Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

31.01.2025

Автор: Анатолий МАКСИМОВ

Фото: Максим ЧИЖИКОВ

Коломна: город трудовой славы и воинской доблести

С каждым годом в городе появляется все больше музеев и туристических маршрутов

До Коломны экспресс с Казанского вокзала долетает всего за полтора часа, хотя до Москвы больше 100 километров. Если хотите попасть в историческую часть города, то выходите не в Голутвине, а на станции перед ним. Она как раз и называется Коломна. 

За последние годы город сильно разросся и преобразился. Были отреставрированы старые и заброшенные здания. Город все больше стал развиваться как туристический. Появились уникальные и интересные экскурсионные программы. С каждым годом в Коломне появляется все больше музеев и туристических маршрутов.

Коломна, основанная как южный форпост Московского государства, младше столицы всего на 30 лет. Город стоит в месте, где река Москва впадает в Оку. И именно Коломна принимала на себя первые удары захватчиков, шедших на столицу княжества, а потом и государства, с юга: Батыя, Тохтамыша, Едигея.  В XIV–XV веках Коломна стала вторым по богатству городом Московского княжества. В 30-х годах XV века здесь была резиденция Василия II Темного, где он собирал своих сторонников для захвата московского престола в междоусобной борьбе за власть.

IMG_6893.jpg

Сохранившийся участок стены

Каменный кремль в городе закончили строить в 1531 году при его внуке Василии III, по образу и подобию столичного. Он и по площади совсем немного уступает Московскому: занимает 24 гектара, а столичный — 28. Изначально крепость насчитывала 16 башен, из которых 4 были проездными. До наших дней сохранились семь, в том числе и проездные, и два участка крепостной стены. 

Виновато в утрате большей части памятника архитектуры не столько время, сколько люди. Местные жители растаскивали кирпич на собственные нужды. Остановить варварство удалось лишь в 1826 году указом Николая I, который запретил разрушать кремли по всей стране. И в наши дни вся эта территория — городской район, а не закрытый музейный комплекс. Прогуляться вдоль стен Коломенского кремля можно бесплатно и в любое время, а вот попасть внутрь башен и на стену — только с индивидуальной или групповой экскурсией.

Самая высокая из всех сохранившихся башен — Круглая: ее высота 31 метр, диаметр — 13. Еще эту башню называют Маринкиной в честь Марины Мнишек, которая, по легенде, скончалась тут в заточении.

Венчанная жена двух официальных самозванцев – Лжедмитрия Первого (и Второго), подруга одного потенциального – атамана Ивана Заруцкого, Марина Мнишек жила в Коломне ровно год — с лета 1611 по 1612. Когда войска князя Пожарского погнали поляков из Москвы, вместе с Заруцким она бежала в Астрахань,. Через два года их ловят. Заруцкого казнят, а Мнишек заточили в коломенскую башню. Одна из легенд гласит, что она обернулась вороной и улетела. Пыталась вернуться, но обрести свой человеческий облик не смогла. Вот и кружит над башней черная ворона, сетует, что царицей не стала, каркает на посетителей музея «Коломенский кремль».

IMG_6899.jpg
Высота двухъярусной башни Пятницких ворот достигает 29 метров, длина — 23 метра, ширина — 13 метров. На вершине башни был установлен колокол, который подавал тревожный звон при виде приближающегося врага.

У нее свои легенды. Она получила свое название от некогда стоявшей рядом церкви Параскевы Пятницы. Храм, согласно преданию, в момент вторжения татарского войска ушел под землю вместе со священниками и молящимися жителями. Легенда гласит, что богослужение продолжается по сей день, и если припасть здесь ухом к земле, можно услышать перезвон подземных колоколов.

От Спасских ворот Пятницкой башни остались только петли, а массивные деревянные двери бесследно исчезли. По одной из легенд, под этими воротами где-то в лесах под Коломной спрятан клад, который зарыла сбежавшая Марина Мнишек. 
Дорога, которая идет через них, уникальна. По ней Дмитрий Донской шел во главе русских ратей, идущих на поле Куликово. Потом, спустя годы, его сын Василий с войском вышел из Коломны на эту дорогу для сражения с Тамерланом. И по этим же камням Иван III со своими отрядами выдвинулся на реку Угру, чтобы выстоять против Орды в 1480 году. Так что Коломна, гордо носящая звание «Города трудовой доблести», — это и город воинской славы. 

На территории Коломенского кремля много достопримечательностей. В храме Воскресения Словущего 16-летний Дмитрий венчался браком с 13-летней суздальской княжной Евдокией.

IMG_6903.jpg

Соборная площадь

Успенский собор был заложен в честь победы над монголо-татарами в Куликовской битве. Именно в этой церкви (точнее, той, которая была на этом месте) князь Дмитрий Донской молился перед победоносным сражением. Однако мало кто знает, что буквально за несколько дней до битвы храм обрушился. Но Дмитрий приказал отслужить молебен о победе в руинах – наперекор всему.

Первый каменный собор строили долго, а расписывал его сам Феофан Грек. Он же написал и главную икону — Донскую Божью Матерь. К сожалению, тот собор был разобран и перестроен заново, так что росписей Грека мы тут уже не увидим.
Новый, уже третий по счету храм построили в конце XVII века, а расписывали в XVIII. После революции собор был закрыт и разграблен, как многие другие, и лишь в 1999 году он был отреставрирован и вновь открыт. А с центрального золотого купола очень долго стирали черную краску, которой он был окрашен во время войны.

В XVI веке в Коломне не раз бывал Иван Грозный. Тут он по обету построил Успенский Брусенский монастырь. Несколько раз пытался первый русский царь взять Казань, да не выходило. Приехал властитель в Коломну на богомолье, тут и пришло ему на ум такое решение: если падет Казань, то выстрою здесь монастырь. Так и сделал, а первыми иноками были участники казанского похода, пожелавшие принять святой постриг. Так что изначально монастырь был мужским, но со временем «сменил» пол.

IMG_6908.jpg

Успенский Брусенский женский монастырь

Пройдя сквозь каменные ворота монастыря, мы выходим на самую известную улицу старой Коломны — улицу Лажечникова. За свою долгую историю она сменила много названий и сейчас носит имя знаменитого писателя, автора «Ледяного дома», который здесь когда-то родился, жил и работал.

Улица обязана своим появлением Екатерине II, которой не понравилась «кривая» застройка Коломенского кремля. Она приказала перестроить город на европейский лад, чтобы все улицы шли параллельно и пересекались под прямыми углами.

Отдельная гордость Коломны — музеи: «Калачная», «Коломенская пастила», трамваев и даже местного, коломенского патефона. Можно еще упомянуть «Музей любимой игрушки» и «Музей коломенской медовушки».

А еще одна достопримечательность Коломны — трамвай, единственный во всем Подмосковье (был еще в Ногинске, но сплыл). На нем, например, можно доехать от Кремля до автовокзала «Коломна», который находится на станции «Голутвин».
  
Наличие трамвая в городе не случайно. Именно здесь, на «Коломенском заводе», в начале 1892 года был произведен (и запущен в серию) первый российский электрический трамвай. Делали здесь и паровозы, да еще какие! В 1900 году на Всемирной Парижской выставке «Коломенский завод» получил Гран-при за свой пятиосный паровоз «Компаунд». Сейчас предприятие — единственный действующий производитель пассажирских тепловозов на постсоветском пространстве.