Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

04.05.2019

Автор: Полина РУСАК

Марк Фрадкин: звезда эпохи

4 мая исполнилось 105 лет со дня рождения любимого многими поколениями советского композитора

Его малая родина — Витебск. Старый город на карте Беларуси, подаривший миру многих знаменитостей. Весной 1914 года в семье еврейских врачей родился мальчик, но это счастливое событие затмила Первая мировая война, потом – революция и война гражданская.

Своих граждан находящийся в эпицентре этих разрушительных событий Витебск обрек на статус беженцев, судьба которых будет зависеть от чужой воли. Отец Марка погибнет в Курске в 1920-м якобы от рук белогвардейцев. По крайней мере, вдове его, Евгении Мироновне, красные комиссары выдадут на этот счет соответствующую бумагу. Ей ничего другого не останется, как вернуться домой.

Ну, а дальше маленькому Марку была уготована участь уличной шпаны. Но, видно, от природы было в нем заложено что-то доброе, тянущееся к свету. Он рос пытливым, любил возиться с механизмами, обладал абсолютным музыкальным слухом и даже пробовал сочинять – пока только стихи.

Марк закончил семилетку, поступил в политехнический техникум, стал работать инженером на швейной фабрике. Говорят, в нем даже проснулся дух изобретательства. Но тяга к искусству оказалась сильнее. Он увлекся театром, благо внешность позволяла почувствовать себя звездой сцены. Сначала Марк посещает фабричный театральный кружок, а в 1934 году уезжает в Ленинград и поступает в ЛГИТМИК, закончив который, становится актером Минского ТЮЗа.

Там Фрадкин пробует писать песни к спектаклям и предпринимает попытку продолжить свое образование уже в Белорусской консерватории. Но из-за войны настоящего музыкального образования будущий маэстро получить так и не смог.
 
«Марк Фрадкин – это самородок, выдающийся мелодист. Он рассказывал людям об очень важных вещах нашей жизни музыкальным языком. Его «Случайный вальс» - это песня, сразу хватающая за сердце», - так писал о нем композитор Оскар Фельцман.

В 1939 году призванному на службу в РККА Марку командование поручает организовать самодеятельный ансамбль. А когда началась Великая Отечественная, Фрадкин получает назначение в ансамбль песни и пляски Юго-Западного фронта. В составе артистических бригад этого коллектива он колесит по передовым и госпиталям, выступает в качестве дирижера и аккордеониста. И тогда он по-настоящему увлекается песенным творчеством.

На фронте Фрадкин познакомился с поэтом Евгением Долматовским, в соавторстве с которым вскоре рождаются подлинные шедевры. Это, прежде всего, песня «Ой, Днепро», призванная поддержать в ноябре 41-го моральный дух советских солдат, вынужденных оставить Киев… Это песня «Случайный вальс», ставшая любимой у всех поколений. И если за «Днепро» Марку Григорьевичу выпала награда – орден Красной Звезды - из рук маршала Тимошенко, то ушедший «в народ» «Вальс» подвергался резкой критике и даже был одно время запрещен. Это никак, впрочем, не помешало творческому союзу творить и дальше – за последующие несколько десятилетий Фрадкин и Долматовский создали вместе 55 песен.

«В песенном жанре Фрадкин нашел подлинное признание, в каждую песню композитор вкладывал частицу своего сердца. Отсюда – их удивительная искренность, жизненность, близость к народным истокам», - это слова Бориса Александрова, руководителя Краснознаменного ансамбля Советской Армии.

В 1944 году Марк Фрадкин вступает в Союз композиторов. Свою карьеру он продолжил в Москве. Но малую родину он не забывал, она вдохновила его на написание нескольких песен, в том числе «Вернулся я на родину». В этой песне есть такие строки: «Седая долгожданная меня встречает мать»… Увы, маму Марка в оккупацию расстреляли немцы, да и сам городок, когда в 1946 году его увидел композитор, больше напоминал руины.

Как вспоминали друзья Фрадкина, он работал над песнями долго и трудно. Многое, посчитав «недоработочкой», так и не решился представить на зрительский суд. А композиции были вполне приличные, не из разряда современных «однодневок». Так, по крайней мере, утверждает Народный артист Василий Лановой, нередко коротавший с Марком Григорьевичем досуг и слышавший эти песни.

Также долго и тщательно композитор отбирал исполнителей для своих творений. «Коронную песню» Людмилы Зыкиной «Течет река Волга» первым исполнил Владимир Трошин, её также пели Марк Бернес и Майя Кристалинская. Зато на молодые таланты у Фрадкина был поразительный «нюх»! Например, своим «крестным отцом» на эстраде Марка Фрадкина считает Эдита Пьеха.

«Я увидела перед собой удивительно красивого человека с горящими глазами… Марк Григорьевич доверил мне первое исполнение песен «Придумай такое мне имя», «Не бойтесь любви», «В одной судьбе», - вспоминает певица Эдита Пьеха.

Фрадкин сделал репертуар, как говорят специалисты, многим исполнителям. У великой Клавдии Шульженко на протяжении многих лет «на бис» шла песня из кинофильма «Простая история» «На тот большак». От этой композиции «умирали» многие актрисы – Нонна Мордюкова, Людмила Гурченко. Алла Пугачева сумела вдохнуть в нее новую жизнь.

Потрясающая история связана со Львом Лещенко и песней «За того парня». На международном конкурсе в Сопоте в 1972-ом артист не просто завоевал первую премию с песней гражданской тематики, наградами (единственный за всю историю конкурса раз) были отмечены также создатели песни. А легендарные ВИА «Самоцветы» своим названием тоже обязаны Фрадкину – точнее, строчке из песни «Увезу тебя я в тундру». Словом, мелодиями своими Марк Григорьевич «прокатился» по всему СССР, оставив глубокий след. Есть ли тому объяснение?

«Его песни до того молоды, до того свежи, что в них влюбляются, их поют новые поколения исполнителей», - такая оценка в устах композитора Александры Пахмутовой дорогого стоит.

Марк Григорьевич при жизни имел звание Народного артиста. Народным композитором он продолжает оставаться и после своей смерти.