Наверх

15.01.2023

Автор: Анатолий Максимов

Прорыв блокады Ленинграда: из «Искры» возгорелось пламя

Наступательная операция проводилась с 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов — Ленинградского и Волховского. 18 января была восстановлена сухопутная связь города с «Большой землей»

Это знаковая дата в нашей истории, которую, безусловно, надо помнить. Битва за Ленинград — самая протяженная в истории Великой Отечественной войны: она началась в июле 1941-го года и закончилась в августе 1944-го, а окончательное освобождение Ленинградской области произошло в сентябре. 
 
Операция «Искра» стала отправной точкой большого перелома в войне, который произошел в 1943-м году. Параллельно в январе готовилась окончательная ликвидация взятых в котел под Сталинградом немецких дивизий. Успех в битве на Волге подталкивал к проведению и других успешных наступательных операций.

К январю 1943 года  положение окружённого немецкими войсками Ленинграда оставалось крайне сложным. Но все же всё же оно было  лучше, чем предыдущей зимой. Город снабжался необходимыми продуктами и товарами по льду озера – «Дороге жизни» которая возобновила работу в декабре. Но нормальной сухопутной связи между городом и «большой землей» не было, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот были изолированы. 

Откуда такое название? По легенде, во время обсуждения Иосиф Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе этой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, вспомнил строчки поэта-декабриста Одоевского: «И пусть из «Искры» разгорится пламя», которые когда-то были эпиграфом нелегальной газеты РСДРП.

На подготовку «Искры» отвели почти месяц. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой. Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Полной картиной предстоящего удара владели не более полутора десятков человек.

- Не все даже в Ставке Верховного главнокомандующего знали об операции «Искра». Многие перестраховывались, зная о нескольких предыдущих неудачных попытках прорыва блокады Ленинграда, - говорит исполнительный директор регионального отделения РВИО в Ленинградской области Владимир Казаков.

Но, главное, о месте наступления не знали и немцы. Операцию спланировал Георгий Константинович Жуков, которого перевели сюда с Воронежского фронта (после успеха он первым в ходе войны стал маршалом Советского Союза).

Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов. Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. 

Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа их обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. В этом месте рубежи передовых частей Ленинградского и Волховского фронтов разделяли каких-то 15 километров. 

Наступление планировалось начать сразу после Нового года, но подвела погода, случилась оттепель. Лед на Неве был не очень крепкий, да и торфяные болота были непроходимы. Пришлось сроки перенести.

Для проведения операции были сформированы две ударные группировки: на Волховском фронте — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. З. Романовского, на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. П. Духанова. С неба операцию поддерживали летчики 13-й (Ленинградский фронт) и 14-й (Волховский фронт) воздушных армий. С моря – корабли Балтийского флота. Красной Армии противостояла 18-я немецкая армия под командованием Георга Линдеманна, которая входила в состав группы армий «Север». В её составе было 4 армейских корпуса и до 26 дивизий.

Операция началась 12 января в 9.30, когда по переднему краю гитлеровцев открыли огонь 2000 советских орудий, обстрел длился 2 часа 20 минут. Затем в атаку пошла пехота. Бои шли тяжелые, но зона прорыва понемногу расширяется. Командование обоих фронтов вводит свежие резервы. С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга.14 января расстояние между фронтами сократилось до 4 километров.

Гитлеровцы тоже срочно перебрасывают подмогу:  две дивизии – пехотную и эсэсовскую  «Полицай». Они с ходу ввязываются в битву, но остановить наступление двух советских ударных группировок уже не могут.

- Удалось соединить силы Ленинградского и Волховского фронтов на южном берегу Ладожского озера, в районе Рабочих поселков №1 и №5, -  говорит директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик. - Это было долгожданное событие. 

18 января 1943 года войска двух фронтов встретились в районе рабочего поселка №1, что позволило создать сухопутный коридор шириной 8 – 11 км. По нему в кратчайшие сроки, меньше, чем через три недели, в тяжелых зимних условиях (под обстрелами и в мороз) советскими инженерами была проложена полноценная железнодорожная ветка от станции Поляны до Шлиссельбурга — для снабжения города всем необходимым.

Поздно вечером 18 января Совинформбюро оповестило страну о прорыве блокады, и в городе прогремели залпы праздничного салюта. 

 Январь 1943 г. стал переломным моментом в Ленинградской битве. Политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. И хотя прорыв блокады и ее полное снятие разделяет почти год — это была дорога Победы.

Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам.

По факту, «Искра» стала первым скоординированным полномасштабным ударом изнутри и снаружи блокадного кольца. Стоит отметить и высокий уровень подготовки войск. Как результат — блокада прорвана, противнику нанесен серьезный урон, взяты трофеи, пленные, захвачены новые танки — «Тигры». Создание коридора дало возможность построить железную дорогу — «Дорогу победы», что увеличило объем грузов, доставляемых в Ленинград. Благодаря прорыву блокады была увеличена подача электроэнергии в Ленинград, также наладили поставки хлеба и другого продовольствия. Это позволило поднять нормы выдачи продуктов населению.

- Это был огромный шаг к победе. Значительно облегчилась жизнь ленинградцев, изменилась ситуация и на работающих в городе производствах, - считает Владимир Казаков.