Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

22.04.2019

Автор: Максим ЧИЖИКОВ

Фото: Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Сыграть на опережение: Союзные парламентарии обсудили возможность принятия модельных законов

В Суздале прошло заседание Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту

Центральной темой обсуждения стал вопрос об использовании в рамках Союзного государства потенциала модельного законотворчества. Речь об этом шла и на V Форуме регионов России и Беларуси, и на 55-й сессии Парламентского Собрания. Вопрос об унификации законов неожиданно всплыл уже в самом начале заседания, во время поздравления с днём рождения Председателя Молодежной палаты при Парламентском Собрании Елены Еракиной.

- По российскому законодательству я уже выхожу из возраста молодежи, а по белорусскому - еще год остаюсь. Даже эта сфера у нас не урегулирована, - заявила она.

Как лучше унифицировать наше правовое поле и в каких областях это стоит делать? Позиции специалистов разнятся. Директор Национального центра законодательств и правовых исследований Республики Беларусь Вадим Ипатов напомнил, что Договором о Союзном государстве не предусмотрено принятие Парламентским Собранием модельных законов. Данным полномочием обладал Парламент Сообщества Беларуси и России, который уже утратил силу. При этом правовая основа для использования мягкого права, каковым является модельное законодательство, все равно есть.

В то же время заместитель директора НИИ Института правовых исследований и региональной интеграции, доктор юридических наук Андрей Моисеев привел в пример модельное законодательство СНГ, в рамках которого с начала 90-х годов до 2018-го принято более 500 модельных законов и 80 рекомендаций.

- На мой взгляд, модельное законодательство необходимо, - сказал Андрей Моисеев. - Если мы не будем им оперировать, то у нас, по сути, остается один метод – заключение международных соглашений под эгидой Союзного государства. Но даже в уставе СНГ не было речи о модельных законах. Упоминание о них появилось вместе с принятием регламента Парламентской ассамблеи cтран СНГ. А позже было разработано положение о принятии таких законов. Да, в Союзном договоре не говорится о модельном законодательстве. Но препятствие ли это? Или мы можем дополнить положение о Парламентском Собрании возможностью принятия модельных законов.

Заместитель начальника Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Анна Шпак отметила, что в Посткоме также прорабатывался вопрос о модельном законодательстве. 

- Работа должна идти в нескольких плоскостях, - сказала она. - Мы полагаем, что такое наименование правового акта, как модельное законодательство, пока поднимать проблематично. Тем не менее, не исключена работа в других формах. В частности, есть такой, предусмотренный Договором, вид правового документа, как рекомендации. Есть еще  и финансовый вопрос: кто будет готовить это модельное законодательство и на какие средства? Большую часть законов сейчас разрабатывают отраслевые министерства. Хотелось бы спросить, как часто они используют модельные законы?

По словам председателя Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Артема Турова, четыре основные комиссии поддерживают работу по модельному законодательству:

- Главная задача Парламентского Собрания - обеспечение равных прав граждан России и Беларуси, - сказал Туров. - Где бы ни находился человек, он должен иметь одинаковые права на образование, трудоустройство, получение медицинских услуг. Но законодательства двух стран в течение многих лет развивались параллельно, и во многих моментах есть несоответствия. Совместная работа союзных парламентариев, обсуждение проблем на парламентских слушаниях с представителями министерств и ведомств и заключение международных договоров закрыли многие вопросы. Что касается равных прав граждан, то практически все вопросы урегулированы. Но получается, что мы работаем по итогам, а нам важно работать на опережение, чтобы новые законы сразу были гармонизированы и синхронизированы. При создании единой цифровой экономики модельное законодательство многое бы упростило.

Говоря о сроках запуска модельного законодательства, Артём Туров заявил, что до конца сентября депутаты должны выделить те сферы, где оно будет максимально эффективным.

- Уже в декабре на следующую сессию Парламентского Собрания мы выйдем с конкретными предложениями по внедрению модельного законодательства в рамках строительства Союзного государства, - сказал Туров.

Пока же депутаты приняли решение дополнительно проработать эти вопросы в рамках постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании с участием заинтересованных государственных органов и ученых двух стран.