13.01.2025
Автор: Анатолий МАКСИМОВ
Фото: Максим ЧИЖИКОВ
Истра: Святая Земля в Подмосковье
Своей известностью город, который когда-то назывался Воскресенском, обязан, конечно, Новоиерусалимскому монастырю
Сверкающие даже в самый пасмурный день купола обители видны издалека. Доехать сюда можно и на собственном авто, и на автобусе, и на электричке. Я выбрал последний вариант. Таким путем до монастыря добирались паломники сто с небольшим лет назад, после того, как была построена Московско-Виндавская железная дорога, сейчас это Рижское направление МЖД. Вылез на станции Новоиерусалимская, она — следующая после Истры. Не стал ждать автобуса, а пешочком по «тропе» паломника за полчаса дошел до стен обители.
Чтобы побывать на Святой Земле, верующему человеку необязательно ехать за тысячи километров — таков был и замысел патриарха Никона. В 1656 году он выкупил село Воскресенское и несколько соседних деревень у стольника Романа Боборыкина. Тут знаменитый церковный реформатор и решил основать Новый Иерусалим, всего в 50 километрах от Московского Кремля, который должен был стать центром православного мира.
Местные ландшафты напоминали Никону Палестину. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной часовней, на севере — холм Фавор. А протекавшая рядом Истра стала рекой Иордан. Лес вокруг был вырублен, теперь местность вокруг стала Гефсиманским садом.
И, конечно, Воскресенский собор, созданный по образу и подобию храма Гроба Господня, внутри которого расположились 44 (!) церкви. В нем, по задумке патриарха, все должно было рассказывать о пути Христа. Если обходить храм по кругу, увидишь все этапы последних дней Иисуса. Это так называемые храмы Скорбного пути. Вот — храм-темница. В ней, с закованными ногами, он провел ночь перед казнью. Наверху — Голгофа. Крест для нее привезли по заказу самого Никона — из Иерусалима.

Судьба монастыря поначалу зависела от поворотов жизни его основателя — Никона. Пока патриарх был в фаворе, обитель строилась и развивалась, но стоило тому впасть в немилость у царя Алексея Михайловича (Никон отрекся от сана, а затем и вовсе был низвергнут в простые монахи и сослан в Ферапонтов монастырь), как и стройка приостановилась.
Правда, наследник Алексея Михайловича — Федор — был монархом болезненным и очень верующим, поэтому при нем работы возобновились. Престарелому Никону даже разрешили вернуться в его Новый Иерусалим, но опальный владыка больше свое детище не увидел. Умер по дороге. Но похоронен был в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
Работы продолжались при Елизавете Петровне и при Екатерине Второй, после того, как монастырь пережил сильный пожар. Изначально в обители работали белорусские мастера, присланные Никоном еще до опалы. Первым мастером Нового Иерусалима стал Петр Заборский. Он скончался в 1665 году и был погребен с южной стороны Воскресенского собора, под лестницей на Голгофу. Вблизи этого места, на фасаде храма, сохранилась белокаменная плита с резной надписью о том, что 1665 года «июля в ... день преставися раб Божий Петр Иванов сын Заборский, золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудивыйся зде о украшении сея святя церкви в ценинных и иных делех не малое время, и положен зде на ряж с иподиаконом Никитою, сподобися погребенным быти от самош Святейшаго Никона Патриарха Московскаго».
Поскольку, по замыслу патриарха, все в монастыре должно было напоминать о Святой земле, то постройки в Новом Иерусалиме должны быть облицованы цветным мрамором. Но на Руси своего мрамора во времена Никона не добывали, поэтому патриарху пришлось думать, чем его заменить.
Решение появилось неожиданно: в гончарной мастерской Валдайского Иверского монастыря белорусский мастер Игнатий Максимов наладил производство изразцов, причем пятицветных.
Изразцы украшали барабаны церковных глав, наличники окон, опоясывали соборы. Фантастические по красоте изображения райских трав, ангелов, зверей превращали храм в радужное чудо. Для церквей монастыря изготовили семь уникальных изразцовых трехъярусных иконостасов.
В 1941 году соборный храм Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был уничтожен гитлеровскими захватчиками. Работы по восстановлению продолжались долгие годы и завершились лишь в начале XXI века. Сохранились лишь фрагменты исторических изразцов.
В начале 1990-х монастырь вернули церкви и освятили. И первым после длительного перерыва его наместником стал архимандрит Никита — уроженец Гомельской области.
Все восемь башен монастыря, несмотря на внушительные размеры, не имели оборонительной функции, хотя перед ними сейчас и установлены старинные пушки. Возвели их скорее как художественный элемент. Башни получили палестинские названия, например: Сионская, Входоиерусалимская, Давидов дом. Только одной, Елизаветинской, дали русское имя — в честь императрицы Елизаветы Петровны. Гефсиманскую башню крепостной стены покрывает осиновая крыша. Это отсылка к предательству Иуды: согласно библейским текстам, он повесился на осине. По крепостным стенам можно абсолютно бесплатно прогуляться, чтобы полюбоваться на окрестности.

Скит Никона
За пределами обители под горой Сион стоит небольшое четырехэтажное здание. Оно носит название «отходная пустынь». Это личная обитель патриарха Никона, его скит. Увы, внутрь попасть нельзя. На первом этаже располагались хозяйственные постройки, выше — помещения для слуг. На третьем уровне — церковь Богоявления.
Четвертый уровень прячется за балюстрадой. Это маленький храм, освященный в честь святых Петра и Павла. Рядом с куполом под двускатной кровлей построено небольшое помещение. Это особая келья патриарха Никона, которую называли «безмолвной».
Рядом с Гефсиманским садом раскидано несколько памятников деревянного зодчества. Когда-то это был музей, теперь он закрыт, территория передана монастырю, памятники обнесены забором и медленно разрушаются. Кроме избы Кокориных (название своё она получила по фамилии последних владельцев. Известно, что построена усадьба была в 1830-1840 годах и стояла на перекрестке дорог в деревне Выхино Люберецкого района Московской области), там находится ветряная мельница второй половины XIX века из села Кочемлево Кашинского района Тверской области. И небольшая часовенка 1976 года — копия сгоревшего экспоната.

Изба Кокориных
Несколько сот метров отделяют Ново-Иерусалимский монастырь и музей «Новый Иерусалим», неразрывно связанный с историей обители: он был открыт в 1920 г. на ее территории после упразднения монастыря. В 2014 г. музейные экспозиции переехали в новое здание на другом берегу Истры. Благодаря необычной архитектуре с зеленой крышей оно вписалось в ландшафт, не закрывая монастырь. Музей получил возможность создавать современные интерактивные экспозиции в просторных залах.
Сегодня коллекции историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» составляют более 180 тысяч артефактов: это документы, фотографии, живопись, графика, оружие, монеты, рукописи, книги.

Истринский драмтеатр
В самом городе достопримечательностей почти не осталось — он был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны. Среди уцелевших — Истринский драмтеатр — один из старейших в Подмосковье. Как любительский он был основан еще в 1908 году, а несколько лет спустя в честь 300-летия Дома Романовых меценаты Тимофей Морозов (сын знаменитого магната Саввы Морозова) и Сергей Попов финансировали постройку Народного дома, где до сих пор находится профессиональный репертуарный Истринский театр.