Алексей Кубрин: “Все программы Союзного государства - инновационные”
Заместитель Государственного секретаря – член Постоянного Комитета - Алексей Александрович Кубрин рассказал о действующих и перспективных программах Союзного государства, принципах и особенностях их формирования и финансирования, а также планах на ближайшую перспективу.
Фото: Заместитель Государственного секретаря – член Постоянного Комитета - Алексей Александрович Кубрин
Заместитель Государственного секретаря – член Постоянного Комитета - Алексей Александрович Кубрин рассказал о действующих и перспективных программах Союзного государства, принципах и особенностях их формирования и финансирования, а также планах на ближайшую перспективу.
- Алексей Александрович, как сейчас идет финансирование союзных программ?
- Достаточно стабильно. В последние годы усилиями Постоянного Комитета Союзного государства и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России удалось оптимизировать бюджетный процесс от формирования проекта бюджета Союзного государства до его практического исполнения. В 2014 году в Высший Государственный Совет Союзного государства внесён проект Декрета о порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства, который призван значительно поднять качество его подготовки и практической реализации.
Что же касается размера самого бюджета Союзного государства, то он уже на протяжении ряда лет в числовом выражении остаётся неизменным: чуть меньше пяти миллиардов российских рублей в год. Его коррекция в сторону увеличения расходов возможна только за счёт использования остатков предыдущих лет. Других источников пополнения бюджета Союзного государства нет.
Ежегодно у нас реализуется от десяти до пятнадцати союзных программ. Всего за все время существования Союзного государства было реализовано более 40 программ.
- Каковы особенности ваших программ?
- Основной отличительной особенностью программ Союзного государства является то, что все они реально инновационны и отвечают взаимным интересам Беларуси и России. Учитывая, что на фоне национальных бюджетов и даже бюджетов некоторых министерств государств-участников, наш бюджет небольшой, - мы при отборе и формировании проектов программ исходим из того, что то, что мы выполняем, должно носить уникальный характер и быть востребовано в наших государствах.
Таких программ нет ни в рамках федеральных целевых программ Российской Федерации, ни в рамках госпрограмм Беларуси. Мы заинтересованы в их высокой социально-экономической эффективности и результативности.
- Какие проблемы вы отмечаете в своей работе?
- Это прежде всего чрезмерно сложный порядок формирования и согласования программ.
Направления всех без исключения работ должны ведь быть согласованы и в России, и в Беларуси. И там и там признаны целесообразными. На этом этапе могут возникать проблемы, потому что бюрократическая составляющая у нас удваивается, если не утраивается, и зачастую в этот процесс вмешиваются ведомственный и субъективный факторы. Для парирования их влияния на результат решения по программам необходимо создать легитимный экспертный орган Союзного государства, заключения которого будут учитываться как при согласовании в экономических и финансовых органах, так и при рассмотрении вопросов в правительствах государств-участников и Совете Министров Союзного государства.
- Формирование программ носит в итоге достаточно длительный характер?
- Частично на этот вопрос было отвечено при обсуждении предыдущего вопроса. Например, появляется какая-то интересная идея. На уровне НИИ и ОКБ эту идею переваривают, говорят - “Да, такого нет ни в России, ни в Беларуси, - надо это делать”. Дальше каждая сторона должна согласовать на своем отраслевом уровне. Потом - на уровне Минэкономик Беларуси и России, Минфинов России и Беларуси. Потом - в Правительствах России и Беларуси, и только после этого выходит распоряжение Совмина Союзного государства. Оно может быть вынесено на заседании Совмина Союзного государства, председателем которого является Дмитрий Анатольевич Медведев, - либо может быть согласовано в рабочем порядке, а именно: в Белоруссии премьер-министр подписывает, потом у нас Дмитрий Анатольевич подписывает. И за каждой из этих ступеней еще много чиновников.... и том же Минфине, например, могут завернуть направление, над которым долго работали специалисты в своей отрасли. И приходится такого сотрудника убеждать, что для определения значимости проекта есть отраслевые министерства и ведомости, в которых лучше знают, что нужно к примеру для борьбы с терроризмом, для новых моделей электроники, программного обеспечения или новых разработок химии.
Сам я, хоть и работаю в промышленности с 1983 года, не могу брать на себя ответственность оценить качество прохождения и нужность той или иной программы, а эти специалисты не бояться брать на себя такие функции…
- Алексей Александрович, расскажите, пожалуйста, о наиболее высокотехнологичных направлениях сотрудничества России и Беларуси в рамках Союзного государство?
- Отдельно я бы выделил космическое направление. В рамках российско-белорусского сотрудничества был запущен белорусский спутник БКА, который органично комплексируется с российским спутником “Канопус”. В соответствии с межведомственным соглашением Роскосмос и НАН Беларуси обмениваются 15% космической информации, получаемой каждой из сторон.
Охватить огромную территорию Союзного государства из космоса целиком возможно, только создав полноценную значительную орбитальную космическую группировку.
Поэтому мы заинтересованы, чтобы такая группировка постоянно наращивалась. И сейчас совместно с Академией Наук Беларуси мы обсуждаем идею, не стоит ли нам открыть такую программу, которая позволит значительно расширить использование результатов совместной космической деятельности государств-участников Союзного государства не только в сфере дистанционного зондирования Земли, но и в области навигационного обеспечения и связи.
- Правда, что есть большое количество вопросов, где мы сотрудничаем в области химии и нефтехимии?
- Да, это правда. У нас была программа “Композит”, сейчас в рамках Союзного государства реализуется программа “Компомат”.
В РФ и в Беларуси есть предприятия, которые могут друг друга дополнять. Это очень важно, ведь современные композиционные материалы - это не только авиация и космонавтика, но и трубы, столбы композиционные, которые по прочностным характеристикам не уступают стальным или бетонным, но гораздо легче. Например, включение добавок из композиционных материалов и армирование ими бетона и др. резко улучшают их качество, прочность и термостойкость.
“Компомат” - это белорусские нефтехимические предприятия, находящиеся под контролем Белнефтехима, сотрудничающие с российскими предприятиями, такими как концерн АО «РТ-Химкомпозит», входящее в состав ОАО Ростех, и др. предприятия нефтехимического комплекса России.
Этой программой предусматривается создание ряда новых композиционных материалов, востребованных в различных отраслях промышленного производства: ракетостроении, авиации, автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении, промышленности строительных материалов и др.
Много и серьезно работаем с точки зрения развития элементной базы для нашей радиоэлектроники. Здесь я бы упомянул наши российские предприятия: санкт-петербургские ОАО «Авангард», ОАО «Светлана» и ОАО «Радар ммс», зеленоградское ОАО «НИИМЭ и Микрон», в Беларуси - холдинги “Интеграл” и “Планар”, ОАО «Минский НИИ радиоматериалов», ГНУ «ОИПИ НАН Беларуси» и ГНУ «Институт физики им. Б.И. Степанова» и другие.
Сотрудничество можно развивать и в области создания помехозащищенных средств - то, что требуется и для космоса, и для атомных станций, - так и для отдельных элементов, которые могут поступать в открытое функционирование. Для открытых систем тех же самых телефонов.
В рамках Союзного государства развивается и сельскохозяйственное направление
Но у нас есть еще и такая форма взаимодействия Союзного государства как мероприятия. Они касаются в основном вопросов культуры и социальной сферы. Это ежегодный “Славянский базар”, также мероприятия, приуроченные к различным юбилейным датам: в этом году мы ожидаем 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, которую за рубежом любят называть "Второй мировой" войной. Здесь тоже много работы - и в области фальсификации истории, и хода войны, и ее истории, о чем недавно наши президенты говорили. У нас есть и велопробеги, и автопробеги, и проведение разных встреч. Активно работаем по поддержанию и развитию детского туризма, и образования, много вопросов уделяем вопросам стыковки и систематизации российского и белорусского образования.
Важное значение в Союзном государстве уделяется взаимодействию силовых структур России и Беларуси. Здесь у нас реализуется программа обустройства внешних границ Союзного государства и совершенствования объектов военной инфраструктуры. Уникально и то, что у нас есть региональная группировка войск (сил) Российской Федерации и Республики Беларусь.
Работаем мы и в вопросах железнодорожных войск. Это отдельно отмечается, ведь в железнодорожных войсках, помимо мощного потока грузов, которые должны идти в различных интересах, это уникальные технологии переправ. Осенью у нас даже прошла информация, что в одном из регионов России Министерство обороны попросили навести мост через реку. И там, где Минтранс бы у нас годы думал, как организовать транспортную магистраль, они такой мост возвели в течение двух-трех суток, обеспечив течение и грузового, и легкового транспорта, и в том числе можно отправлять и железнодорожные грузы.
Не так давно, 23 декабря 2014 г. прошло заседание Совета Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Там было отмечено, что единственная реально действующая совместная система ПВО имеется в Союзном государстве. Сейчас поговаривают о том, что не мешало бы распространить её на другие государства ОДКБ.