27.01.2023
Автор: Анатолий Максимов
Фото: Максим Чижиков
Уникальный поход партизана Николая Киселева
В Музее Победы впервые на большом экране показали документальный фильм «Никогда больше»
Его премьера состоялась накануне Международного дня памяти жертв холокоста, который ежегодно отмечается 27 января. В этот день советскими войсками был освобожден концлагерь Освенцим, что и стало основным поводом для решения ООН о выборе этой мемориальной даты.
Перед показом картины прошел круглый стол «Уникальная операция времен холокоста», на котором участники обсудили историю подвига участника белорусского партизанского отряда «Мститель» Николая Киселева. В августе 1942 года он спас жизнь 218 еврейским жителям деревни Долгиново (сейчас это агрогородок в Минской области), выведя их за линию фронта.
Гостями мероприятия стали режиссер фильма, лауреат ТЭФИ-Регион Гульназ Галимуллина, дочь партизана Николая Киселева Татьяна, раввин Аарон Гуревич, профессор МГИМО Елена Пономарева, депутат Госдумы Эльвира Аиткулова.
Уже в первые дни войны белорусское село Долгиново, большинство жителей которого составляли евреи (их было несколько тысяч), оказалось на оккупированной территории. Немцы зверствовали. Жители прятались от карателей по подвалам, уходили в лес. Но у партизанского отряда «Мститель», к которому прибились уцелевшие селяне, не было никакой возможности принять и содержать всех беженцев. Партизаны обратились в Москву и получили летом 1942 года приказ собрать в лесу всех евреев из Долгиново и вывести их за линию фронта.
Выполнить это крайне сложное поручение (несколько человек до него отказались) взялся Николай Киселев. Уроженец Башкирии, перед войной он окончил Институт внешней торговли в Москве. На фронт ушел добровольно, был политруком в 32-й армии. Попал в плен под Вязьмой, бежал, выломав доски в вагоне, который следовал в Германию. Так Николай оказался на территории Беларуси, в партизанском отряде «Мстители». Было ему 28 лет. Вместе с ним пошло еще шесть партизан.
Вывести на «большую землю» людей он должен был через Суражские ворота. Этот коридор шириной около 40 километров образовался на стыке немецких армий «Север» и «Центр» зимой 1942 года. Через него белорусским партизанам шли оружие, медикаменты, забрасывались подрывники и профессиональные диверсанты. В обратную сторону отправляли раненых. Вот только от Долгиново до Суражских ворот нужно было пройти окольными путями около 800 километров.
К линии фронта с Киселевым пошло 270 человек, большая часть которых — старики, женщины и дети. В отряде насчитывалось 35 детей — от 1,5 до 17 лет. Самых маленьких несли в мешках. Полуторагодовалая Берта хотела есть, поэтому постоянно и много плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось все более опасным. Родители Берты в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти группу. Тогда Николай Киселев выхватил девчушку у родителей, взял на руки, успокоил ее и нес на плечах до конца похода. Берта выжила. Сегодня она живет в Нью-Йорке, у нее есть внуки и правнуки.
Шли, в основном, по ночам, цепочкой, держась за руки. Днем было опасно. Дважды отряд натыкался на немецкие засады. Пили болотную воду, ели траву, ягоды, грибы. В конце сентября, спустя месяц пути, группа вышла к Суражским воротам. Казалось, можно вздохнуть свободно. Но именно в этот момент гитлеровцы начали операцию по ликвидации Суражских ворот. Они захлопнулись. Киселев собрал всех выживших. Было решено идти дальше.
В конце октября, спустя два месяца пути, в районе города Торопца в расположение частей Красной Армии вышла большая группа: женщины, дети, старики. Это был отряд Киселева — 218 человек. Людей накормили, а вот самого Николая арестовали. Документов при нем не оказалось, они были утеряны на Суражских воротах: значит дезертир. Отбили его спасенные Киселевым евреи.
В январе 1943 года приказом Белорусского штаба партизанского движения за вывод из немецкого тыла 218 человек Николай и еще 7 партизан были награждены денежной премией от 400 до 800 рублей.
После войны Киселев работал в Министерстве внешней торговли. Умер в 1974 году в возрасте 60 лет.
В Израиле в 2005-м году Николаю Киселеву институтом Яд ва-Шем присвоено звание Праведника Мира как человеку, спасшему евреев в период Холокоста. Спасенные им люди, их дети и внуки, которых насчитывается более 2000 человек, ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня — в день последнего расстрела Долгиновского гетто. Киселева они сравнивают с Моисеем, выведшим из рабства еврейский народ. Ведь если бы не Николай — никто бы из них никогда даже не родился.
Герой фильма — Леон Рубин — один из выживших в этом походе. Вместе с Киселевым его семья и другие беженцы преодолели 1,5 тыс. км. Затем на поезде они добрались до Оренбургской области. Здесь умерла мама Леона. Ее могилу он искал больше 70 лет. В итоге Леон Рубин отыскал захоронение матери.
- Подвиг Николая Киселева не был забыт. И мы понимаем, что даже тогда у партизан был выбор: принимать евреев к себе или нет, отправлять запрос в Москву или нет, спасать людей или сказать им «в следующий раз». Решение Киселева взять этих людей под опеку и вывести их было подвигом, который показывает нам пример человечности и мужественности. Переход по оккупированной территории — это уже второй подвиг, - говорит раввин Аарон Гуревич.
- Я — режиссер из Башкортостана, и для меня темы, связанные с моими земляками, близки. И когда в Москве открыли небольшой сквер имени Николая Киселева, я впервые узнала о его подвиге, - признается автор фильма Гульназ Галимуллина. - Этот маршбросок примечателен тем, что он был, пожалуй, самым большим по расстоянию во время Великой Отечественной войны.
Этим фильмом я, обычный человек, хотела показать и рассказать, что нельзя, чтобы эта история повторилась. Мне кажется, чтобы это понять, не нужно быть евреем, нужно быть просто человеком. Я не хочу, чтобы была война, хочу, чтобы люди видели друг в друге прежде всего людей, а не представителей народов, рас, религий.
Холокост — это страшно, подобное не должно повториться. Вообще никогда. Название фильма — «Никогда больше», и этот посыл звучит из уст всех моих героев.
По словам дочери партизана-героя Татьяны Киселевой, в картине «Никогда больше» идет перекличка с первым фильмом о ее отце — «Список Киселева», который был снят в 2008-м году.
- Мне было интересно смотреть ленту еще и потому, что в ней идет продолжение темы, раскрывается судьба Леона Рубина, который находит могилу своей матери. Приятно вновь видеть спасенных отцом людей, - говорит она. - Отдельные эпизоды этой истории отец рассказывал, но полный объем писем, которые ему писали спасенные им люди, я обнаружила много лет спустя, уже в архиве. Приезжали некоторые, встречались с ним. При жизни он не был забыт. Другое дело, что тема не была развита.