Когда-то он был одним из самых популярных «толстых» журналов Советского Союза, чему в немалой степени способствовали публикации на его страницах произведений известных зарубежных авторов. Именно «Неман» в 1977 году впервые открыл нашему читателю колумбийца Габриеля Гарсиа Маркеса и его роман «Осень патриарха». Здесь печатались произведения Курта Воннегута, Уильяма Фолкнера, Жоржа Сименона… Авторами «Немана» были Евгений Евтушенко, Александр Солженицын, Белла Ахмадуллина, Владимир Короткевич, Василь Быков, Эдуард Скобелев. Сегодня журналу, как и многим другим печатным изданиям, приходится нелегко. За ним уже не выстраиваются очереди в киосках «Союзпечать», нет в помине и рекордных многотысячных тиражей, как когда-то, и не каждая библиотека имеет сегодня в своих фондах свежий номер этого часопicа. И все-таки «Неман» сохраняет свое лицо и поныне, поскольку остается верным своему изначально избранному пути - пестовать талантливых литераторов, давать им своеобразную путевку в жизнь.
Все начинается с «Отчизны»
Когда с победоносным окончанием войны возникла необходимость «подкорректировать» стиль партийно-советской прессы, а также вновь сфокусировать жизнь людей на мире прекрасного, в Минске, в русской секции Союза писателей Беларуси, задумали учредить альманах «Отчизна». Идея была хороша: белорусский журнал на русском языке, пропагандирующий все лучшее, что создается в сфере литературы и искусства в республике. К работе над ним планировалось привлечь оставшихся не у дел военкоров и молодых белорусских авторов.
Первый номер нового издания вышел осенью 45-го и вначале не баловал читателей периодичностью выпусков: появлялось от одного до максимум шести номеров в год, и только с 1966 года журнал, к тому времени уже переименованный в «Неман», стал полноценным литературно-художественным и общественно-политическим ежемесячником, официальным печатным органом СП БССР. Поэтому, несмотря на то, что в канун 1972 года по всей территории бывшего Союза разлетелись памятные карманные календари с поздравлениями «Неману» с 20-летием, официальной датой рождения журнала сегодня считается все же послевоенный 1945-й.
Река нашей жизни
Можно с большой долей вероятности предположить, почему в 1960 году альманах «Советская Отчизна» решили переименовать в «Неман». Во-первых, название одной из основных водных артерий Беларуси – реки Неман, согласно одной из версий, означает «наша», «домашняя». Во-вторых, в свое время она служила источником вдохновения таким мастерам национальной литературы, как Адам Мицкевич, Янка Лучина, Якуб Колас. И, наконец, Неман – это один из символов интернационального братства во время Великой Отечественной войны – знаменитая эскадрилья «Нормандия-Неман». А журнал, как уже поминалось, специализировался на выпуске переводов зарубежных авторов, книги которых достать было практически невозможно.
В декабре 1983 года журнал за публикацию произведений иностранных авторов без предварительного «идеологического» согласования здорово критиковали. Но – это власти. А читатели голосовали за издание рублем. До сих пор в ходу история, как отдельные номера «Немана» в подземных переходах Москвы и Риги продавали по 20 рублей, и это при номинальной стоимости экземпляра в 50 копеек! В лучшие свои времена – 70-80-е годы - тираж «Немана» достигал 180 тысяч экземпляров, из них только 18 тысяч оставались в самой Беларуси, а остальные разлетались по всему свету.
Мэтры – у руля
С журналом связаны жизни многих классиков белорусской литературы. Пост главного редактора в разные периоды времени занимали прозаики Иван Шамякин, Анатоль Кудравец и Алесь Жук, поэты Пимен Панченко и Михась Калачинский, драматург Андрей Макаёнок, журналист Нина Чайка… Писатели нескольких поколений, они приходили к читателю с новыми переводами с белорусского языка или оригинальными произведениями на русском. При этом каждый период руководства журнала был обозначен новыми творческими находками. Это и творческие встречи, и «круглые столы», и совместные межнациональные проекты. После того, как в 2009 году «Неман» возглавил известный белорусский поэт Алесь Бадак, «визитной карточкой» журнала стали выпуски белорусско-российских номеров при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства. Этой традиции уже несколько лет, и она не только расширяет личностные контакты с новыми авторами из России, но и укрепляет творческое сотрудничество «Немана» с иными изданиями. Так, журнал активно взаимодействует с «Нашим современником», «Литературной газетой», журналом «Урал», «Вологодский лад» и некоторыми другими. Также небезуспешны попытки коллектива редакции освоить интернет-пространство: с некоторых пор сканы архивов «Немана» появились на сайтах.
Но, конечно, главной задачей любого «толстого» журнала остается формирование достойного контента, потому что время по-прежнему делает акцент на духовно-нравственном развитии общества. О нынешней позиции руководства журнала свидетельствуют такие слова: «Мы не допускаем эпатажных постмодернистских вывертов. Не балуемся и всевозможными «фэнтези». Отвергаем разного рода «Коды да Винчи», считая их издевательствами над традицией и чувствами верующих. Держим курс на здоровый консерватизм. Именно это общественное устроение ждет нас – Беларусь и Россию – в конце переходного периода». Что ж, пусть эту точку зрения разделят как можно больше наших читателей. С юбилеем тебя, «Неман»!