30.10.2024
Автор: Анатолий МАКСИМОВ
Фото: Максим ЧИЖИКОВ
Балтийск: самый западный город Союзного государства
Он знаменит лечебным морским хвойным воздухом, обширными пляжами и старинной архитектурой
Если Калининградская область- самый западный форпост России и Союзного государства, то Балтийск – самая западная точка на ее карте. Дальше – Польша. Некогда закрытый военный городок (здесь находится база Балтийского флота) теперь вполне открыт для туристов, хотя некоторые объекты по-прежнему остаются режимными. А статус военного городка помог сохранить уникальные дюны и природу Балтийской косы от нашествия диких отдыхающих. Балтийск знаменит лечебным морским хвойным воздухом, почти ручными лебедями и обширными дюнами, ширина которых значительно превосходит пляжи куда более раскрученных Светлогорска и Зеленоградска.
Поездка из Калининграда в Балтийск занимает чуть больше часа (можно выбрать автобус, маршрутку или электричку) и по осени уже сама по себе выглядит крайне живописно и запоминается надолго: ехать приходится сквозь «золотой» лес. Эти липы, ясени и клены были посажены здесь еще до Великой Отечественной войны.
Балтийск за свою почти 400-летнюю историю был лакомым кусочком балтийского «пирога». Первые упоминания о поселении датируются XII веком — тогда это была деревушка Вограм, позже переименованная в Пиллау (от прусского «пилис (pilis)» — крепость). И оставалась бы деревня мало кому известным захолустьем, если бы не природа, а точнее шторм. В 1510 году он разметал песок и сделал «разрыв» в узкой Балтийской косе. В результате чего образовался судоходный пролив. Это превратило Пиллау в быстрорастущий и важный порт.
Пиллау был и прусским, и шведским, и французским. Владела им и Российская империя. Армия Елизаветы I заняла Пиллау в 1758 году. Правда, после ее смерти, Петр III вернул все наши завоевания обратно прусскому королю.

Памятник Елизавете
В память о дщери Петровой в Балтийске возведен необычный бронзовый памятник императрице - на коне. На Елизавете мундир полковника лейб-гвардии Преображенского полка, парик и женская треуголка на голове. Памятник видно издалека: вместе с постаментом высота монумента 14 метров. Дойти до него можно по Морскому бульвару. Дальше только – Северный молл и Балтийское море.
Окончательно нашим Пиллау стал в апреле 1945-го вместе со всей Восточной Пруссией. Бои тут шли ожесточенные: немцам просто некуда уже было деваться. Пиллау был взят 25 апреля. А блокированные на Балтийской косе немецкие части капитулировали лишь 9 мая. В плен сдались свыше 20 тысяч человек. Через полтора года после этого город был переименован в Балтийск.
Автобус привозит вас к железнодорожному вокзалу. Рядом – первая достопримечательность: пехотные казармы. Возведенный в начале прошлого века из красного кирпича большой комплекс, предназначался для гарнизона Пиллау. Во время Второй Мировой Войны комплекс использовался в качестве базы, где велась подготовка немецких подводников.
В послевоенное время казармы, сильно пострадавшие в ходе боевых действий, были восстановлены и переданы Балтийскому флоту.
Собственно крепость в Пиллау заложили в начале XVII века захватившие эту территорию шведы, а достраивали уже пруссаки, выкупившие ее обратно . Выглядит цитадель весьма необычно – в виде пятиконечной звезды. В 1697 году тут побывал Петр I. Именно Пиллау послужила прообразом Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Каждый угол строения был укреплен бастионом. Фортификационное сооружение окружает залитый водой широкий ров, с внешней стороны которого находились 5 равелинов. На одним из них Шторнест («Гнездо аиста»), скрытым под землей, сейчас стоит одна из современных городских достопримечательностей – скульптура «Жена моряка»: женщина с ребенком.

Крепость Пиллау
Под крепостью было создано множество подземных коммуникаций. Ходили слухи, что именно там немцы спрятали легендарную Янтарную комнату. Символично, что в крепости до сих пор расположена воинская часть. Но попасть внутрь можно. Экскурсии в цитадель проводятся раз в день (кроме понедельника и вторника), записываться надо заранее в расположенном метрах в 300 от него Музее Балтийского флота: при этом наличие российского паспорта обязательно.
Экспозиция музея находится в здании 1903 года постройки, где в немецкий период размещался суд Пиллау. Строение получило серьезные повреждения во время штурма города весной 1945 года, но было быстро реконструировано. После восстановления в нем непродолжительное время находились ресторан и парикмахерская, а с конца пятидесятых годов здание принадлежит музею, где можно ознакомиться не только с историей российского флота, но и города. Среди достопримечательностей макеты кораблей, старинное оружие и штурвал с яхты, которая принадлежала российскому императору.

Морской собор
Напротив входа в музей - Кафедральный Свято-Георгиевский Собор Балтийского флота. Это бывшая лютеранская кирха, поэтому не стоит удивляться необычной для православных храмов архитектуре.
Одной из главных святынь собора является рака, в которой хранится частица мощей Федора Ушакова – знаменитого флотоводца, которого РПЦ причислила к лику святых. Поскольку собор флотский, не стоит удивляться, что рядом находится морской якорь с судовым канатом.
С другой стороны музея - здание реальной гимназии, построенное в 1906 году. В советское время здесь был киноклуб: до сих пор на фасаде висит плакат, приглашающий воинов гарнизона и жителей посетить секции, клубы по интересам и кружки. Увы, это, поражающее своими размерами здание, сейчас заброшено.
В Балтийске находится и самый западный маяк в России. В городском порту он появился в 1741 году. Деревянная постройка просуществовала более 70 лет, после чего ее заменили каменной. Световой сигнал нового маяка можно было увидеть на расстоянии 16 морских миль (26 километров) и все благодаря уникальной трехметровой стеклянной линзе Френеля. Маяк светит в режиме 9 секунд – свет, 3 секунды – темнота, это легко запомнить – как автомобильный код Калининградской области «39 регион»… Впрочем, такая периодичность свечения маяка появилась гораздо раньше, чем цифровые коды.
На момент постройки навигационного сооружения в качестве источника света использовалось сгоравшее рапсовое масло, которое со временем заменили керосином. В начале прошлого века маяк был электрифицирован. Внутрь маяка сейчас попасть нельзя, он принадлежит Минобороны России.

Вид на другой берег, на Балтийскую косу
На площади перед маяком вас поджидают владельцы катеров, готовые покатать вас по водам Балтики или перевезти на другой берег – на Балтийскую косу. Или ждите парома.
На косе также сохранились немецкие военные объекты – Форт Западный, имеющий статус памятника регионального значения, и аэродром Нойтиф. Туда я так и не успел добраться. Так что нужно вернуться.