Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

22.07.2017

Павел Сухой: Легенда мировой авиации

22 июля исполняется 122 года со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора, одного из основателей отечественной школы реактивной и сверхзвуковой авиации Павла Осиповича Сухого.

За свою творческую жизнь Павел Сухой создал более 50 моделей самолетов, многие из которых по дальности, скорости и высоте полетов произвели в авиастроении настоящую революцию. На самолетах марки «Су» установлено десятки мировых рекордов. Истребители, бомбардировщики, штурмовики Сухого  находятся на вооружении во многих странах мира.

Павел Осипович Сухой  сумел создать целую школу проектирования авиационной техники, отличающуюся нестандартным подходом к решению задач, новаторским духом и смелостью инженерных решений. Сегодня ОКБ Сухого в России приступило к серийному выпуску не имеющего аналогов  многоцелевого истребителя пятого поколения  Т-50.

Стремительный полет первоклассных боевых машин, которым когда-то дал путевку в жизнь уроженец Беларуси Павел Сухой, среди подобных себе творений человеческой мысли «на грани фантастики» ещё не раз вызовет восхищение...

Проследить за истоками  становления таких гениальных людей всегда интересно.

Виленщина - место появления на свет

Павел Сухой родился в местечке Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи. Корни рода берут свое начало от белорусского крепостного крестьянина по фамилии Сухий: дед будущего конструктора, Андрей Алексеевич, хотя и был грамотным, но с утра до вечера пахал землю, растил хлеб и лен - гнул, словом, спину на помещика… Заметив незаурядные способности Осипа, одного из его сыновей, односельчане, подсобрав средств, отправили смышленого подростка учиться в город. Окончив в Молодечно учительскую семинарию, он вернулся в родное село и принялся здесь «сеять разумное, доброе, вечное» в начальной школе.
В копии метрической книги глубокской церкви осталась запись: «1895 года 10 июля рожден и 30 июля крещен Павел. Родители его: учитель народного училища Осип Андреевич Сухой и его жена Елизавета Яковлевна, оба православного исповедания…».

Удивительный факт. Несмотря на то, что с историческим местом рождения у Павла Осиповича связано лишь раннее детство, всю свою жизнь он хранил в рабочем столе фотоснимок с видами именно этого белорусского города.

Сегодня сформированный памятниками архитектуры в стиле «виленского» барокко облик Глубокого как дань памяти легендарному земляку дополняет установленный на въезде самолет – истребитель-перехватчик Су-17.

Гомель - зарождение мечты

Вся семья Сухих, в которой, кроме сына, подрастали ещё пять дочерей, живо интересовалась искусством, литературой, музыкой. Вот только Павел больше тянулся к техническим знаниям. Его с малолетства привлекали летательные аппараты и всё, что было с ними связано. А уж когда однажды он, возвращаясь из гимназии, впервые в небе увидел над собой самолет!.. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало, - описывал позже свои впечатления Павел Осипович. – Не птица, а человек летит над нами…».

К тому времени семья перебралась в Гомель: Осипу Андреевичу предложили здесь заведовать школой для детей железнодорожников. Павел в 1905 году поступает в местную мужскую гимназию, которую он в канун Первой мировой войны закончит с серебряной медалью, особо отличившись в таких дисциплинах, как физика и математика, и имея в аттестате лишь две отметки «хорошо» - по языкам латинскому и немецкому.  

А тогда юный гимназист и его товарищи действительно стали свидетелями  неординарного события. Наступала эра авиации, которая к 1910 году была на пике моды. Первые российские летчики Уточкин и Васильев совершали публичные коммерческие полеты по многим городам России, бывали в Гомеле, Минске. Как свидетельствуют сохранившиеся газетные публикации тех лет в «Гомельской копейке», приезд Уточкина воодушевлял не только город, но и деревню. Обычно площади для полетов обносили высоким забором, вход за который был платным. Такое вот авиашоу, где летчику на малой высоте, буквально на манер летучей мыши, приходилось с риском для жизни совершать всяческие кульбиты… Впрочем, наблюдать за полетом аэропланов юный Паша мог не раз и совершенно бесплатно: как раз над территорией Беларуси аэропланы пролетали, следуя куда-нибудь в Европу и обратно.

Не один Сухой под этими впечатлениями «заболел» тогда небом. Полеты Уточкина стали отправной точкой в деятельности таких авторитетов советской авиации, как Королев, Поликарпов, Нестеров, Климов. Что же касается Павла Сухого, то он с того самого дня, уединяясь на чердаке дома, обложившись чертежами и журналами, принялся мастерить свои первые модели самолетов.
Гомельщина также по достоинству чтит память о выдающемся авиаконструкторе. В декабре 1977 года в Гомеле открыт памятник Павлу Сухому, а в июне 1995-го здешнему техническому университету присвоено имя Сухого. Кроме того в городе регулярно проводятся семинары, научные чтения и практические конференции.
 
Москва дореволюционная – первые шаги на пути к профессии

Изучать теорию воздухоплавания в России в начале двадцатого столетия возможно было только в Москве - в Императорском высшем техническом училище. Выпускник гимназии из Гомеля Павел Сухой всеми силами стремится в столицу, но поначалу из-за сущего пустяка - нарушения правил при подаче документов - ему было отказано в допуске к экзаменам в это учебное заведение. Павлу, впрочем, без особого труда удалось тогда стать студентом другого престижного вуза - Московского университета. Однако, не прояви он упорства в достижении цели, не повтори спустя год, в 1915-ом, попытку быть зачисленным в будущий МГТУ им.Баумана, кто знает, как сложилась бы его собственная судьба и, главное, как отразился бы сей факт на развитии отечественного авиастроения… Но, к счастью, сделать шаг на пути к мечте удалось - хотя вокруг бушевала война, и вскоре студента Сухого мобилизовали в армию.

Отправляясь служить артиллеристом на Западный фронт, ближе к родным местам, он всё же не скрывал тоски и сожаления. Хотелось поскорее вернуться в Москву, где он не просто слушал лекции своего кумира – основоположника русской авиации Жуковского, чьими статьями ещё в детстве зачитывался, но и посещал кружок, которым Николай Егорович руководил лично.
Столицу он покорит многим позже, когда позади останутся военное лихолетье, недолгое возвращение на родину, перенесенные тяжелые болезни, и, как одна из немногих светлых страниц того периода, встреча с любимой женщиной.

Западная Беларусь – учитель математики

Поразительно, сколько раз испытывала Павла Сухого на прочность жизнь, отодвигая от заветной мечты, подсовывая какие-то совершенно ненужные «вызовы» - то войну, в которой он был вынужден участвовать в чине младшего офицера, то Октябрьскую революцию, после которой приходилось думать не о небе, а о хлебе… На фронте Сухой заболел туберкулезом легких, который сильно подорвал его здоровье. Демобилизовавшись в марте 1918 года, Сухой вновь было отправился в Москву. Однако занятия в училище ещё не возобновились, и Павел уехал в Гомель. Здесь он получил предложение поработать учителем в местечке Лунинец, неподалеку от Бреста.

В этом городке Сухой встретил свою будущую жену Софью Феликсовну Тенчинскую, учительницу французского языка. Тенчинская, полька по происхождению, по воспоминаниям современников, была очень красива. Свою избранницу Павел Сухой задаривал охапками сирени, которую очень любил. Она же всю жизнь хранила ему преданность, неукоснительно следуя за его привычками и строжайшим распорядком дня, которого Павел Осипович был вынужден придерживаться ввиду перенесенных в молодости заболеваний. 

Когда в 1919 году войска Пилсудского подошли к Лунинцу, многие из учителей, в том числе Сухой, переехали в Гомель.

В Лунинце авиаконструктору Сухому также установлен памятник.

Москва советская – на ключевых ролях  

В столицу теперь уже советской России Павел Сухой вернулся осенью 1921 года. И снова аудитории МВТУ – нетопленные, но такие родные и притягательные. Стосковавшись по любимому делу, Павел Осипович нагружал себя до предела – продолжал учиться в училище, подрабатывая по вечерам в конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, занимавшегося проектированием дирижаблей.
Но, будучи на фронте, Сухой не раз наблюдал, какие возможности в сражениях имеет крылатая авиация. Поэтому первейшей задачей для себя он ставил создание цельнометаллического самолета. Разработкой именно таких машин занимались специалисты Центрального аэрогидродинамического института, куда в 1924 году Сухого, ещё студентом, пригласили работать. Новый проект, получивший обозначение БД-2, принес конструктору первый шумный успех. На гражданском варианте этого самолета в сентябре 1938 года летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова установили мировой рекорд по дальности и продолжительности полета.

А в 1940 году, после победы в конкурсе разработки многоцелевого самолета «Иванов», Павел Осипович получает назначение на должность руководителя самостоятельного конструкторского бюро. Это было прологом появления в массовом производстве знаменитых «сушек» и небывалым карьерным взлетом этого человека.

На личном счету Сухого – огромное количество изобретений и нововведений в авиации. Вот только некоторые из них: убирающиеся в крылья шасси, стартовые пороховые ускорители, тормозной парашют, объединение бензобаков и крыльев в единое целое, двухкамерная конструкция гидроусилителя руля и так далее. За выдающиеся достижения в области авиационной науки и техники ему дважды присваивалось звание Героя Социалистического Труда, присваивалась Сталинская и Ленинские премии, он был награжден множеством орденов и медалей.  Когда в 1975 году президиум АН СССР учредил медаль имени А. Н. Туполева, первым ее лауреатом (посмертно) стал Павел Сухой.

Необыкновенная сдержанность, невозмутимость и самоконтроль вполне оправдывали его фамилию в глазах окружающих. Он действительно был «сухим», ценил свое время, не любил много разговаривать. Но при всей своей внешней замкнутости генеральный конструктор был чрезвычайно душевным и благожелательным человеком, он общался с рабочими, как с равными.
Примерно с середины 50-х годов Сухой безвылазно жил в Москве. Он скончался в сентябре 1975-го. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В Северном административном округе российской столицы одна из улиц носит имя Авиаконструктора Сухого.

Полина Русак