Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

18.02.2017

Михаил Савицкий: художник, писавший о противостоянии света и тьмы

18 февраля Беларусь отмечает 95-летие со дня рождения одного из действительно значимых художников, который олицетворяет собой целую эпоху. Роль Михаила Савицкого в истории искусства исключительная. Никто из белорусских художников не достиг таких высот признания, став народным художником СССР, Героем Беларуси и одним из символом белорусского искусства ХХ века.

Родился будущий художник в 1922 году в деревне Звенячи на Витебщине. Окончив среднюю школу, поступил в артиллерийское училище откуда сразу попал на фронт. Юноша, которому только исполнилось двадцать лет, впервые увидел смерть, пережил гибель своих друзей, но и смог оценить ценность жизни. Потом был плен и, как говорил художник, «круги ада» в концлагерях Бухенвальд, Дахау, Митэльбау, Дора, где Михаил Савицкий полностью разделил трагедию народов Европы.

Жизнь военнопленного наложила на Савицкого отпечаток. По воспоминания близких, он до конца жизни был в своем поведении аскетом, предпочитая простые продукты и простые вещи, работая без праздников и выходных. Даже топчан, стоявший в мастерской Михаила Андреевича, был чем-то похож на лагерные нары.

Чудом оставшись в живых, после войны Савицкий вернулся в Минск, а в 1955 году окончил Минское художественное училище. А после уехал в Москву и там получил высшее образование в Институте имени Сурикова. Сегодня многие искусствоведы считают, что именно учеба в Москве предопределила его культурный выбор и оформила талант художника. А основная тематика произведений мастера была выбрана самой судьбой.

«Военные» произведения Савицкого составляют, пожалуй, самую весомую часть его художественного наследия. Своей кистью он отразил на полотнах страшную правду о жестокости войны, заключающуюся в безграничной боли, страданиях и смерти. Достоянием белорусской живописи стали такие произведения, как «Партизанская мадонна», «Партизаны», «Казнь», «Поле», цикл «Цифры на сердце». Но на какую бы тематику не писал художник (позднее появятся цикл «Черная быль», посвященный Чернобыльской трагедии, «Заповеди блаженства», «ХХ век» и другие), определяющим стержнем его творческих поисков всегда являлся человек, его миропонимание, мораль, характер в сложном диалектическом развитии.

Иногда творчество художника характеризовали, как слишком мрачное, тяжелое для восприятия, переполненное смертями и горем. Коллеги вспоминают, что в ответ на эти упреки Михаил Савицкий рассказывал одну и ту же историю. Когда художник был еще ребенком, у него был друг – жеребенок, любивший бегать по лугу вместе с мальчиком. Устав от игр и бега, жеребенок и Михаил часто ложились отдыхать под стог сена, на золотистую солому, с которой лучше всего было наблюдать за облаками на небе. Художник говорил, что он не видел в своей жизни ничего более доброго, теплого и прекрасного, чем солома, жеребенок рядом и небо над головой. Но написать такую ​​светлую картину Михаил Савицкий не смог, задаваясь вопросом: кому такое мое, личное будет нужно?

Но картины Михаила Савицкого, наполненные трагедийно-мрачным колоритом, показывают нам не только боль и страдание, они рассказывают о противостоянии света и тьмы, прекрасного и чудовищного, духовного восхождения и низости, вечных идеалов и мерзости. Они и сегодня остаются грозным предупреждением человечеству и говорят то, о чем, как считал Михаил Савицкий, должен помнить каждый: сколько бы не было вокруг нас боли, страха и темноты, добро, разум и жизнь победят.

Елена Ахрамович