Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

16.02.2016

Мечтатель Лангбард: человек, который построил Минск

Мальчик, родившийся в небогатой семье в январе 1882 года, пройдя через две войны и революцию, сумел сделать столицу Беларуси именно такой, какой мы видим ее сегодня.

Его родители хотели, чтобы он стал коммерсантом, а он не видел своей жизни вне искусства. При первой возможности он бросил все и уехал в Петербург, чтобы учиться премудростям архитектуры у проектировщика московского ГУМа. Его жизнь вместила десятки проектов, но самые удачные были реализованы в родной Беларуси. Один из выдающихся зодчих Европы прошлого столетия на многие годы вперед предопределил облик Минска.

Родина – Беларусь, любовь - Петербург

Малой родиной Иосифа Лангбарда, родившегося 18 января 1882 года, стал городок Бельск, где во второй половине XIX века жили не больше 7 000 человек. Числились они тогда подданными Российской Империи, а само поселение относилось к Гродненской губернии и, как считается, было основано Ярославом Мудрым. Много позже оно стало  частью Польши, в составе которой находится и по сей день.

А тогда родители молодого Иосифа не предполагали для своего отпрыска никакой другой судьбы, кроме предпринимательской. Но Иосиф рос мальчиком творческим и счету денег предпочитал рисование. Всем, чем угодно, и везде, где только можно: карандашом на бумаге, углем на фанере, чернилами на обоях.

Окончив на рубеже веков гимназию в родном городе, 18-летний юноша навсегда покидает Бельск. Шесть лет учебы в Одесском художественном училище сформировали у будущей легенды белорусской архитектуры удивительно тонкий и пронзительный вкус к прекрасному. Когда в 1907 году Иосиф попадает в Санкт-Петербург, он не может скрыть своего очарования этим городом. Выбор сделан: Лангбард поступает в Императорскую академию художеств. На архитектурный факультет.

Военный, архитектор, муж

Его учитель – профессор Александр Померанцев, создатель современного облика столичного ГУМа. Дипломная работа – «Здание Государственного Совета». На ней стоят росписи крупного архитектора Леонтия Бенуа и президента академии - императрицы Марии Федоровны. Редкий случай – проект нравится светилам, и уже вот-вот должно начаться строительство…

Диплом Лангбарда с подписью императрицы


Но первыми воплощенными в жизнь планами Лангбарда стали совсем другие чертежи. В статусе начальника инженерного отряда в годы Первой мировой войны, плавно перешедшей в Великую Октябрьскую революцию, он руководит строительством на фронте и в тылу. Взгляды революции разделяет, и когда ситуация в стране успокаивается, становится производителем работ в строительной конторе отдела здравоохранения. Параллельно занимается строительством Театра миниатюр и Императорского сельскохозяйственного музея в Петрограде, здания городской управы в Костроме, участвует в конкурсе проектов так и не построенного Дворца труда в столице.

Иосиф Лангбард в это время безоглядно влюбляется в телефонистку Олю Захарову, которая спустя некоторое время становится его женой. В покорении сердца юной красавицы Лангбарду помогли и успехи в работе: в 20-х Лангбард неоднократно становился призером многих государственных и городских премий. Петроградские бани и городской крематорий, жилые дома в Ростове-на-Дону и уже Ленинграде. Ольга Захарова вспоминала потом, что сопутствовавшая Иосифу удача в главном деле его жизни придала ему такую уверенность, что у будущей невесты не возникло никаких сомнений в счастливом совместном будущем.

Иосиф Лангбард с женой - Ольгой Захаровой


Поселились супруги в доме Бенуа, в котором жили в разные годы Киров, Зиновьев и Шостакович. Но в конце 20-х судьба уготовила Иосифу возвращение в родные места. Правда, не в Бельск, а в Минск.

Дома-«скульптуры»

Беларусь тех лет остро нуждается в архитекторах. Разобравшись с криминалом и постреволюционными волнениями, наладив немного экономику и повысив уровень жизни граждан, советские власти задумались о внешнем облике столиц республик.

«Архитектура города находилась на чрезвычайно низком уровне, - критиковал сложившийся до революции образ Минска начальник управления по делам архитектуры при Совете Министров БССР Михаил Осмоловский. - Минск формировался как второстепенный губернский город, с узкими и кривыми улицами, без канализации и водопровода (за исключением центральной части). Монументальных и красивых зданий в городе было очень мало».

Дореволюционный Минск


Иосиф Лангбард уезжает из Ленинграда по поручению Совнаркома. В Минске он руководит проектированием и строительством первой Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки. А потом принимает участие во всесоюзном конкурсе по созданию Дома Правительства БССР. В 1929 году 47-летний архитектор получает главный шанс своей жизни. Помимо главного здания белорусской столицы, ему на откуп отдают вообще всю застройку центральной части города, от которой еще многие годы должны будут отталкиваться другие архитекторы. Так рождаются проекты Государственного театра оперы и балета Белорусской ССР и Дом Красной Армии. Говорят, увидев их, сам Янка Купала не смог сдержать чувств и воскликнул «А летуценны (мечтательный, - прим.авт.) хлопец гэты Лангбард!»

Дом правительства в Минске


Собственный стиль Лангбарда и его уникальность как архитектора придают конструктивистским зданиям совершенно новый, ни на что не похожий вид. Его здания современники называют «скульптурами, которые организуют пространство вокруг себя и производят цельное и органичное впечатление». Они монументальны и грандиозны даже тогда, когда высота объекта сравнительно невелика.

«Война меня застала в Минске…»

Получив признание и звание заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР, Лангбард берется еще за один амбициозный проект – переработку проекта здания местной Академии наук, реализация которого уже шла полным ходом. Параллельно он руководит строительством здания, в котором сейчас располагается министерство иностранных дел Украины в Киеве. Когда в Москве засомневались в пригодности Минска в качестве столицы из-за его близости к рубежам страны, именно Лангбард на бис построил еще один Дом Советов – в Могилеве. Тот столицей так и не стал, а вот фашисты действительно вскоре нагрянули.

Проект Дома Советов в Могилеве


«Война меня застала в Минске, куда я приехал 18 июня по поводу строительства Дома Красной Армии. Со многими обычными для тех дней приключениями, проделав более 40 километров пешком из Минска, откуда я вышел 25-го ночью, я добрался до Ленинграда», - вспоминал архитектор. В городе на Неве он руководил маскировкой зданий, а потом, после блокады города, сумел выбраться в Ярославскую область.

В годы войны Иосиф Лангбард (четвертый слева) жил в Ярославле


Он возвращается в столь любимый им Минск сразу после освобождения города и тут же собирает группу архитекторов, которая составляет знаменитые эскизы восстановления города. Параллельно работает над реконструкцией Гомеля. В столице монументальные здания Лангбарда пострадали во время войны, но выстояли. Вокруг них и начали строить новый Минск – такой, каким он выглядит и сейчас. Заканчивали эту работу в начале 50-х уже без великого мастера. Сердце Иосифа Лангбарда остановилось в Ленинграде 3 января 1951 года. Но работы его продолжают жить и по сей день.

Вениамин Лыков