андрея Попова называют «хранителем времени». Он и есть тот часовщик, который сегодня бережет реликвию по собственной инициативе. А еще – по традиции. И это очень в духе Павловского Посада.

Андрей – третий из династии Поповых, взявших на себя заботу о курантах. Первым был Иван Попов, с 1911 года шефствовавший над часами. Его сменил сын, а затем, с 1980 года, и правнук Андрей.