Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

26.11.2014

Гайдар шагает впереди

В этом году очень тихо прошел 110-летний юбилей прекрасного советского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). А ведь в советское время любую годовщина этого действительно большого отмечали бы повсеместно, от Бреста до Владивостока. К сожалению, в период перестройки, когда очернялось все советское, «под раздачу» попал и Аркадий Гайдар.

В этом году очень тихо прошел 110-летний юбилей прекрасного советского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). А ведь в советское время любую годовщина этого действительно большого и всеми любимого прозаика отмечали бы повсеместно, от Бреста до Владивостока. Что же произошла? Его проза не выдержала испытание временем? Нет, дело совсем в другом. В период перестройки, когда очернялось все советское, «под раздачу» попал и Аркадий Гайдар.

Гайдар прожил очень непростую, но, наверное, счастливую жизнь. И погиб он, как воин, с оружием в руках, в 1941 году, в бою, прикрывая отход товарищей. Честная смерть, достойная героев его литературных произведений. И Мальчиша Кибальчиша, и Сергея из «Судьбы барабанщика» и Тимура.

Аркадий Петрович Гайдар родился в 1904 году в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детство провёл в городке Арзамас, который потом с особой нежностью воспел в автобиографической повести «Школа».

«Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Сады, примыкая один к другому, образовывали оплошные зеленые массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок».

В Первую мировую отца забрали на фронт. Аркадий, десятилетний мальчишка, пытался убежать на войну. Его задержали и вернули домой. Время было лихое. Произошла революция. Сын потомка крепостного и дворянки, беспечный гимназист погрузился в страшную, кровавую революционную смуту.

Аркадий вступил в ряды Красной армии. Окончил Киевские пехотные курсы. Воевал на петлюровском, польском, крымском фронтах. В пятнадцать лет стал командиром взвода, в шестнадцать – уже роты. Видимо, воевал хорошо. Был отправлен в Высшую командную стрелковую школу «Выстрел». После окончания, вначале командовал 23-м запасным полком, а с июня 1921 годы - 58-м отдельным полком по борьбе с бандитизмом.

В 16 лет у него уже было два реальных военных образования и подразделение из 4000 тысяч человек под командованием. Тяга к справедливости, правде – основная черта, как и всех героев Гайдара, так и его самого. Конечно, Гражданская война неправильна и несправедлива изначально, но не Аркадий Петрович ее придумал. Но, приписываемых ему зверств по отношению к тамбовским мужикам в время Антоновского восстания не было. Это выдумки легко доказываемые.

Gaidar1.jpg

Голиков служил в Башкирии, а затем в Хакасии, где занимался поисками банды Соловьева. Состоял в рядах ЧОН (Части особого назначения) Сибири. В 1924 году уволился из армии вследствие контузий, полученных на фронтах Гражданской войны.

Мальчик на братоубийственной войне. Да еще и с обостренным чувством справедливости! Нелады в семейной жизни, брак с минчанкой Лией Лазаревной Соломянской распался, кстати, она в пятидесятых годах была автором сценариев всех фильмов, созданных по произведениям Гайдара. Но тогда, она вместе с сыном Тимуром (помните «Тимур и его команда») ушла от него, сложности с публикациями его произведений, он же совсем не был сверхуспешным писателем, накладывало отпечаток на его судьбу. Кстати, в отличие от большинства его современников, того же Пастернака, Мандельштама, он никогда не упоминал в своих произведениях имени Сталина.

Он начал печататься в 1925 году. После первого же произведения «Р.В.С.» стало ясно, что в литературу пришел интереснейший писатель, со своим очень образным языком, с особым метафоричным и в тоже время очень ясным взглядом на мир.

Самые известные произведения Гайдара «Дальние страны», «Четвертый блиндаж», «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», рассказы «Горячий камень», «Голубая чашка». Повесть «Тимур и его команда» положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар был в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. После окружения под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Лепляво на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, прикрывая своих товарищей. Похоронен в городе Каневе. Аркадий Гайдар был награжден орденом "Знак почёта" и орденом Отечественной войны I степени посмертно.

В период перестройки какими только мерзостными легендами и небылицами не обросло имя писателя. «Огонек», «Московские новости» словно соревновались, чтобы опорочить его имя. Что он убийца-садист, что он десятками и сотнями истреблял женщин и детей в Хакасии, куда его отправили служить в 20-х годах. Что он не вылезал из психиатрических клиник, где отличался патологическим изуверством. Все это вранье усердно вдалбливалось не только либеральной прессой, но и так называемыми патриотическими писателями. Почему?

Все написанные Аркадием Гайдаром прекрасные произведения относятся к концу двадцатых и тридцатым годам. Эти неповторимые, чистые и свежие по языку, где-то напоминающие Гоголя, необыкновенные его повести и рассказы, пленяли миллионы читателей. Перечитайте его «Голубую чашку» и вы окунетесь в светлый мир честных и светлых людей, живущих настоящей жизнью, полноценной и полнокровной. Там хочется жить, трудиться и созидать на благо Родины.

А либеральная догма, усердно вбиваемая нам в мозг, говорит совершенно об обратном! Тридцатые годы – это мрак, воронки НКВД, забирающие прямо на улицах, испуганные граждане, которые, опасаясь репрессии, вынуждены с утра до ночи работать на кровавый режим!

Но герои Гайдара говорят, дышат и думают совершенно иначе. Там описывается страна, честных, сильных и добрых людей. И есть негодяи, которые мешают жить хорошим людям. Язык произведений Гайдара, что «Судьба барабанщика», что «Тимур и его команда», что «Чук и Гек» настолько чист и хорош, что хочется жить в этом мире, бежать туда что есть силы! Это привлекательность СССР, мастерски описанная непосредственным свидетелем событий, и бесила демократов горбачевского недолива и ельцинского розлива. В перестройку даже Владимир Солоухин, писатель хороший, но ненавидевший люто Советскую власть, написал повесть «Соленое озеро». Где якобы документально, даже «цитируя» документы из архивов рассказывал о «зверствах» Аркадия Гайдара и его полка в Хакасии. О расстрелянных им детях и стариках. Причем приводил номера приказов, номера архивных документов, изученных им. Эти сведения широко тиражировались, на них ссылались, ими забит интернет. Историк Николай Чуваев не поленился и направил запросы в упомянутые архивы. И получил официальный ответ, что таких документов нет в природе, а фамилии Солоухина нет в учетных карточках людей запрашивавших документы.

И эта ложь окружала имя Гайдары все последние десятилетия. Кому то очень не хотелось, чтобы люди поняли, что в СССР жилось не так уж плохо.

Gaidar2.jpg

Конечно, жизнь тогда была не идеальна. Конечно, было много сложностей, проблем, даже отчаянной несправедливости, но Гайдар – писатель. Самого высшего ранга. Уровня Марка Твена или Чехова. И описывая окружающий его мир, он улавливал, схватывал основное. Что люди, в его понимании мира, стали жить лучше и честнее.

Жизнь удивительная штука. Она превратила жизнь в трагический литературный сюжет, сложенным по всем правилам драматургии. Герой превратился в антипода. Белое в черное. Те идеалы добра и социальной справедливости, за которые отдал жизнь Аркадий Гайдар, были успешно растоптаны его внуком Егором Тимуровичем. Который во имя «торжества либеральных ценностей», изувечил оставленную ему дедом страну, бросил ее в хаос, голод и нищету. Имя Гайдара из символа света и чистоты превратилось в пугало. Мальчиш Плохиш победил Мальчиша Кибальчиша. Но по чудесному рассказу Аркадия Петровича, литература при всей фантастичности, гораздо более реальна, чем нам кажется, и мы знаем, что это ненадолго.

Владимир Казаков