Её собственное детство было украдено войной, возможно, поэтому маленькие граждане страны остаются главным объектом заботы и любви Нины Васильевны Галиновской на протяжении всей жизни.
С любовью к поэтической строке
Родилась Нина в деревне Большие Лозицы 18 декабря 1935 года в простой белорусской семье. Она стала младшим ребенком у Василия Фроловича и Надежды Николаевны Галиновских, до нее супруги уже растили дочь Лидочку и сына Колю. Жили дружно и достаточно обеспечено: в доме имелись две швейные машинки «Зингер», позволявшие не только справлять обновки детям, но и обшивать всю округу. Отец выполнял заказы мужского населения, мама, соответственно, колдовала над нарядами местных модниц и многочисленной родни – бабушек, тетушек, двоюродных сестер. В свободное от работы время Галиновские-старшие занимались детьми, которым, помимо навыков крестьянского труда, стремились привить и ценные личностные качества. По вечерам семья собиралась за чтением сказок Пушкина или Жуковского, часто взрослые пересказывали младшим старинные белорусские предания и легенды.
Всё это отзывалось в душе юной девочки рождением неведомых чувств и эмоций, будило тягу к знаниям и собственным открытиям. Казалось, вот оно – детское безоблачное счастье: живи и познавай окружающий тебя мир. Но грянула война. Нине шел всего шестой год, когда жестокий и беспощадный враг объявился на пороге ее родного дома.
У войны не детское лицо
Воспоминания о том времени у Нины Васильевны остались самые горькие, самые тягостные. Три года – с июля 41-го по июль 44-го – находились в оккупации город Шклов и окружающие его деревеньки и три года продолжались карательные операции против местного населения. Облавы, аресты и расстрелы, отправка молодежи на каторгу в Германию… И если детский разум четко осознавал, что такое голод и холод, когда в ведрах по утрам вода покрывается коркой льда, когда единственная радость в жизни – это печь, то понимать, почему они с братом и сестрой, увлекаемые матерью, постоянно убегают в поле в борозду от преследующих их страшно жужжащих «пчёл», он отказывался.
Эпизоды военного детства были впоследствии воссозданы ею в книге «О девушке Галинке». Нина Васильевна по крупицам израненной детской памяти собирала мгновения постигшего её кошмара, хотя так хотелось поскорее его забыть! И то, как фашисты издевались над ее родными, заподозрив их в связи с партизанами, и то, как не раз она ночевала в лесной промерзшей землянке, прикрывшись колючим еловым лапником, и то, как в 43-ем узнала о гибели отца. Сегодня дети войны – последнее из поколений, кто знает о годах фашистской оккупации не понаслышке. Нина Васильевна Галиновская – живой свидетель бесчинств и преступлений, творимых врагом на ее родной земле, и она изо всех сил стремится донести свою правду до сотен, тысяч юных человеческих душ. Пока эту правду, отодвинутую на «задворки истории», всяк не взялся толковать по-своему.
«Мои первые книжки»
Нина Васильевна пишет про детей детям. На сегодняшний день в творческом багаже поэтессы – 18 книг, заполненных прекрасными произведениями для маленьких читателей. Помимо этого Галиновская часто выступает перед детской аудиторией в школах, библиотеках, лагерях отдыха, участвует в книжных выставках и различных общегосударственных праздниках.
А начало многолетней творческой деятельности поэтессы, можно сказать, положил случай. Было это в середине 50-х годов прошлого столетия, когда Нина Галиновская в статусе молодого специалиста, выпускницы Могилевского педагогического училища, приехала на Брестчину. В детский сад местного предприятия «Колпеница» она устроилась воспитателем. И по воспоминаниям, была поражена непривычными для тех лет удобствами и крепкой материальной базой учреждения: «Все там было новенькое – мебель, ремонт… Книги – любые: Витка, Маршак, Барто, Корней Чуковский, Михалков».
Читая своим подопечным их стихи, Нина вдруг поймала себя на мысли, что, наверно, тоже бы так смогла. Именно Василю Витке, занимавшему тогда пост главного редактора белорусского детского журнала «Вясёлка», она отважилась послать несколько своих стихотворений. Тот был немало удивлен: «Нина, вы действительно сами это написали?» - «Да, разумеется», - было ему в ответ. Так что белорусского классика Тимофея Васильевича Крысько (Василя Витку) можно по праву считать ее крестным отцом в детской литературе.
Галиновская – член Союза писателей СССР, лауреат нескольких республиканских премий в области литературы, имеет благодарность Президента Республики Беларусь. На некоторые ее произведения написана музыка. Когда сегодня Нину Васильевну спрашивают, что, по ее мнению, главное в написании детских книг, она неизменно отвечает:
- Нужно научить ребенка правильно ходить по земле. Не в смысле правильно ступать, а уважать каждую травинку, каждую пташечку.
Мы присоединяемся ко всем теплым словам поздравления и благодарности, что прозвучат в эти дни в адрес Нины Васильевны Галиновской. И, как говорится, многия лета!