Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

04.05.2014

Леон Бакст – символ Парижа

В русском искусстве конца XIX – начале XX века много гениев. Настало время прорыва в живописи, поэзии, танце, театре, архитектуре. Открывались новые имена, определившие основные тенденции развития не только русской, но и мировой культуры. Одним из них был уроженец Гродно Лейб Розенберг, ставший позднее известным под псевдонимом Леон Бакст.

В русском искусстве конца XIX – начале XX века много гениев. Настало время прорыва в живописи, поэзии, танце, театре, архитектуре. Открывались новые имена, определившие впоследствии основные тенденции развития не только русской, но и мировой культуры. Одним из них был уроженец Гродно Лейба Розенберг, ставший позднее известным под псевдонимом Леон Бакст.

Один из выдающихся поэтов «Серебряного века» Максимилиан Волошин сказал о нем так: «Он с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем изяществом XVIII века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонует декорации к «Ипполиту» и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни».

Художник, театральный критик Мстислав Добужинский говорил так о Баксте: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Общественный поворот вкуса, который последовал за этими триумфами, в величайшей степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада».

Bakst1.jpg

Лейб-Хаим Розенберг родился 10 февраля 1866 года в Гродно в семье раввина. Его дед одно время работал портным в Париже. И в свое время даже был отмечен императором Николаем I и получил приглашение стать портным Российской армии и переехать в Петербург.

Мальчика с детства тянуло к рисованию, но по еврейским канонам изображение человека запрещено. Поэтому занятия сына вызывало резкое отторжение отца. Он переезжает в Петербург к деду по материнской линии. Тот был светский человек, и поддерживал его занятия живописью.

Родители его, выступая против занятий сына, тем не менее, обращаются к известному еврейскому скульптору Павлу Антакольскому за советом. Он воодушевленно признал несомненный талант Лейбы. Воодушевленный мальчик решает поступать в Академию Художеств. И со второго раза, в 1883 году, его принимают и зачисляют вольнослушателем. Это была победа. Лейб Розенберг окунается в мир настоящего искусства. Он знакомится с Михаилом Врубелем, Нестеровым, Валентином Серовым. Лейб учится и зарабатывает на жизнь иллюстраций книг.

В 1887 году его исключают из Академии. По официальной версии «за слишком реалистическую трактовку на экзамене сюжета «Мадонна, оплакивающая Христа».

Чтобы зарабатывать самому и поддержать семью, Лейб ищет заказы на картины. Друзья знакомят его с преуспевающими живописцами братьями Бенуа, Албером и Александром. Ты выводят молодого художника на всесильного графа Бенкендорфа. И тот представляет Лейба Розенберга Царской семье и Великий князь Алексей Александрович заказывает ему историческое полотно для Военно-морского музея «Встреча генерала Авеллана в Париже». Что существенно меняет Розенбергу его финансовую ситуацию.

Bakst2.jpg 

Древний ужас. 1908 г.

Параллельно с занятиями живописью Розенберг участвует в различных модных тогда философских, общественных собраниях и кружках. Где знакомится с Константином Сомовом, Дмитрием Философовым, Сергеем Дягилевым. Благодаря которому у него проявляется интерес к театру.

Он много ездит по Европе, посещает Германию, Бельгию, Испанию, Италию, Швейцарию, изучает творчество западноевропейских мастеров, в том числе горячо любимого им Эжена Делакруа. С 1893 по 1897 год он жил в Париже, где учился в Академии Жюльена. Жизнь Розенберга в Париже была трудной. Он писал другу в Россию: «До сих пор я бьюсь за то, чтобы не покинуть Париж… Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды». Но все равно, Бакст – явление в Париже.

Он выставляется на выставке в Академии Художеств, о чем долго мечтал и в Обществе акварелистов. Где впервые, в 1889 году подписывает свои картины как Лев (Леон) Бакст. Это укороченная фамилия его бабушки Бакстер.

В 1898 году образуется объединение «Мир Искусства» и Бакст – один из его основателей и активных участников. Он автор символа «Мира Искусства» - сидящего на вершине горы орла. Объединение издает журнал с тем же названием. Это одна из вершин творческой жизни Серебряного века. Великолепные иллюстрации, тщательно подобранное оформление - очень дорогое издание стало выдающимся явлением в культуре начала двадцатого века.

Графические работы, дизайн шрифтов, оформление обложек принесли Баксту славу. Михаил Добужинский писал: «Впервые он, Лансере и Головин стали делать художественные надписи для журналов, рисовать буквы и обложки — зародыш будущей целой области графики в расцвете книжного искусства».

Bakst3.jpg

 Портрет Андрея Белого. 1905 г.

Вместе с журнальной работой он продолжает заниматься живописью. Были написаны блестящие портреты писателя Василия Розанова, поэта Зинаиды Гиппиус, балерины Айседоры Дункан, лучший портрет поэта Андрея Белого. Вот как пишет Андрей Белый о работе Бакста над его портретом: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».

Также он преподавал живопись детям Великого князя Владимира. Кроме того он получает еще один монарший заказ, непосредственно от императора Николая II на картину «Встреча русских моряков».

В 1898 году Бакст участвует в различных выставках, в том числе и организованных Дягилевым - «Первой выставке российских и финских художников», на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников.

Бакст увлекается театром, оформляет «Сердце маркизы» М. Петипа (1902 г.) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903 г.) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902 г.) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904 г.) для Александрийского театра, балет «Антигона» по Софоклу (1904 г.) для Иды Рубинштейн.

После весьма резонансного события в Петербургской жизни – знакомства Бакста с дочерью промышленника и знаменитого мецената, основателя Третьяковской галереи П.М. Третьяков, Любови Павловне, роман с ней, переход в Православие, женитьба на ней, рождение сына Андрея, развод и возвращение в иудаизм, отношение к Баксту властей изменилось. Скаканье по религиям туда обратно категорически не одобрялось и Православием и Иудаизмом. Баксту запретили постоянное проживание в столице. И он обосновался окончательно в Париже, посещая Россию лишь временами.

Он оформляет Дягилевские «Русские сезоны», что приносит ему мировую славу. Он создал спектакли: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г.), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г.), «Жар-птица» Стравинского (1910 г.), «Карнавал» (1910 г.), «Нарцисс» Черепнина (1910 г.), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г.), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г.), «Синий бог» Р. Гана (1912 г.), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г.), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г.), «Игры» (1913 г.), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г.), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г.), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г.).

Bakst4.jpg

 Эскиз декорации к балету Шехеразада на музыку Н.А.Римского-Корсакова. 1910 г.

Бакст активно работает с популярнейшей тогда примой Идой Рубинштейн, а также супер-звездой Анной Павловой Бакст.

Бакст оформлял также спектакли в парижских театрах: «Садко» (в сотрудничестве с Б. Анисфельсом, 1911 г. театр «Шатле»), «Иван Грозный (1911 г., театр «Гете Лирик»), трагедия «Елена Спартанская» Верхарна (1912 г., театр «Шатле»), мистерия «Мучения св. Себастиана» Д’Аннунцио (1913 г., театр «Одеон»), «Мавра» (1921 г., Опера Комик), «Аладдин и волшебная лампа» (театр Мариньи), «Юдифь» (1922 г., театр Жимназ, режиссер А. Антуан), по собственным сценариям мелораму «Подлость» и водевиль «Старая Москва» (оба — театр «Fémina», 1922 г.), балеты «Смущенная Артемида» П. Парэ и «Волшебная ночь» на музыку Ф. Шопена (Гранд-Опера, 1922-1923 гг.).

Участвует в выставках, всерьез занимается дизайном моды.

Максимилиан Волошин писал: «Насколько Бакст всегда казался одиноким и неуместным на русских выставках со своей чересчур изысканной элегантностью, откровенной чувственностью, смущающим глаз шиком, виртуозностью своего рисунка и фейерверком ослепительных узорчатых тканей, настолько он кажется здесь вполне у себя. Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже - как в дамских платьях (в том преобладании красного - fraise, которое я отмечал недавно), так и на картинных выставках».

С 1915 по 1922 год в качестве дизайнера оформил внутреннее убранство дома Ротшильда в Лондоне.

В 1914 году позиция властей России смягчилась, по ходатайству графа Д. Бенкендорфа, Леон Бакст был выбран членом Российской Академии Художеств. Это давало ему право опять жить в Петербурге, но началась Первая мировая война.

В 1924 году Лейб Розенберг (Леон Бакст) скончался от отека легких в Париже. Рожденный в Белоруссии художник оказал огромное влияние на развитие сценического искусства, дизайна одежды, полиграфического искусства, и конечно, живописи. Многие идеи, разработанные в дизайне и сценографии Бакстом, успешно используются и сейчас.

Мастер сценического костюма, Бакст в своих эскизах располагал ряды ритмически повторяющихся цветовых узоров так, что они не только характеризовали сценический образ, но и подчеркивали динамику танца, движений актера. Искусствоведы причисляют Бакста к крупнейшим мировым театральным и художникам-портретистам начала ХХ века.

Владимир Казаков