Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

31.03.2023

Автор: Максим ЧИЖИКОВ

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Промышленный туризм в Беларуси

К соседям по Союзному государству можно ехать не только ради исторических мест, но и на экскурсии по заводам-гигантам


БЕЛАЗ: побыть лилипутом в стране великанов

Приехать в Беларусь и не побывать на БЕЛАЗе – время и деньги на ветер. Тем более что завод по производству самых больших карьерных самосвалов в мире – один из «пионеров» и лидеров промышленного туризма в стране. Он на предприятии практикуется с 2015-го года. За это время БЕЛАЗ посетили более 190 тысяч человек. Это граждане более чем 25 стран мира. Однажды на БЕЛАЗе сыграли даже свадьбу. Гости прекрасно разместились на палубе одного из самосвалов.

Главное при планировании экскурсии – помнить, что завод находится не в Минске, а в 60 километрах от столицы в Жодино. Ехать туда – час. Не так много, тем более что овчинка стоит выделки. Для начала вас пригласят на экскурсию по заводскому музею. Это нужно, чтобы понять, как зарождался и менялся БЕЛАЗ, начиная с 1948 года. В музее предприятия представлены точные копии техники, которая выпускалась с первых дней работы завода, и образцы современных машин. Работают они, кстати, почти на всех континентах. Нет разве что в Антарктиде. Просто оттуда никто не заказывал. Желающие могут посидеть на так называемой конструкторской скамейке (это – арт-объект), потереть земной шарик и загадать желание. 

Затем вам устроят экскурсию по территории предприятия на электробусе: передвигаться самостоятельно опасно (с БЕЛАЗАми лучше не пересекаться, это вам не игрушка) и долго. Площадь завода равна территории 260 футбольных полей. В финале поездки вы сможете своими глазами увидеть, как собираются самые больше карьерные самосвалы. Цех построили в 2013 году. Если БЕЛАЗЫ - малыши собирают конвейерным способом, как обычные легковушки, то самые тяжелые грузовики, как корабли, на стапелях. 

FRO_8679.JPGСразу несколько самосвалов проходят обкатку, здесь, на территории завода в Жодино. Забраться на 450-тонник (самый большой в семействе карьерных самосвалов) – не только удача, но и небольшое испытание: все равно что на крышу трехэтажного дачного дома. Снизу все такие маленькие. А на верхней площадке гиганта разве что в футбол нельзя играть.

За отдельную плату вас могут покатать на одном из гигантов поменьше и покормить в заводской столовой. 

Стоимость экскурсии – 900 российских рублей

МТЗ: поучаствуй в сборке 

МТЗ занялся промышленным туризмом чуть позже, в 2017-м году, и сразу экскурсии приобрели большую популярность. Особенно среди школьников. Минский тракторный завод по площади – как небольшой город: 156 гектаров, около 16 тысяч персонала. Еще больше, чем БЕЛАЗ. Из конца в конец больше полутора километров. Четыре улицы: есть среди них, например, Сборочная, Центральная, два проспекта. Поэтому покажут на экскурсии, конечно, не все, а самое интересное. Но прежде выдадут каску и специальные очки, точь-в-точь как у рабочих. 

На одном проспектов – Конструкторском – расположен конвейер по сборке тракторов. Точнее, основных сборочных конвейеров – два, на первом собираются трактора мощностью менее 100 лошадиных сил, на втором – до 200. Длина их чуть меньше трехсот метров. За пять минут пройти легко можно, да еще сделать несколько селфи. За это время, кстати, на МТЗ сходит с конвейера хотя бы один трактор. За год – 36 тысяч рабочих лошадок самой разной мощности. 

Наблюдать за рождением нового аппарата всегда любопытно. Вот на конвейер выезжает рама мощного трактора, на ней уже установлены мосты, двигатель и трансмиссия. И дальше она потихоньку начинает обрастать другими деталями. У каждого участка конвейер останавливается. И сборщики навешивают на раму нужные части. Баки, радиатор, кабину, колеса, наконец. Дальше – трактор идет на обкатку. 

Они довольно просты, что в обслуживании, что в сборке. На заводе есть даже такая опция – туристам могут предложить поработать на сборочном конвейере. На полном серьёзе: надеваешь комбинезон – и вперёд. Конечно, ответственную работу не поручат, но пару гаек под чутким контролем мастеров можно вкрутить. А потом получить диплом, подтверждающий участие в сборке конкретной модели. 
FRO_6255.jpg
Еще один цех, куда нас ведут, – механический. Здесь изготавливают мелкие детали – шестеренки, например. Не дедовским способом, а на современных немецких станках. Раз – и готово. Но поражает не только скорость, но и то, что на каждом станке висит фотография мастера, а под ней – стоимость оборудования в белорусских рублях и в евро (почти каждый по миллиону). Сделано это неспроста, а чтобы рабочие понимали, в какую копеечку влетит ремонт, если за техникой как следует не ухаживать.

После экскурсии по цехам показывают образцы готовой техники, можно посидеть в кабине трактора.

Стоимость экскурсии для россиян: примерно 220 российских рублей для детей, и 450 рублей – для взрослых.

«Коммунарка»: сладкая жизнь

Кто из вас в детстве не мечтал побывать на шоколадной фабрике. А еще лучше – остаться там жить до тех пор, пока вкусняшки не кончатся. На минском заводе «Коммунарка»  мечту про визит на шоколадную фабрику осуществляют уже с 2015 года. Интересно и взрослым, и детям. Ароматы тут стоят такие, что чувствуются еще на входе. Как будто ты окунулся в чан с шоколадом. Продукция одного из белорусских лидеров по производству конфет и шоколадок, например, «Беловежская пуща», пользуются большой популярностью у россиян. Главные сладкоежки, по оценкам маркетологов «Коммунарки», – москвичи и питерцы. 

FRO_0216.JPGВежливые девушки попросят вас одеть халат и шапочку, а также тщательно продезинфицировать руки: в конце экскурсии предстоит дегустация. На «Коммунарке» секретов не скрывают: показывают производство конфет от и до. Потому что все тут качественно и по ГОСТу. Вот горячий шоколад льется из краников, вот дозируется по формам, и на конвейер выкатываются уже готовые шоколадки.

Отдельная линия для конфет с вафельной прослойкой. Любопытно наблюдать, как сначала «рождаются» большие вафли, как потом автомат мажет их ровным-ровным слоем шоколада, а затем их разрезают на дольки и превращают в конфеты. Заключительный этап: упаковка их в обертку и фасовка по коробкам. 

Стоимость экскурсии для россиян с дегустацией: 900 - 1200 рублей.