Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

С августа 2000 года я являюсь получателем трудовой пенсии по старости. В 2003 году я получил гражданство Республики Беларусь. Как осуществляется в этом случае пенсионное обеспечение?

Вопрос: С августа 2000 года я являюсь получателем трудовой пенсии по старости. В 2003 году я получил гражданство Республики Беларусь. Как осуществляется в этом случае пенсионное обеспечение?


Ответ: В связи с приобретением Вами гражданства Республики Беларусь в 2003 г. Ваше пенсионирование осуществлялось с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, равноправными участниками которого являлись, в том числе, Россия и Беларусь. Соглашение основано на территориальном принципе, согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, и распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств.

Согласно ст.7 Соглашения от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 данного Соглашения.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты (в том числе и о выезде за пределы Российской Федерации на постоянное жительство).

С 29.03.2007 вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (далее - Договор)1, согласно положениям статьи 23 которого предусмотрена возможность выбора одного из следующих способов реализации права на пенсионное обеспечение:

а)     по пропорциональному принципу: назначение и выплата трудовой пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992 на территории бывшего СССР, по законодательству и за счет средств страны проживания; а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13.03.1992 на территориях Сторон, по законодательству и за счет средств Стороны, на территории которой этот стаж приобретен (пункт 1);

б) по принципу гражданства: назначение и выплата трудовой пенсии согласно законодательству Стороны, гражданином которой Вы являетесь, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 2 статьи).

Статьей 24 Договора предусмотрено, что при переезде пенсионера с территории одной Стороны на территорию другой Стороны для проживания выплата пенсии, назначенной за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992, по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства пенсионера.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Договора, в случае, если согласно законодательству Стороны по новому месту жительства пенсионера не определяется право на пенсию, выплата пенсии продолжается Стороной по прежнему месту жительства до приобретения такого права (в том числе на пенсию другого вида).

При этом п. 3 ст. 24 Договора предусмотрено, что при переезде с территории одной Стороны на территорию другой Стороны для проживания пенсионера, имеющего страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин), полностью выработанный на территории одной из Сторон (в том числе в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата пенсии продолжается Стороной, назначившей пенсию, без применения норм Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.



1. Необходимое взаимодействие компетентные учреждения Сторон осуществляют в соответствии с Соглашением от 15.03.2011 между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора. Соглашением предусмотрено, что до принятия решения о назначении (пересмотре) пенсии может быть осуществлен предварительный расчет размера пенсии, который позволяет лицу, обратившемуся за установлением пенсии, выбрать наиболее выгодный для него вариант пенсионного обеспечения.

В Постоянный Комитет Союзного государства поступило обращение гражданина Республики Беларусь об отказе в начислении ему пенсии за работу в Российской Федерации с 2003 по 2012 год включительно.

Ответ дает Пенсионный Фонд Российской Федерации (письмо от 20 февраля 2015 г. №СА-21-2/7282) и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 02.03.2015 г. №21-1/10/В-1349) по запросу Постоянного Комитета Союзного государства

Пенсионным Фондом Российской Федерации (письмо от 20 февраля 2015 г. №СА-21-2/7282) и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 02.03.2015 г. №21-1/10/В-1349) по запросу Постоянного Комитета Союзного государства даны комментарии по указанному обращению:

«…В отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – Договор), который регламентирует вопросы пенсионного страхования и обеспечения граждан Сторон, проживающих на их территориях (статья 2 Договора).
Согласно статье 23 Договора гражданам предоставлено право выбора пенсионного обеспечения по одному из двух вариантов:

    по принципу пропорциональности, когда каждая Сторона назначает и выплачивает пенсию за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные на ее территории. При этом за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, назначение и выплата осуществляется за счет средств страны проживания пенсионера (пункт 1 статьи 23 Договора);

    по принципу гражданства, когда по желанию и на основании заявления граждан Сторон пенсия устанавливается и выплачивается по законодательству Стороны, гражданами которой они являются без применений положений Договора. такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 2 статьи 23 Договора).
При этом каждый гражданин осуществляет свободный выбор исходя из того, какой вариант пенсионного обеспечения ему выгоден. Для этого до принятия окончательного решения гражданин может воспользоваться правом на предварительный расчет пенсии путем подачи соответствующего заявления в компетентный орган по месту жительства, который осуществляет необходимое в этих целях взаимодействие с компетентными органами другой Стороны (статьи 9, 10 Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора).

Согласно статье 5 Договора по общему правилу пенсионное страхование граждан осуществляется по законодательству той Стороны, на территории которой они выполняют работу.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 1 Договора «застрахованные» - это лица, указанные в подпунктах 1 и 2 статьи 2 Договора, определенные таковыми согласно законодательству Сторон.

При этом, исходя из понятийного аппарата, место проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации – это место постоянного или временного проживания, определяемое или признаваемое в качестве такового согласно законодательству Российской Федерации.

Положениями статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ) закреплено, что застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются в числе иных категорий иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации.

Отмечается, что до 1 января 2012 года иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, под действие Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ не подпадали, таким образом, правовых оснований для уплаты работодателем страховых взносов за граждан Республики Беларусь, временно пребывающих на территории Российской Федерации, не имелось.

На основании статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ), действовавшего до                 1 января 2015 года, для определения права на пенсию в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации о 11 июля 2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или)  иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Следует отметить, что при определении права на пенсионное обеспечение, в том числе досрочное, связанное с условиями труда, нормы права (положения законодательных и нормативных правовых актов, международных договоров) применяются в их системной взаимосвязи и взаимозависимости.

Таким образом, в условиях действующего правового регулирования периоды работы иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, в случае неуплаты за них работодателем страховых взносов по 2011 год включительно, не подлежат зачету как в страховой стаж, так и в стаж для досрочного пенсионного обеспечения со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Вместе с тем, имели место случаи уплаты работодателями (страхователями) в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации страховых взносов за граждан Республики Беларусь, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации в статусе временно пребывающих, в связи с чем такие периоды учитываются при установлении пенсии указанной категории застрахованных лиц в соответствии с Договором…»

Наша семья хочет переехать из Москвы в Минск на ПМЖ. Хотим продать квартиру в Москве и купить жилье в Минске. Но наш риелтор утверждает, что органы опеки могут не выпустить из страны (у нас есть несовершеннолетняя дочь, которая является собственником части квартиры). Мы обязаны купить ребенку жилье в Москве, согласно положенной сумме и метражу. Имеем ли мы право не покупать жилье в Москве, а сразу продав квартиру переехать в Минск?

Ответ дает Консультант Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Овчинникова И.А.

Выписка ребенка из квартиры – достаточно сложная процедура, поскольку в этом случае применяются не только нормы жилищного права, но и законодательство, регулирующее охрану и защиту прав ребенка.

Постоянный Комитет Союзного государства обратился в Правительство Москвы по вопросу переезда на ПМЖ в Республику Беларусь и продажи квартиры, собственником которой является несовершеннолетний.

Согласно ответу Департамента социальной защиты населения города Москвы при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Выдача предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетнего относиться к полномочиям органов в сфере опеки, попечительства и патронажа (Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ).

В соответствии со статьей 20 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ недвижимое имущество, принадлежащие подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением отчуждения жилого помещения, принадлежащего подопечному, при перемене места жительства подопечного.
Предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом несовершеннолетнего или отказ в выдаче такого разрешения должен быть предоставлен заявителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке.

Таким образом, для решения вопроса о получении предварительного разрешения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа на сделку с имуществом несовершеннолетней Вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту регистрации несовершеннолетней, являющейся собственником жилого помещения, со следующими документами:

  •  - запрос нотариуса о совершении сделки купли-продажи (желательно);
  • - заявления родителей, законных представителей несовершеннолетнего о разрешении на совершение сделки с имуществом (пишется в присутствии специалиста отдела опеки, попечительства и патронажа);
  • - копии финансовых лицевых счетов на квартиры с места продажи и покупки;
  • - выписки из домовых книг на квартиры с места продажи и покупки;
  • - справки об отсутствии задолженности на квартиры с места продажи и покупки;
  • - документы о собственности на квартиры с места продажи и покупки (оригиналы и копии);
  • - документы-основания на квартиры с места продажи и покупки (оригиналы и копии);
  • - справки БТИ: о стоимости, экспликация, поэтажный план квартир (оригиналы и копии);
  • - согласие несовершеннолетнего, достигшего 14-тилетнего возраста на совершение сделки купли-продажи;
  • - свидетельство о рождении ребёнка (оригинал и копия);
  • - паспорта родителей и несовершеннолетних, достигших 14-тилетнего возраста (оригинал и копии первых страниц и страниц с отметкой о регистрации);
  • - договора с организациями-собственниками (в домах – новостройках, оригинал и копии).

При предъявлении вышеуказанных документов на жилое помещение, собственником которого является Ваша несовершеннолетняя дочь, и документов на приобретаемое жилое помещение в Республики Беларусь в случае, если не будут ущемлены имущественные права несовершеннолетней, уполномоченный органы в сфере опеки, попечительства и патрона выдаст Вам предварительное разрешение на совершение сделок с имуществом несовершеннолетней.

В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства от 24.01.2006, гражданам одной Стороны, пребывающим на законных основаниях на территории другой Стороны, гарантируются равные права с гражданами этой другой Стороны на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Учитывая вышеизложенное при переезде на постоянное место жительства в Республику Беларусь Вы вправе приобрести жилое помещение в замен продаваемого в г. Москве, наделив в нем собственностью несовершеннолетнюю дочь.

После совершения сделки Вам необходимо будет представить в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретаемое недвижимое имущество в г. Минске и выписку из домовой книги о регистрации несовершеннолетней по новому месту жительства.

Может ли моя дочь, гражданка Республики Беларусь, посещать спортивные школы в г. Москве ?

Ответ дает Консультант Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Овчинникова И.А.

В Российской Федерации в системе детского-юношеского спорта функционируют образовательные организации дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮСШОР) и физкультурно-спортивные организации (СШ, СШОР, ЦОП, ЦСП, СТЦ), осуществляющие спортивную подготовку.
Прием в перечисленные выше организации осуществляется в соответствии с уставом организации и регламентирован ее локальным нормативным актом, разработанным в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании нормативных правовых актов публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования).

Ограничений для приема в образовательные организации дополнительного образования и физкультурно-спортивные организации, связанных с отсутствием у поступающего гражданства Российской Федерации, федеральным законодательством не установлено.

Постоянный Комитет Союзного государства обращался в Министерство спорта Российской федерации (далее – Минспор России) по вопросу приема в детско-юношеские спортивные школы граждан Республики Беларусь.

Согласно ответу Минспорта России граждане Республики Беларусь могут быть приняты в спортшколу г. Москвы для прохождения спортивной подготовки, при наличии временной регистрации в г. Москве и прохождении тестовых испытаний для зачисления на один из этапов спортивной подготовки в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта.

Таким образом если в спортшколу приводят ребенка из Беларуси, у него есть те же шансы быть принятым, что и у россиянина. Другое дело если спортивная секция переполнена, тогда ребенок может в нее и не попасть, но это касается всех, не только белорусов.

Я гражданка Республики Беларусь, работаю в Московской обл. по трудовому Договору. 21.07.2013 г. Мне предстоит уйти на больничный лист по беременности и родам. Недавно узнала, что на меня не делались отчисления в ФСС, т.к. я проживаю по обычной регистрации (т.е. временно пребывающая), в связи с чем я не могу получать пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет и лист нетрудоспособности по беременности и родам не будет оплачен. Можно ли и, если да, то как, решить данную проблему?
Линго А.П.

Ответ дает советник Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Смирнова Т.М:

Ответ дает советник Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета  Союзного государства Смирнова Т.М:

В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.12.2006 г.  пособия по временной нетрудоспособности и материнству назначаются и выплачиваются согласно законодательству и за счет средств той Договаривающейся Стороны, законодательство которой распространялось на застрахованного в период осуществления им трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) с 1 января 2010 г. не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Таким образом, право на обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию имеют только те граждане Республики Беларусь, которые постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации.

Исходя из изложенного, правовые основания для выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством указанной категории лиц за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отсутствуют.

Вместе с тем, как следует из письма ФСС РФ от 02.04.2010 N 02-03-16/08-526П законодательство Российской Федерации не ограничивает прав работодателей по выплате пособий таким работникам за счет собственных средств.