Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

12.10.2016

Покров над православными

Нет числа храмам, часовням, монастырям и скитам, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы. В церковном календаре он назван одним из великих праздников, а в народе почитается как чуть ли не главный день осени. И так – что на Руси, что в Беларуси. Правда, отмечают «покровки» (по-белорусски Пакров-дзень) все-таки немного по-своему

Нет числа храмам, часовням, монастырям и скитам, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы. В церковном календаре он назван одним из великих праздников, а в народе почитается как чуть ли не главный день осени. И так – что на Руси, что в Беларуси. Правда, отмечают «покровки» (по-белорусски Пакров-дзень) все-таки немного по-своему.

САМЫЙ ЧТИМЫЙ ДЕНЬ ОСЕННИЙ

На территории современной России на сегодня действуют 1384 так называемых «культовых объектов», названных в честь праздника Покрова. Соборы и церквушки, лавры и крохотные монастырьки с парой-тройкой иноков, часовни и лесные скиты… В белорусских городах и весях Покровские церкви также в большом почете и распространении – сейчас их действует в республике около 125, и они также – в первых рядах по общему количеству приходов.

Вообще, церкви Покрова (и другие молитвенные постройки с таким названием) по своему числу занимают в России и Беларуси второе место после Никольских, то есть возведенных в честь Николая Чудотворца. Ну, со святителем Николаем все ясно – в старину, почитай, каждый купец средней руки и выше давал обет перед отправлением в дальние края: «Коли вернусь жив-здоров, да с прибытком – построю церковь в честь Николая Угодника, покровителя всех торговцев!»

А почему же праздник Покрова так любим в Русской и Белорусской Православной Церкви, почему там и сям видим мы вдоль дорог села и деревни – Покровское, Покровка?.. Что ни говори, а глубоко, в самое сердце нашего человека, пустил свои духовные корни Покров-день (Пакров-дзень).

В старину - дело понятное: крестьянин оканчивал дела свои страдные, засыпал хлеб в закрома и уже успевал распродать на ярмарках излишки; с Покрова начинались и сельские свадьбы, и гулянки… То был самый «сытый» и праздничный период года, когда селянин мог позволить себе перевести дух. Самый мясоед, когда перед зимними морозами забивали скотину, солили сало. И капусту квасили, конечно…

Осень зачастую прямо на глазах переходила в зиму: проснувшись поутру в Покров-день, жители средней полосы подчас видели первый снег (вот тебе и покров в прямом смысле слова!). Ну, во всяком случае, зима почему-то именно в это утро нет-нет да и норовила напомнить о себе, припугнуть грядущими морозами… Конечно, люди верующие и особенно – церковные, в данном случае понимают слово «Покров» как покровительство, заступничество Божией Матери для каждого человека. А многие, кстати, не без оснований считают, что - для Руси и Беларуси в целом. Ведь недаром праздник Покрова Пресвятой Богородицы по-настоящему отмечается только в нашей общей, Русской Православной Церкви.

А вообще-то, если быть точным, то под словом «покров» подразумевается женский платок, который на всех покровских иконах Божья Матерь простирает над людьми.

Protection_de_la_Mere_de_Dieu_Ecole_de_Novgorod_Moscou,_Galerie_Tretiakov.jpg

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401—1425 годы, Государственная Третьяковская галерея)

ЧУДОМ СПАСЕННЫЕ

Всяк белорус хоть немного, да наслышан о легендарных покровских храмах своей Родины. И они вовсе не обязательно такие древние, как на Руси, ведь долгое время на белорусских землях господствовало католичество, не признающее этого праздника.

Печальна и, вместе с тем, величественна история небольшой Покровской церкви в городе Кричеве, что на Могилевщине. Во время Великой Отечественной войны рядом со здешним цементным заводом находился Кричевский фашистский концлагерь. Ко времени освобождения Кричева здесь были замучены около 18 тысяч человек. Сразу после войны местный уроженец, священник Иоанн Захарченко решил построить рядом с безымянными братскими могилами церковь. И власти разрешили строительство храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы на этом скорбном и святом месте. Верующие скинулись и купили сруб закрытой при советской власти сельской церкви и перевезли сюда.

Крупнейший в Беларуси архитектурный памятник неоклассицизма – Покровский собор в Барановичах. Здесь высочайшую художественную ценность имеют, конечно же, мозаичные украшения собора – свидетельство высокого искусства русской художественной школы.

А вот Покровский собор в Витебске – памятник монументальной архитектуры начала XIX века, построен в 1814 году как католический, а в 1847 году был переведен в православную епархию.

Церковь Покрова в селе Городечно Пружанского района Брестской области построена в память битвы с наполеоновскими войсками в 1812 году. Мысли об увековечивании Городеченской битвы высказывались сразу по окончании той войны, а одним из главных сторонников строительства церкви в память погибших воинов выступил гродненский губернатор, участник сражения генерал Тормасов. Церковь была построена тогда же на месте братского захоронения.

Ну, и, конечно, всем верующим (и даже неверующим) белорусам известен древнейший Свято-Покровский монастырь в городе Толочине Витебской области, построенный в 1604 году великим белорусским политиком и общественным деятелем Львом Сапегой. 12 лет назад Синод Белорусской Православной Церкви принял решение о возрождении этой древней обители, закрытой при советской власти. Сейчас здесь – женский монастырь.

Всем и каждому – как русскому, так и белорусу - известен один из символов православной Москвы: собор Василия Блаженного на Красной площади. Возведен этот шедевр церковного зодчества в середине XVI века – в честь взятия войсками Ивана Грозного неприступной дотоле Казани. Но «собор Василия Блаженного» - это, скорее, народное название, ведь придел в честь московского юродивого ютится сбоку. А полное, официальное название храма – Покровский собор (добавляют – «на рву», который когда-то проходил здесь).

В недрах народной памяти зародилась и живет поныне легенда, согласно которой архитекторы собора (зодчие Иван Барма и Постник Яковлев) были ослеплены по приказу царя, «дабы не могли возвести в чуждых землях ничего подобного храму сему». Скитались потом в поисках подаяния…

При советской власти здесь разместили филиал Исторического музея. Помню, как в начале 80-х меня и моих товарищей-студентов поразили аквариумы с длинноусыми осетрами, стоявшие в подсвеченных нишах собора…

Заметим, что в 30-х годах величайшему храму Руси реально угрожал снос. Но, как говорится, Бог спас. А вот когда из Москвы уходил Наполеон, то в бессильной ярости приказал он заложить тонны пороха в основание собора, но народную святыню спасли городские жители-патриоты.

И надо же, ну, прямо напасть какая-то! Ведь хотели разрушить, разобрать по камешку и самую древнюю, самую первую в истории церковь в честь Покровского праздника – храм Покрова-на-Нерли (построена в 1158 или 1165 году), что в полутора километрах от села Боголюбово, близ Владимира. Сейчас в это трудно поверить, но факт: в 1784 году игумен Боголюбова монастыря, к которому Покровская церковь была приписана, распорядился… разобрать дивный храм на стройматериалы. Почему? Зачем? Да все за тем же: как сказано в документах, «из-за низкой доходности церкви». Вот так откровенно и без прикрас.

Осуществлению замысла предприимчивого игумена помешала элементарная нехватка рабочих рук и денег на оплату труда наемников. А то мы и знать бы не знали о церкви Покрова-на-Нерли…

А она, по словам великого русского художника И.Грабаря, «является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».

Но кое-что в ее облике утеряно навсегда – и большевики здесь, как ни странно, ни при чем. Полностью уничтожена в 1877 году вся внутренняя роспись храма – ее скололи зубилами. Конечно, хотели как лучше… Теперь эти навсегда утраченные фрески XII века заменены практически современными барельефами конца XIX – начала ХХ столетия.

Собственно, именно с этой небольшой на вид церквушки Покрова-на-Нерли и началось прославление дивного осеннего праздника по всей Руси Великой. Как же это происходило?

ТРУДАМИ КНЯЗЯ АНДРЕЯ

В те годы (середина XII века) в Киевской Руси всеми Северо-Восточными землями со столицей во Владимире правил святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1111-1174 гг.), сын основателя Москвы Юрия Долгорукого. Андрей Юрьевич был человеком не только всесторонне образованным, но и религиозным, духовным. Часто бывая в военных походах (обычно - против волжских булгар, опустошавших его земли), князь брал в дорогу церковную литературу и любимую икону Божией Матери. И прочел он как-то на привале о давнем (даже для тех времен) историческом событии. Как флот киевских князей Аскольда и брата его Дира в 60-х годах IХ века обложил Константинополь, и беззащитный город, цитадель мирового православия, был на грани сдачи (дело в том, что основные войска Византии ушли в тот момент на юг, сражаться с напавшими турками-кочевниками).

И вот все жители великого города, от мала до велика, богатые и бедные, верующие и не очень – собрались в огромной Влахернской церкви на общую молитву: чтоб не допустила Пресвятая Богородица разграбления города русскими язычниками (напомним, что Киевская Русь тогда еще не знала Крещения). Был здесь и юродивый Андрей со спутником своим Епифанием. Именно святые Андрей и Епифаний удостоились узреть в храме, прямо «на воздухе» Пречистую Деву, которая простерла Свой Покров над молящимися. И тем самым обещала городу спасение.

Чудо свершилось: внезапно налетевший ураган разметал флотилию руссов. Согласно летописям (как русским, так и зарубежным), в Киев из Византии был послан епископ. Князья Аскольд и Дир приняли Святое Крещение, а также – их бояре, дружинники и подданные. Были построены христианские церкви. Но… Всенародного Крещения Руси тогда не состоялось – оно произойдет позже, более века спустя.

…Покров – уникальный праздник еще и потому, что это – праздник победы Христовой веры над язычеством. И это осознал в своем шатре князь Андрей Боголюбский: «Како может таковое дивное явление быти без праздника?»

Андрей Юрьевич повелел строить церковь в честь заступничества (покрова) Божией Матери на реке Нерли. И установил князь внести в святцы ежегодный великий праздник 1 (14) октября, коего не было доселе в русских землях - Покров Пресвятой Богородицы. Удивительным образом этот праздник прижился повсюду на Руси. Люди сердцем чувствовали, что это их, родной праздник. Само его название греет душу, дарует непреложную надежду, что все будет хорошо… Покроет Божья Матерь своей добротой наше несовершенство, защитит от врагов, спасет от болезней и печалей.

И еще: Покров – единственный из великих церковных праздников, который имеет чисто «нашенское» происхождение, не заимствованное ни у кого. А это, как ни крути, все-таки имеет значение для русского и для белоруса. Даже само историческое событие (всеобщая молитва в Константинополе, буря, ураган, разметавший аскольдов флот) в народном осмыслении предстает совершенно иначе. Наши общие предки сотворили легенду о «страдающей Богородице», которая бродила по белу свету, и в одной деревне ей отказали в ночлеге. За это прогневался на жителей Илья-пророк, хотел молниями своими сжечь ту деревню, да заступилась Богородица, развернула Свой покров над домами и спасла их от молний. И стали люди после этого добрыми и гостеприимными.

КАК ВСТРЕЧАЛИ ПОКРОВ НАШИ ПРЕДКИ?

На Руси эта народная традиция почти повсеместно утрачена, а вот в Беларуси она крепка по сей день: поминать всех усопших предков в субботу перед Покровом. Это называется у белорусов «пакровские дзяды» (покровские деды). Празднование памяти «отцов и дедов» начиналось еще вечером в пятницу, когда подавался постный ужин (кутья, свекольник, постные блины). А уж в субботу перед Покровом (в этом году – 8 октября) трапеза совершалась обильная, с хмельными напитками, и порой продолжалась и в воскресенье.

В народе Покров называли «первым зазимьем», говорили даже: «На Покров-день до обеда – осень, а после обеда – зима». В Беларуси сложилась такая самобытная поговорка: «Пришла Пакроука, не дала молока кароука». Что же делать? А то: готовиться к холодам. В Беларуси это выглядело затейливо и символично.

На Покров (или перед Покровом) было принято конопатить избы, причем наряду с практическим смыслом сюда вкладывался и мистический. Надо было задобрить домового перед морозами. Для этого хозяйка дома конопатила щели углов избы специально испеченными для этого блинами. Обряд назывался «запекание углов» - чтоб домовой поел, перед тем, как на Покров завалиться в зимнюю спячку. Да-да, подобно медведям, которые обычно именно к Покрову-дню забирались до весны в берлоги.

После Покрова (иногда – и в сам день праздника) играли свадьбы, о которых был заключен сговор заранее. Кого из девушек к Покрову не просватали – той теперь ждать Святок: предсвадебных дней после Рождества в январе. А поскольку судьбу девушки решали родители, то ей только и оставалось, что молиться. Русские барышни на выданье шептали так: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня – платком!» Дело в том, что замужние женщины уже не имели права на людях ходить простоволосыми, платок на голове был обязателен – так и отличали на улице «девку» от замужней («бабы»).

Белорусские девушки молились так: «Свята Пакрова, пакрый зямельку листочкам, а галовку — вяночкам». Имелся в виду венчальный обряд (венец) в церкви. А еще у девушек существовало поверье: которая из них раньше поставит в этот день свечку, та раньше и замуж выйдет. Вот так, бесхитростно. Поэтому кое-кто из девиц по сей день встает спозаранку и бежит в церковь ставить свечку празднику.

А что же замужние женщины? Накануне Покрова деревенские «молодухи» сжигали свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодые жены от «призора недоброго глаза». Старухи не отставали, молодились: сжигали в изношенные за лето лапти, чтобы «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето, да на холоде, на пороге хаты – «супротив зимней простуды». Что ж, логично…

Все главные обряды в праздник Покрова выполняла женщина, хозяйка дома. В этот день каждая мать старалась защитить детей покровом от всех бед. Для этого, держа в руках икону Богородицы, женщина становилась на скамью, чтобы оказаться над близкими, как когда-то во Влахернском храме Константинополя Дева Мария со Своим покровом появилась в воздухе над верующими. Все дети в семье, независимо от возраста, опускались на колени, и мать читала «охранительные молитвы».

В белорусском и русском народе Покров празднуют «с застольем» несколько дней. Это – генетическая память предков, наверное. Ведь в древности с наступлением зимы приходило время дружеских и соседских посиделок. А что еще делать мужику?

Пока старшие бражничали, девушки длинными, холодными вечерами «на покровки» собирались вместе, пряли, вязали, вышивали и пели народные песни. Когда наведывались парни, начинались веселые игры, танцы. Хорошим знаком для девушки было получить от парня подарочек, кроме – упаси Бог! - иголки, ножниц или шила.

На Покров обычно впервые затапливали печи, и первые дымки нового зимнего сезона дружно поднимались над всей деревней. Тоже – повод для веселья, а не то – так и рюмочку пропустить… Намаялся крестьянин за минувшую страду, теперь закусывает… Первыми дровами по традиции были сухие ветви плодовых деревьев – яблонь, груш, слив или вишен. Считалось, что этот обряд даст хороший урожай плодов в будущем году, а еще – что семья всю зиму будет жить в мире, достатке и тепле. Вот и теперь, даже проживая в городской квартире, белорусы не считают зазорным сжечь на блюдце несколько тоненьких веточек яблони на Покров-день, тем более, что к дереву этому до сих пор сохраняется большое почтение в Белой Руси. И по сей день на Покров слышен ароматный яблоневый дымок из дверей многих квартир, где люди мечтают о благополучии и добре.

Многие творили и творят добро в этот день своими руками, а не ждут милости свыше. Наши предки специально к Покрову выпекали огромный каравай для бедных и бродяжек. Ну, а сдобными булочками угощали соседей, мирились, если до того были в ссоре. Особое внимание (с гостинцами) уделяли одиноким старикам, вдовам и сиротам. А если в доме были какие-либо лишние вещи из одежды, то их несли (да и по сей день так принято) в ближайшую церковь – бедные возьмут себе на зиму и помолятся за неизвестного благодетеля.

Александр Аннин