Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

14.07.2016

Барколабовская Одигитрия – святыня восточной Беларуси

24 июля на Могилевщине, да и по всей Беларуси, празднуют день прославления чудотворной Барколабовской иконы Божией Матери – самой почитаемой святыни восточных земель Белой Руси

24 июля на Могилевщине, да и по всей Беларуси, празднуют день прославления чудотворной Барколабовской иконы Божией Матери – самой почитаемой святыни восточных земель Белой Руси.

УНИКАЛЬНОЕ МЕСТЕЧКО

Село Барколабово, что в Быховском районе Могилевской области, православные белорусы издревле именуют святым местом. Так получилось, что на протяжении веков этот живописный уголок был избавлен от «нашествия иноплеменников», миновали здешних жителей моры, засухи и губительные эпидемии.

В научном сообществе России и Беларуси местечко известно благодаря уникальной (сохранилась в единственном списке) Барколабовской летописи, где с достоверностью, пером очевидца, описана жизнь края в середине XVI – начале XVII веков. Автор исторического документа – легендарный священнослужитель здешнего Свято-Вознесенского монастыря Федор Филиппович. Летопись начинается со сведений о сейме 1545 года в Бресте, построении в Барколабово замка в 1564 году… Об основании здесь женского монастыря в 1623-м, на который пожертвовали деньги не только владельцы села, но и жители соседних деревень Сутоки и Махово… Описан захват Полоцка Иваном Грозным. А еще летописец рассказывает, как пронеслось над Могилевщиной лихолетье – грабежи и массовые убийства крестьян казаками Семена Наливайко. Однако тогда, в страшном для востока Беларуси 1595 году, Барколабово не пострадало.

На чистом, литературном белорусском языке того времени Федор Филиппович представляет быт, нравы и обычаи местных жителей, историю Орши, Минска и других городов Белой Руси. Ценнейший научный документ!

Впоследствии стороной прошли мимо Барколабово многочисленные захватчики, вторгавшиеся в разные века на белорусскую землю: польские интервенты, орды Наполеона, немецко-фашистские войска… Все они по тем или иным причинам миновали Барколабово, не ступала сюда нога непрошенного гостя.

Довольно непривычное для белорусского языка и уха название села появилось как свидетельство принадлежности этих мест в XVI веке православному дворянину татарского происхождения – Баркулабу Корсаку. Земли неподалеку от Быхова были пожалованы ему Иваном Грозным за верную службу, и в 1564 году Корсак построил здесь замок. Так возникло поселение, основателем которого и считается боевой ротмистр Баркулаб. Вскорости владелец возвел в своем сельце две православные церкви, и люди потянулись сюда на жительство.

Всего двенадцать лет с момента поселения на здешних землях творил добрые дела Баркулаб Корсак, а когда отошел он в мир иной, плач был великий по окрестным селам и деревням. Родина потеряла преданного Богу и людям, самоотверженного человека.

Впоследствии Барколабово было продано прославленному в Белой Руси роду князей Полубинских, а в XVII веке село перешло к великой белорусской династии – Сапегам.

Но наибольшую славу селу Барколабову принесло то, что по его имени названа одна из наиболее прославленных реликвий белорусской земли – Барколабовская икона Божией Матери. Этот образ в первозданном виде сохранился до наших дней и пребывает в Барколабовском Вознесенском женском монастыре. Стало традицией устраивать под праздник иконы крестный ход из Могилева в Барколабово (40 километров). Особенно многочисленным был крестный ход два года назад, 23-24 июля 2014-го, когда праздновалось 450-летие со времени основания села и 355 лет со дня появления образа в монастыре.

Вознесенский монастырь в XIX веке


БЕСЦЕННЫЙ ДАР КНЯЗЯ ПОЖАРСКОГО

Как же случилось, что бесценный образ Пресвятой Богородицы очутился в Барколабово? Судя по всему, дар этот был получен здешними жителями по заслугам. К середине XVII века село и Барколабовский Свято-Вознесенский монастырь превратились в торговый, культурный, религиозный и даже научный центр Восточной Беларуси. Судите сами: здесь на 500 с небольшим жителей (а столько их проживает в селе и поныне) приходилось две церкви и монастырь, две школы – одна базилианская, католическая, другая – церковно-приходская православная. Была еще школа для девочек, что являлось в то время большой редкостью.

Три с половиной века назад Барколабово процветало: две мельницы, медеплавильный завод, пивоварня. Таких стремительно богатевших сел в то время можно было сосчитать по пальцам – не только в Белой, но и в Московской Руси.

Поэтому, конечно же, вряд ли можно считать случайным тот исторический факт, что в 1659 году князь Семен Пожарский (родственник прославленного Дмитрия Пожарского, возглавившего в 1612 году народное ополчение против захвативших Москву поляков) решил подарить драгоценную икону именно Барколабовскому монастырю. Не случайно и то, что князь остановился на кратковременный отдых в этом богатом, поистине цивилизованном месте, когда ехал на войну против мятежников украинского гетмана Ивана Выговского, заключившего военный союз с крымским ханом. До этого князь немало послужил Отечеству в борьбе с крымско-татарскими отрядами, опустошавшими юг России, в войнах против шведов, вторгавшихся на Русь с севера.

Московский князь Семен Пожарский


Предание гласит, что в обозе Семена Пожарского находилась чтимая им икона Божией Матери. И вот, когда кавалькада поравнялась со стенами Свято-Вознесенского монастыря, лошади, везущие чудотворный образ, заупрямились, упали на колени и никак не хотели идти дальше. Пожарский    понял, что икона желает навсегда остаться в этой обители, на этом клочке святой земли.

Не правда ли, история появления в Барколабово великой святыни напоминает легенду о том, как Андрей Боголюбский вез особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы из Киева во Владимиро-Суздальские земли? Напомним: тогда, в XII веке, за несколько верст от Владимира лошади тоже встали, и князь Андрей повелел строить здесь храм для иконы, основать поселение под названием Боголюбово. А образ Пречистой Девы прославился впоследствии как Владимирская икона Божией Матери.

Икона, которую вез на войну с мятежниками Семен Пожарский, с 1659 года стала именоваться Барколабовской – по названию монастыря, куда отдал ее князь-воевода. В том же году Пожарский попал в плен к крымским татарам и был казнен.

ШЕДЕВР БЕЛОРУССКОЙ ИКОНОПИСИ

Что же представляет собой Барколабовский образ с точки зрения церковного искусства? Здесь много символичных моментов. Начать с того, что, по иконографии, это Одигитрия (в переводе с греческого – Путеводительница, недаром взял ее в дальний и опасный поход князь Семен Пожарский). Икона – один из величайших шедевров белорусской, а если точнее – слуцко-полесской школы иконописи. Согласно проведенным исследованиям, она написана темперными красками на хвойной доске размером 125 на 88,5 сантиметров (толщина – 3 сантиметра). Стиль письма близок к Иверской и Черниговской иконам Божией Матери.

Подобный извод (манера изображения) имел в своей основе многовековое почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери – белорусской святыни середины XII века. Такая иконография была распространена в центре и на юго-западе Беларуси как раз в XVI – XVII веках.


Божия Матерь изображена почти поколенно. Лик Пречистой Девы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Богомладенец Христос в белом хитоне благословляет верующих правой рукой, а в левой держит свиток.

Не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом. В серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей преподобной Евфросинии Полоцкой и святого мученика Лонгина-сотника – одного из римских воинов, видевших Воскресение Христово и впоследствии казненного за веру.

В 1882 году Вознесенский монастырский храм сгорел, но икона (а также иконостас и утварь) не пострадали от пожара. В 1900 году после крестного хода с Барколабовской иконой прекратился падеж скота. С тех пор у крестьянок Могилевщины появился обычай – покупать в Свято-Вознесенском монастыре фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к чудотворному образу. Потом фигурки приносили домой. Считалось, что они защищают скотину от болезней.

Барколабовская икона так прославилась в Беларуси, что с нее стали делать списки (копии). Они были во всех храмах близлежащих сел и городов. До наших дней дошло несколько списков: в иконостасе церкви Святой Троицы города Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Никольском соборе одноименного монастыря в Могилеве. На иконе Никольского монастыря можно прочитать старинную стихотворную надпись: «В Баркалабове стоитъ Богомати, тамо источаетъ реки благодати, сей другий образъ как на месте зрети, прибегайте къ ней отцы и дети, тамо въ молитвахъ успехъ получаютъ, съ верою молясь за все то дознаютъ».

В церкви святого Онуфрия того же Никольского монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, чудесно обретенный в 1992 году. Перед этой иконой теплятся три неугачимые лампады и ежедневно совершается молебен.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В СВОЮ ОБИТЕЛЬ

Долгие годы Барколабовская икона незримо покровительствует Быховскому краю и всей Могилевщине, всей Беларуси. Многими чудесами прославился этот образ в течение долгих веков. Поклоняться ей притекали не только православные, но и униаты, а также – католики.

Но вот к власти пришли большевики. Монахини Свято-Вознесенского монастыря стали раздавать иконы местным благочестивым жителям, чтобы спасти их от поругания и уничтожения. Была спрятана и сохранена также и Барколабовская икона. В 1920 году монастырь был закрыт, инокини в буквальном смысле пошли по миру.

Немецко-фашистское нашествие совсем не затронуло Барколабово, несмотря на то, что в Могилеве и Быхове шли тяжелые бои. Местные жители вспоминали, что в Барколабово тоже падали бомбы на огороды, но почему-то не взрывались.

Свято-Вознесенский женский Барколабовский монастырь


В 1954 году, когда страна освободилась от сталинизма, перед Пасхой какая-то старая женщина (не из монахинь ли закрытого монастыря?) принесла чудотворный образ в Свято-Троицкую церковь города Быхова. Там в специально изготовленном киоте Барколабовская икона и пребывала более полувека. А в 2010 году величайшая святыня Восточной Беларуси вернулась «домой» - в возрожденный Свято-Вознесенский женский Барколабовский монастырь. Ее встречали колокольным звоном. Торжественное богослужение совершили сразу несколько епископов Беларуси.

Перенесение святыни из Быхова в Барколабово стало очень волнующим событием для православных христиан края. Ведь Барколабовская икона – единственный чудотворный образ в Могилевской области, который сохранился в подлиннике, пройдя через столетия, войны и революции в первозданном виде.

Александр АННИН