01.11.2023
Автор: Анатолий МАКСИМОВ
Фото: Максим ЧИЖИКОВ
Николай Бурляев: «Общество постепенно возвращается к тому, что служение учителя и педагога бесценно»
Депутаты Парламентского Собрания обсудили основные задачи государственной политики в сфере образования
В Ярославле прошло 72-е заседание постоянно действующего семинара при ПС по вопросам строительства Союзного государства «Практика формирования и задачи синхронизации структурно-методических систем и стандартов среднего и высшего образования в Беларуси и России».
Речь на нем шла об актуальных вопросах подготовки кадров высшей квалификации, о сохранении и развитии духовно-нравственных ценностей в системах образования Республики Беларусь и Российской Федерации, приоритетных направлениях развития системы среднего и высшего образования в современных условиях в Союзном государстве, а также об актуальных проблемах совершенствования и сближения систем образования Беларуси и России, сопоставимости образовательных программ, возможности унификации специальностей и квалификаций.
Тематика выбрана не случайно.
– Когда молодой император Николай I пригласил к себе в 1826-м году Александра Пушкина, то спросил его: «С чего начать реформы?». И тот ответил: «С образования». Ибо неокрепшие души пойдут за любым, – заявил председатель Комиссии Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию Николай Бурляев.
По его словам, главная задача сейчас – определить, что необходимо для объединения систем образования России и Беларуси, на какой опыт опираться и правильно ли, что у нас платная система образования и что западные ветры «выдувают» у нас все ценное.
– Надо вспомнить все хорошее, что было. Даже Джон Кеннеди говорил, что у нас лучшее образование в мире, – признался Николай Бурляев.
По его словам, наше общество постепенно возвращается к тому, что служение учителя и педагога бесценно:
– Процесс формирования новой стратегии развития образования как в России, так и в Беларуси, проходит в условиях беспрецедентных вызовов нашей государственности. Именно система образования должна сыграть ключевую роль в защите экономического и культурного суверенитета Союзного государства.
Поэтому как никогда остро встал вопрос подготовки педагогических кадров. Вот только для обучения молодежи требуются опытные, высококвалифицированные, духовно образованные наставники, а также эффективные методики и образовательные стандарты. Поэтому, по мнению Николая Бурляева, необходимо усилить нравственную составляющую учебного процесса, а также уделить особое внимание вопросу содержания учебников, в первую очередь, по истории.
– Единое образовательное пространство Союзного государства подразумевает в первую очередь выработку общего взгляда на исторические события и прошлое. Такой подход будет способствовать консолидации общества и воспитанию патриотических и гражданских качеств подрастающего поколения, служить укреплению межнационального и межконфессионального согласия.
Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию Анатолий Щастный согласился, что образовательная платформа у наших стран общая, и история у нас одна:
– Образование – основная платформа государственности. Наши и победы, и неудачи от того, как мы воспитываем, растим, образовываем своих детей, каких готовим специалистов. Предложения в рамках работы нашего семинара, безусловно, будут подвержены самому тщательному анализу. Надо взять все самое рациональное, самое лучшее.
Он предложил шире внедрять сетевые формы образования:
– Одному университету выполнить наукоемкий проект сложно. Конечно, при участии исполнительной власти, думаю, это сработает. Тем более, сетевое образование позволяет обмениваться преподавателями, студентами.
Член Комиссии Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию Анна Старовойтова отметила, что открытый разговор о проблемах образования соответствует требованиям дня.
– Для того, чтобы глубоко посмотреть на проблематику вопроса, одно из предложений – провести педагогический совет Союзного государства. Такого формата не было ранее, – заявила парламентарий.
По ее словам, у стран достаточно хорошо налажено взаимодействие в сфере высшего образования, патриотического воспитания, актуально налаживание взаимодействия в среднем образовании.
– Важно, чтобы мы увидели, что в Беларуси в системе образования положительного, и что положительного в России, синергию сделать того лучшего, что у нас есть. Как раз этот педагогический совет и поможет нам сделать, – отметила Анна Старовойтова.
Педсовет должен стать первым шагом, который поможет выстроить стратегию взаимодействия двух государств.
– Если мы документацию подготовим, в 2024 году наши министерства выступят заказчиками, то Парламентское Собрание готово поддержать, – подчеркнула Анна Старовойтова.
Участники семинара акцентировали особое внимание на важности развития практики реализации совместных образовательных программ высшего образования между вузами обоих государств с возможностью получения двух дипломов по наиболее востребованным специальностям, формирования компетентных групп (в том числе межведомственных) для исследования и оценки систем и образовательных стандартов высшего образования двух стран, а также организации на базе образовательных учреждений стажировок обучающихся и молодых специалистов.
Также было предложено рассмотреть вопрос об открытии подготовки творческих кадров высшей квалификации по образовательным программам ассистентуры-стажировки на основе изучения российского опыта реализации подобных программ и усилить взаимодействие с целью реализации совместных образовательных, научных и творческих проектов, направленных на сохранение и развитие традиций трехступенчатой системы подготовки творческих кадров (школа – училище – вуз). Представители музыкальных училищ также выступили с инициативой создания объединения профессионального сообщества в сфере музыкального образования и расширения практики проведения ежегодных фестивалей-смотров студентов выпускных курсов музыкальных училищ, педагогических работников высших музыкальных учебных заведений Беларуси и России.
Кроме того, по итогам заседания семинара было предложено рассмотреть возможность создания межгосударственной интерактивной платформы с аккумуляцией лучших практик, обучающих и информационных материалов по патриотическому воспитанию, с возможностью обмена опытом и мнениями в данной сфере и свободным доступом педагогов, а также активизировать воспитательную работу и расширить использование опыта ветеранских организаций в патриотическом воспитании молодежи и музейной педагогике.
Особое внимание уделялось вопросу определения форм и механизмов межгосударственных консультаций по вопросам интеграции систем дополнительного образования взрослых в рамках Союзного государства, включая вопросы формирования обязательной и вариативной частей образовательных программ. Было предложено обеспечить взаимное признание учебных изданий на паритетной основе в качестве источников обязательной и дополнительной литературы по образовательным программам дополнительного образования взрослых и определить минимальные требования к научно-методическому обеспечению дополнительных программ для образования взрослых.