Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

23.06.2014

Стреляли ли финны по Ленинграду?

Немцам и финнам в годы Великой Отечественной войны не удалось взять Ленинград. И тогда немцы со всей Европы собрали самые мощные артиллерийские системы и попытались уничтожить Ленинград артиллерийским огнем. А финны стреляли по Ленинграду или нет? Да, обстрелы финской артиллерии Ленинграда не сыграли существенной роли. Но они были.

Я со студенческих лет любил ходить на теплоходе по живописному маршруту Москва — Ленинград. Стоянка в поселке «Свирьстрой» недолгая, да и достопримечательностей, кроме огромной ГЭС, нет. Центр города застроен двухэтажными коттеджиками. Гиды 30 последних лет объясняют — немцы взорвали Свирьскую ГЭС, а потом пленные немцы ее восстановили и домики построили.

Увы, ни одного немца на Свири не было, и разрушенная ГЭС на совести финнов, а вот отдувались позже за них пленные немцы.

А вот книга «Боевые вымпелы над Онего. Воспоминания моряков Онежской военной флотилии о Великой Отечественной войне» (Петрозаводск: Карелия, 1972). Увы, из нее совершенно непонятно, с кем воевали наша героическая Онежская флотилия? — противник, фашисты, враги и т. д. Правда, у ветеранов совести хватило не поминать всуе немцев и именовать финскую Онежскую флотилию «кригсмарине». А вот в кинофильме «А зори здесь тихие» представлена вообще фантастическая картина — немцы выбрасывают в Карелии… парашютный десант. Нормальный и крайне удобный способ десантирования там — посадка гидросамолета на водную гладь сотен озер, а затем прием десанта обратно тем же способом. Зимой все то же, только на лед озер посадка на лыжи.

Но главное, что немцев никто никогда в Карелию «на исконно финскую территорию» не пустил бы. Вон, когда стали известны планы устроения германских лесных концессий в Архангельской области на землях Великой Финляндии, так у Гитлера с Маннергеймом такой скандал вышел!

Советское правительство всеми силами хотело выкорчевать у нашего народа память о трех кровавых войнах с Финляндией: 1918—1922 гг., 1939—1940 гг. и 1941—1944 гг. Цель вроде бы благая — укрепление дружбы между советским и финским народами.

Но вот грянула «перестройка», и на нас обрушился 9-й вал наглой лжи. О войне 1918—1920 гг., когда Маннергейм пытался захватить Кольский полуостров и всю Карелию, по-прежнему никто не вспоминал. Зато только очень ленивый журналист не писал о «советской агрессии в 1939 г. и 1941 г. против маленького миролюбивого государства».

Тем не менее, «миролюбивая» Финляндия в 1930-х гг. имела территориальные претензии в процентном отношении к своей площади в квадратных километрах гораздо большие, чем Третий рейх или Италия, и даже большие, чем Польша. А в процентном отношении число солдат, членов «охранных отрядов» (шюцкора — финского СС) и других военизированных мужских, женских и юношеских организаций было куда выше, чем в любом другом государстве мира, включая Германию и СССР.

01.jpg

Нам сейчас рассказывают сказочки, что финны в 1941 г. вышли на линию своей старой границы и там решили остановиться. Пардон, а как вся Карелия стала финской, и почему там все русское население было заключено в концлагеря. (В лагерях оказались не солдаты, а русское коренное население, арестованное по этническому принципу. Но это — тема другой статьи).

Ну а на Карельском перешейке финны в июле 1941 г. прорвались сквозь недостроенные укрепления на новой границе, но были остановлены на линии мощных укреплений, строившихся с начала 1920-х годов на старой границе.

А главное, финнов, как и немцев под Ленинградом остановил огненный шквал тяжелых орудий. Стреляли многие сотни стволов крупного и среднего калибра — фортов Кронштадта, кораблей Балтийского флота и даже пять батарей калибра 100—406 мм полигона на Ржевке.

Итак, немцам и финнам не удалось взять Ленинград. И тогда немцы со всей Европы собрали самые мощные артиллерийские системы до 520-мм калибра включительно и попытались уничтожить Ленинград артиллерийским огнем.

А стреляли ли по Ленинграду финны? Нет! — во весь голос заявляют наши историки, а экскурсоводы с большим удовольствием показывают нам таблички на питерских улицах с надписью «Эта сторона наиболее опасна при обстреле». Мол, палили только немцы, а добродушные финны принципиально не хотели стрелять в направлении Ленинграда. Да и дальнобойной артиллерии у них не было, — утверждают весьма компетентные историки.

Любопытно, почему и как с финского берега залива на дистанцию 21—23 км велся огонь по форту «Красная Горка» и другим фортам, острову Котлин, району Лисьего Носа и т. п.? Эти многочисленные обстрелы подтверждены целым рядом свидетельств. Да и дальнобойные пушки у финнов были.

Не будем забывать, что еще Александр I называл Финляндию «крепкой подушкой Петербурга». И к 1917 г. все северное побережье Финского залива от Аландских островов до Выборга было буквально усеяно русскими береговыми батареями. Всего свыше 150 дальнобойных орудий калибра 305, 254, 234, 203, 152 и 130 мм. Практически все они в целости и сохранности достались белым финнам.

После 1918 г. финны получали тяжелые орудия из Швеции, Германии, Англии и Франции. Так, к примеру, немцы предоставили им 211-мм полевые мортиры, а Франция в 1940 г. — восемь стволов 305/52-мм пушек с линкора «Император Александр III», который в 1920 г. Врангель угнал в Бизерту. В 1940 г. англичане доставили в Финляндию семь 152/46-мм дальнобойных пушек MK.VII.

К 22 июня 1941 г. большинство тяжелых стационарных морских орудий находилось на батареях береговой обороны Финляндии, и они, естественно, не могли доставать до Кронштадта и Ленинграда, поскольку в марте 1940 г. граница на Карельском перешейке была отодвинута на многие десятки километров.

Однако с началом войны несколько тяжелых орудий до 254-мм калибра включительно были установлены финнами в полуразрушенном форте «Ино». Оттуда они обстреливали остров Котлин, форты «Красная Горка», «Обручев» («Красногвардейский»), «Тотлебен» («Первомайский») и др.

02.jpg

Наибольшую же опасность для Ленинграда и Кронштадта представляли собой финские железнодорожные установки. Несколько 152/45-мм пушек Кане были поставлены финнами на железнодорожные транспортеры. У финнов пушки Кане стреляли на дальность 20 км. В 1940 г. были разработаны проекты установки семи 152/46-мм английских пушек MK.VII на четырехосные железнодорожные транспортеры. На оборудование такого транспортера в Гражданскую войну у белых и красных и в 1941 г. в Ленинграде уходило не более месяца. Но финны что-то темнят. Они утверждают, что пушки MK.VIII стреляли в 1941 г. по Ханко, а что было с ними после эвакуации полуострова в ноябре 1941 г.? Что, пушки MK.VII в запас отправили?

В июле 1941 г. на Карельском перешейке произошла поистине детективная история — финны захватили там два 180-мм железнодорожных транспортера ТМ-1-180, три вагона-погреба, около 310 снарядов и 270 зарядов, несколько вагонов и паровоз.

Почему же история детективная? Да наши военные до сих пор не признались в утере оных 180-мм транспортеров.

Но злодеи-финны опубликовали даже номера стволов захваченных 180-мм пушек — № 86 и № 102. Косвенным подтверждением правоты финнов служит факт, что в ряде сообщений первых месяцев войны о 12-й и 18-й батареях речь идет всего о трех транспортерах при их штатном количестве в батарее — четыре. Так, по 12-й батарее подобные данные появляются уже в июле 1941 г.

22 сентября 1941 г. «испорченный» 180-мм ствол № 102 был отправлен в ремонт на финский государственный завод VVT.

Из транспортеров ТМ-1-180 (у финнов они получили название 180/57 NRaut) была сформирована 1-я железнодорожная батарея, позже вошедшая в состав отдельного 2-го полка береговой артиллерии (RTR 2) и действовавшая, по крайней мере, по июнь 1944 г. на участке Выборг — Койвисто — Терийоки. В районе Яппиля — Ино было несколько оборудованных позиций. Командированные с завода VVT специалисты к концу сентября 1941 г. отремонтировали небольшие повреждения ствола № 86, и ствол был опробован стрельбой для измерения начальной скорости снаряда. Были получены данные по предельной дальности стрельбы в 34,5—37,7 км.

Финские железнодорожные установки обычно действовали в районе железнодорожных станций Куоккала и Оллила (ныне Репино и Солнечное). Оттуда 180-мм пушки могли обстреливать большую часть Ленинграда, а 152-мм установки Кане доставали до Ольгино и Старой деревни.

Первоначально 1-я железнодорожная батарея была одноорудийной, но 25 декабря 1941 г. из VVT прибыла отремонтированная вторая железнодорожная установка.

А теперь перейдем ко второй детективной истории.

В ноябре 1941 г. при оставлении Ханко наши отцы-командиры доложили, что они взорвали три 305-мм установки ТМ-3-12 из 9-й железнодорожной батареи и четыре 180-мм установки ТМ-1-180 из 17-й железнодорожной батареи. На самом деле все эти установки были выведены из строя частично и подлежали восстановлению. 180-мм железнодорожные транспортеры были немедленно отправлены финнами с Ханко в ремонт на государственный артиллерийский завод в Ювяскюля, где и были произведены основные работы по восстановлению советских транспортеров. Ювяскюльский артиллерийский завод был построен в рамках военной программы Финляндии перед самой Зимней войной. Его цеха были вырублены в монолитной скале в 300—400 км севернее Хельсинки. Торжественное открытие завода состоялось 27 февраля 1939 г.

03.jpg

Кроме того, в работах по восстановлению 180-мм железнодорожных установок принимало участие государственное предприятие Пассили в Хельсинки. В то время это была ремонтно-механическая мастерская Государственных железных дорог Финляндии. Общее же руководство работами по восстановлению трофейных артсистем осуществлял штаб военно-морских сил. И уже через месяц — в декабре 1941 г. — первые установки ТМ-1-180 были введены в строй. В середине лета 1942 г. из ремонта вышел второй транспортер, а 28 октября — третий.

С ноября 1941 г. финские 180-мм железнодорожные установки из районо Куоккала и Оллила несколько раз вели огонь по неизвестным целям — Кронштадт, Ленинград? Послевоенные финские историки утверждают, что их железнодорожные установки получили приказ расстрелять линкор «Марат». Да вот беда, на линкоре этого-то и не заметили.

Известно лишь, что 28 декабря 1941 г. 180-мм финские орудия произвели восемь выстрелов по форту «Риф», как мы помним, это западная оконечность острова Котлин.

Далее финны утверждают: 1 мая 1942 г. они вновь обстреляли форт «Риф», выпустив по нему 27 снарядов.

Ну а кроме обстрела «Рифа» чем занимались финские железнодорожные установки? На позициях они находились, и что там делали? Загорали?

Кроме железнодорожных установок в деревне Келломяки (ныне Комарово) финны в декабре 1941 г. устроили секретную батарею 254/45-мм орудий системы Обуховского завода. Дальность стрельбы 235-кг снарядом составляла 29,5 км. Поначалу там находилось одно 10-дюймовое орудие, но 4 июля 1942 г. морские силы получили приказ сделать батарею трехорудийной. В июле с береговых батарей Катаялуото и Рюсякари перевезли по одному орудию в Келломяки.

Из Келломяки 10-дюймовые пушки могли обстреливать весь Котлин, все форты Кронштадтской крепости и северо-западные окраины Ленинграда.

Наконец, в 1943 г. финны ввели в строй три 305-мм железнодорожных транспортера ТМ-1-12, захваченные на Ханко. К концу лета 1943 г. из них сформировали 3-ю Железнодорожную батарею. Любопытно, что для них финны изготовили сверхдальние 320-кг снаряды, которые при начальной скорости 950 м/с могли лететь на дальность 50—52 км. Такие снаряды могли поражать не только восточные окраины Ленинграда, но даже долетать до Колпино. Риторический вопрос, зачем такие снаряды были нужны финнам?

Финские историки упорно утверждают, что финские 305-мм железнодорожные установки так и не были задействованы в боях.

04.jpg

Сейчас финские историки и некоторые наши либералы доказывают, что де Маннергейм спас Ленинград — город, где он провел свою молодость. Увы, факты говорят об обратном. Так, маршал согласился на переименование Ленинграда в Неваллинну. К тому времени финны уже переименовали Петрозаводск в Яанислунну, а Олонец — в Аунуксенлинну. А вот член правительства, лидер социал-демократической (!?) партии Таннер придерживался иного мнения. Он заявил, что «в Питере никакой полиции не потребуется — город будет стерт с лица земли».

В 1942 г. премьер Рюти провел новую границу Финляндии по реке Неве, Ладожскому озеру, далее — южнее Вологды и до Урала.

Финский историк О. Антила проговорился: «Финская артиллерия уже в начале сентября 1941 г. передавала Ленинграду “привет” из корпусных орудий, но достать до города не могла».

А есть ли конкретные доказательства стрельбы финнов по Ленинграду? У немцев было во много раз больше дальнобойных орудий, и действие немногочисленных финских пушек оставалось незаметным, тем более что войсковые начальники все стрельбы именовали неприятельскими.

Известен случай, когда финский снаряд попал в бомбоубежище больницы им. Куйбышева. Траектория падения некоторых снарядов (например, почти точно вдоль улицы Жуковского, то есть с запада на восток) казались необычными по сравнению с траекториями подавляющего большинства снарядов германской артиллерии.

Подводя итоги, можно сказать, что, действительно, обстрелы финской артиллерии Ленинграда не сыграли существенной роли. Но они были, и это не вычеркнуть нашим «неподкупным» СМИ.

Всего на форты Кронштадтской крепости и на северные пригороды Ленинграда финская артиллерия обрушила многие тысячи снарядов. Кстати, после войны и Лисий Нос, и Ольгино, да и Кронштадт вошли в состав города Ленинграда.

Александр Широкорад, военный историк, писатель