Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

03.01.2017

От Николы до Крещенья – сплошное веселье

Католики, униаты, протестанты – в общем, все те, кого в Беларуси именуют христианами западного толка, празднуют Рождество Христово. Это празднество у них – самое протяженное в году, ибо Святки, «святые дни», начались у западных христиан уже 19 декабря, а закончатся 6 января, на католическое Крещение Господа нашего Иисуса. И тут же праздничную «эстафету» подхватят православные верующие: у них 6-го января – Сочельник, 7-го – Рождество Христово, а уж потом – 12 дней Святок, по числу апостолов.

ПРАЗДНИК, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ВСЕХ

Завершаются «святые дни» у православных 19 января, на Крещение Господне, отмечаемое по старому, юлианскому календарю. Таким образом, совместные рождественские праздники у христиан всех толков, проживающих в Беларуси, длятся аж целый месяц – с 19 декабря по 19 января. Ведь всеобщая атмосфера радости, принесенной в мир благой вестью о народившемся Господе, единое для всех белорусов приподнятое настроение чувствуется в городах и селах независимо от принадлежности человека к той или иной религиозной конфессии. Особенно это заметно в последние годы, с конца XX столетия, когда как-то незаметно растаяли живучие до той поры, прямо-таки вековые обиды и противоречия между православными и неправославными христианами Беларуси.

Взять, к примеру, крупные города - такие, как Минск, Брест, Гродно и другие, где наряду с храмами Русской Православной Церкви действуют католические и униатские костелы, протестантские кирхи. В эти зимние, снежные дни люди, встречаясь на улице, от чистого сердца поздравляют друг друга с Рождеством – как уже наступившим (у западных христиан) так и приближающимся (у восточных). «Хрыстос нарадзіўся, свет узвесяліўся», - слышится то там, то сям. Многие, по примеру православных (только не на Рождество, а на Пасху), обнимаются и троекратно целуются.

И, конечно же, поздравил своих соотечественников президент Беларуси Александр Лукашенко. Александр Григорьевич пожелал белорусам крепкого здоровья, счастья и благополучия. Вот что он, в частности, сказал:

«Этот великий праздник дарит свет и радость христианам всего мира, символизирует обретение человечеством надежды на лучшую, нравственно совершенную жизнь. Сегодня повседневные земные заботы отступают на второй план и сердце наполняется верой и любовью.

Рождество Христово неизменно свидетельствует нам о торжестве милосердия и доброты. В эти праздничные дни мы обращаемся к вечным ценностям, которые лежат в основе христианства, и прославляем благородные идеалы гуманизма через любовь к ближнему, стремление к миру, справедливости, духовности и согласию. Пусть оправдаются все ожидания и сбудутся самые заветные мечты».

Так говорит президент Беларуси в своем рождественском поздравлении, которое, по сути своей, плавно переходит в новогоднее. И в этом заключается некий таинственный, прямо-таки сказочный смысл того, что происходит в эти Святые дни на земле Белой Руси. Что же это за смысл, сокрытый в глубине народного сознания?

Он – в сегодняшнем единстве всех без исключения жителей Беларуси. Где-то оно проявляет себя более явственно, где-то – лишь подразумевается, ощущается. Но, тем не менее, в любом случае это единодушие – зримо, оно в эти зимние дни прослеживается и духовными, и телесными очами.

Недаром глава католиков Беларуси, митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился ко всем верующим христианам с рождественским пастырским посланием, которое он объединил с новогодним. Кондрусевич отметил, что в этот день люди «благодарят Бога за большой дар Его любви». Они учатся той любви, которая «должна обнять современный, полный эгоизма, стремления к обогащению любой ценой и полный самоудовлетворенности мир». Две тысячи лет назад, сказал митрополит Кондрусевич, человечество находилось на грани самоуничтожения, и сегодня «история повторяется». Католический прелат посоветовал людям «решиться выйти из наших грешных привычек и удовольствий, чтобы обратиться к Богу, который пришел к нам», а также «выйти за личные ограничения и ограничения современного мира и, наконец, встретиться с Богом», «найти место Богу в своем сердце и своей душе».

Митрополит Кондрусевич поздравил всех людей доброй воли, католиков и христиан, которые празднуют Рождество 25 декабря, а также православных братьев и сестер и пожелал всем счастливых, полных Божией милости праздников и счастливого Нового Года. Свои поздравления по поводу праздника Рождества высказали также апостольский нунций в Беларуси архиепископ Клаудио Гуджероти и председатель постоянного совета Конференции католических епископов Беларуси Александр Кашкевич.

ДЯДО МРАЗ И САНТА-КЛАУС ШЕСТВУЮТ ПО УЛИЦАМ

Выше было сказано, что «общие», плавно перетекающие друг в друга католико-православные рождественские дни в Беларуси начались с 19 декабря по новому стилю (у западных христиан). Почему так? А потому, что ни у католиков, ни у протестантов, ни у униатов празднованию Рождества Христова не предшествует длительный, 40-дневный пост, как это заведено у православных. Ну, а коли нет поста, отсутствуют какие-то ограничения в пище и увеселениях, то и праздновать Рождество можно начинать загодя – что, кстати, и делается во многих странах уже давно.

Для сведения: согласно исследованию, проведенному Информационно-Аналитическим центром при Администрации Президента Ркспублики Беларусь, в стране более 95 процентов населения причисляют себя к той или иной религии (конфессии). Из них 83 процента – православные, 10 процентов – католики и примерно полтора процента относятся к другим религиям, включая униатов, протестантов всех толков, а также иудеев, мусульман и буддистов. Впрочем, имеются и другие данные, подготовленные, к примеру, католическими исследователями: они считают, что в Беларуси около 1,4 миллиона последователей Католической Церкви (почти 15 процентов населения), из них порядка 10 тысяч – униатов (греко-католиков). Протестанты, в свою очередь, говорят о своей полумиллионной пастве. Конечно, эти альтернативные исследования не могут претендовать на объективность, но учитывать их все же следует – что и продемонстрировал президент страны Александр Лукашенко в своей приветственной речи, посвященной празднованию Рождества западными христианами. Как-никак, это, почитай, два миллиона белорусов!

Впрочем, если говорить о стране в целом, то – кому стол, накрытый яствами, а кому – довольно-таки строгий пост. Многие православные белорусы по традиции придерживаются ограничений в еде и развлечениях, а ведь рядом – праздник шумит, Санта-Клаус разгуливает!

Как уживаются по соседству веселье и говенье? А ведь уживаются, и очень даже неплохо.    

У западных христиан ночь с 18 на 19 декабря означает старт последней недели перед Рождеством, начало Святок, которые продлятся до 6 января. А у восточных, православных – это большой церковный праздник, день святителя Николая Чудотворца. Да-да, того самого, кого на Западе именуют Санта-Клаусом, а в России, помимо всех прочих эпитетов, коими великого святого награждают в течение веков – еще и Дедом Морозом. Только есть небольшая, но, если вдуматься, существенная разница между Санта-Клаусом и Дедом Морозом: если первый является земным «распорядителем» как Рождества, так и Нового Года, то на Руси Дед Мороз испокон веков «заведует» только новогодними подарками и весельем. У русского Рождества небесный покровитель – само Святое Семейство (Младенец Иисус, Дева Мария и Иосиф-Обручник).

А вот в Беларуси – свой, особый «вариант» взаимоотношений между Николаем Угодником (святым Миколой) и Дедом Морозом (по-белорусски – Дядо Мраз). Святый Микола поздравляет с Рождеством и дарит подарки малым детям, а Дядо Мраз – никакой не святой, а просто – сказочный новогодний персонаж. Он появляется под самый Новый Год и одаривает подарками всех, независимо от возраста, вероисповедания или гражданства, более того – даже подкармливает бродячих кошечек и собачек, угощает салом и орешками птиц.

И, разумеется, по примеру Дяда Мраза, народная традиция предписывает белорусам также позаботиться о мерзнущих под открытым небом «братьях наших меньших», не говоря уж о бедных и больных людях. И вот эта общая для всех христиан тяга к творению добрых дел не зависит от времени – будь то в праздник, будь то в пост.

Конечно, строгим ревнителям православия и Новый Год (по официальному стилю) приходится встречать исключительно постными блюдами, но ведь Рождественским-то постом дозволяется вкушение рыбы и икры, так что тут раздолье для кулинарных фантазий довольно широкое…

ТОРЖЕСТВО: СЕМЕЙНОЕ ИЛИ ВСЕНАРОДНОЕ

Как отмечают Рождество православные верующие России и Беларуси? Казалось бы, здесь все, по идее, должно совпадать – каноны-то единые, церковные правила – общие. Ан нет, на протяжение веков сложились и самобытные обряды как в российских, так и в белорусских семьях.

В Беларуси, к примеру, уже давно считается нормальным и даже благочестивым обычаем устанавливать в храмах к Рождеству фигуры Святого Семейства в вертепе (возле яслей). Статуэтки Христа, ангелов, Богородицы – давно не редкость на праздничном рождественском столе у белорусов. А вот в России долгое время «объемные изображения» Христа, Богородицы и святых были строго запрещены официальной Церковью, и лишь совсем недавно эти ограничения были «по умолчанию» сняты.

Зато и в России, и в Беларуси все христиане - православные, католики и протестанты, не сговариваясь, следуют древнему обычаю: класть под праздничную скатерть немного сена или соломы: в знак напоминания о том, что Сын Божий родился не в царских хоромах, а в хлеву, среди скота, согреваемый дыханием коров и овец. Среди общехристианских традиций – такая: и католики, и протестанты, и православные России и Беларуси обязательно строго постятся в сочельник – день накануне Рождества. До первой звезды вообще не едят и не пьют, а уже вечером, перед походом в церковь, вкушают «сочиво» (отсюда и название этого особого дня - Сочельник). Работать уже нельзя, как и в день Рождества (а по-хорошему – все Святки «чохом» - только отдых, веселье и молитвы).

Что такое сочиво? Это отварные зерна пшеницы, овса, проса, риса, политые медом, который «сочится» из этого постного кушанья. Потом празднование начинает отличаться. В Беларуси, по примеру соседей-католиков, вся семья перед ночным богослужением собирается за столом. На нем – двенадцать блюд (постных, разумеется), по числу месяцев в году. В некоторых храмах Беларуси появляется и утверждается красивый обычай: освящать в сочельник рождественский хлеб, который вечеров глава семьи преломляет и раздает домочадцам. «Ну, а потом – в храм всем гуртом».

В отличие от описанного действа, на Руси испокон веков идут на долгую рождественскую ночную службу практически натощак: ложка сочива, черный хлеб да стакан несладкого чая – вот идеальное телесное подкрепление верующих россиян. А уж потом, вернувшись морозной ночью под родной кров – как правило, в половине третьего пополуночи, садятся за стол основательно, безо всяких ограничений: разговляться - так разговляться! По древнерусскому обычаю, на рождественском столе главное блюдо – поросенок, запеченный целиком (у католиков и протестантов – рождественский гусь, индейка, курица).

Пока взрослые выпивают и закусывают, дети лезут под елку: там, у ее ствола, лежат подарки… Визг, смех, радость наполняют дом. Недаром многие люди считают Рождество преимущественно детским праздником (да и название напоминает день рожденья, который особенно радостен в детстве). 7 января в православных церквах устраиваются детские праздники, утренники, спектакли с участием маленьких артистов. В наши дни такое происходит практически во всех храмах России и Беларуси.

У католиков и протестантов как Сочельник, так и первый день Рождества – сугубо семейные дни. Считается неприличным не прибыть на общесемейную трапезу, будь ты хоть за морями, хоть на краю света. Западные христиане не больно-то охочи до посторонних людей на Рождество: и сами в гости не ходят, и других не зовут особо. А вот на Святки – пожалуйста: многочисленные вечеринки, коктейли, рауты… И все это обильно сдобрено рождественской атрибутикой: подарками, пожеланиями счастья, вездесущим Сантой…

Белорусы, которые во все времена почитались нацией сдержанной, скромной, проявляют себя в день Рождества именно с этой стороны. Православные жители Белой Руси, подобно западным собратьям, тоже любят встречать Рождество в узком семейном кругу (в отличие, скажем, от Нового Года, который в Беларуси считается нормальным праздновать в шумной и порой даже не вполне знакомой компании – допустим, на улице, на массовых гуляньях возле городской или сельской елки).

А вот в России празднование Рождества и разговины вовлекают в свой круг многочисленных родственников, друзей, соседей, знакомых, сослуживцев… Хорошим подарком считается маленькая, с ладошку, елочка с парой-тройкой игрушек. Но что касается традиции колядования (это значит: ходить ряжеными по соседям, петь колядки – рождественские народные песнопения – и получать за это в награду угощение), то, надо признать, этот обычай на Руси канул в лету, да и в старые времена не был особенно широко распространен. Иное дело – в Малороссии и Белой Руси. В Беларуси, к примеру, колядки на Рождество поют даже прямо в церкви – после окончания Божественной литургии. В России такого что-то не встречается, а если нечто подобное где-то и происходит, то, как говорится, самостийно, а не в общецерковном русле.

А в Беларуси… Если присмотреться повнимательней, то, пожалуй, в последнее время начинает прослеживаться естественное и непринужденное сращивание церковного и народного праздника Рождества, канонических и крестьянских песнопений, храмовых и семейных традиций.

Наверное, именно это и можно назвать живой верой, искренней.

Александр АННИН