История становления и развития Союзного государства
После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.
В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.
Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было предусмотрено создание представительного органа.
29 апреля 1996 года в городе Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.
2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.
23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.
В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России.
Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.
В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.
25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.
8 декабря 1999 года в городе Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.
События
13.02.2008
Об этом заявил 12 февраля Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко во время общения со студентами Белорусского государственного университета.
13.02.2008
«В.Ющенко и В.Путин подписали План действий Украина-Россия до 2009 года. В частности, стороны обязуются содействовать дальнейшему углублению российско-украинского сотрудничества в торгово-экономической сфере, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, машиностроении, транспорте и связи, промышленной политике, авиастроении, науке и технике, использовании космоса и атомной энергии в мирных целях» (ИА «УНИАН»).
13.02.2008
«Россия и Беларусь обсудят конституцию Союзного государства уже после президентских выборов в России 2 марта. Об этом сообщил глава российской дипмиссии в Беларуси А.Суриков. Россия и Беларусь обсуждают проект Конституционного акта уже несколько лет. Но они пока не могут договориться по ряду вопросов, в том числе о союзных органах власти. Минск опасается, что углубление интеграции приведет к утрате Беларусью независимости. Между тем, по мнению Сурикова, при принятии союзной конституции речь идет «не об утере суверенитета, а о перераспределении части суверенитета» («Время новостей»).
13.02.2008
8 февраля в Вильнюсе состоялось заседание Совета Россия-НАТО. В ходе встречи были обсуждены вопросы военного сотрудничества России и Североатлантического Альянса -- Договора об Обычных Вооруженных Силах в Европе (CFE), размещения объектов американской противоракетной обороны в Европе, а также политика "открытых дверей" НАТО, которая, по мнению участников данной встречи, требует совершенствования.
13.02.2008
15 февраля состоится торжественное открытие пограничных пунктов таможенного оформления «Брузги» и «Берестовица» Гродненской таможни. Строительство и реконструкция двух пунктов на белорусско-польской границе были проведены в рамках реализации Программы Союзного государства по первоочередному развитию таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Беларуси. «Принимая во внимание важное значение обустройства внешних границ в целях защиты экономического пространства Союзного государства, на первый план выдвигается задача усиления взаимодействия сторон в вопросах совершенствования инфраструктуры и технического оснащения пунктов таможенного оформления, расположенных на внешней границе», – так разработчики объясняли актуальность задач союзного проекта Совместная программа начала работать еще в 1997 году. В нее были включены развитие инфраструктуры восьми автодорожных пунктов пропуска: «Каменный Лог», «Брузги», «Берестовица», «Козловичи», «Варшавский Мост», «Мокраны», «Новая Рудня», «Новая Гута» – через которые перемещалось до 95% транспортных средств и товаров, следующих в Россию и из России через белорусский участок внешней границы Таможенного союза.
13.02.2008
Об этом заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр Суриков в ходе пресс-конференции в Национальном пресс-центре.
13.02.2008
Программа Союзного государства «Совместная деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России» была рассмотрена 26 декабря 2007 года на заседании Совета Министров Союзного государства и утверждена 26 января 2008 года.
13.02.2008
С приходом нового российского руководства после мартовских выборов 2008 года преемственность курса на построение Союзного государства будет обеспечена. Такое мнение высказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр Суриков в ходе пресс-конференции, которая состоялась накануне в Национальном пресс-центре. «Я не думаю, что у нас в области политики и экономики кардинально изменятся точки зрения, – отметил он. – Недаром Государственный совет РФ на финише президентства Владимира Владимировича Путина рассмотрел концепцию развития России до 2020 года».
13.02.2008
Президентская кампания в США всегда замыкалась на внутренних проблемах. Избиратели плохо разбираются в истории и географии, путают (вместе со своим президентом) Сербию с Сибирью, считают басков подобием баксов. Если что-то их всерьез волнует, так это собственный кошелек. Страшит упадок экономики, падение доллара, ипотечный кризис с массовым банкротством заемщиков, не способных рассчитаться за приобретенные в долг коттеджи и квартиры. Пришлось, однако, оглянуться на внешний мир. Белый дом предложил проект бюджета, который с середины года увеличит на 7,5 процента военные расходы. Это грозит финансовым обвалом, и люди спрашивают, куда уйдут эти сумасшедшие деньги. Неужели техасский смельчак, потерпевший поражение в Ираке, решится на вооруженный конфликт с Ираном?
13.02.2008
«Конституция Союзного государства должна быть не слабее ныне действующего договора о создании Союзного государства», – заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече со студентами БГУ. По его словам, если будущий документ получиться слабее, то принимать его вообще нет смысла.
13.02.2008
«Газпром» увеличил свою долю в «Белтрансгазе» до с 12,5% до 25%. Об этом корреспонденту информационно-аналитического портала Союзного государства сообщил помощник председателя Государственного комитета имущества Республики Беларусь В.П.Крамор.
13.02.2008
Когда-то в боевой авиации ведущий и ведомый твердо знали свое место. Лететь наперегонки было категорически запрещено. С появлением реактивных машин эту конфигурацию было трудно сохранить, и летчики получили право попеременно вырываться вперед.
12.02.2008
Рост населения земного шара, существенно опережающий рост пахотных земель, улучшение качества жизни населения во многих странах, рост объемов производства биотоплива привели к увеличению спроса, и, следовательно, цен на многие сельскохозяйственные культуры во всем мире. В такой ситуации все более остро встает вопрос о повышении эффективности используемых земель и увеличении урожайности.
12.02.2008
В последний год российское посольство не раз становилось поставщиком «жареных» новостей. Целый год правительства двух стран фактически заново выстраивали отношения в крайне важной энергетической сфере. Брызги от этих переговоров в виде резких, зачастую даже недружественных, выпадов попадали в газеты и на экраны. Российское посольство в Беларуси в ситуации притирки в новых экономических условиях, не раз выступало поставщиком горячих новостей.
12.02.2008
Для стран СНГ характерно самое уважительное отношение к международному наблюдению, заявил председатель Совета МПА СНГ, руководитель Совета Федерации Федерального собрания РФ Сергей Миронов в Санкт-Петербурге на семинаре для международных наблюдателей и консультантов на выборах в государственные органы власти. Вместе с тем, отметил спикер, авторитет международного наблюдения в глазах общественности подрывают существующая практика двойных стандартов в оценке выборов, политическая ангажированность некоторых наблюдателей, отсутствие четких, детально прописанных общеевропейских критериев демократичности избирательного процесса. "На базе Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и материалов Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ Межпарламентская Ассамблея СНГ разработала Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ, которая уже подписана президентами восьми стран Содружества", – отметил Сергей Миронов. "Эта Конвенция стала основой современной инфраструктуры избирательного процесса на пространстве СНГ и теперь во многом способствует обеспечению прозрачности выборов, независимости избирательных органов, честной политической конкуренции и, в конечном счете, дальнейшего стабильного демократического развития", – добавил он. "Соблюдение положений этой Конвенции является важным объективным критерием в оценке международными наблюдателями СНГ избирательного законодательства той или иной страны и практики его применения. Другого такого, столь же детально проработанного документа, формулирующего четкие стандарты свободных и справедливых выборов, в мире пока нет", – считает председатель Совета МПА СНГ. Высокую оценку указанной Конвенции, отметил Сергей Миронов, дали институты Совета Европы и ОБСЕ, что свидетельствует о необходимости принятия аналогичной Общеевропейской Конвенции об избирательных стандартах. Россия уже обращалась с этим предложением к членам Совета Европы во время своего председательства. Однако, ряд западных стран, в отличие от государств Содружества, оказался не готов взять на себя конкретные обязательства в сфере демократии, и сегодня законодательство некоторых стран Европейского Союза вообще не признает институт международного наблюдения. Тем не менее, легитимность выборов в этих странах никогда не оспаривается.
12.02.2008
Сохраняет актуальность предложение Беларуси, Казахстана Армении, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана о рассмотрении государствами – участниками ОБСЕ проекта «Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ», заявил председатель Совета МПА СНГ, руководитель Совета Федерации Федерального собрания РФ Сергей Миронов в Санкт-Петербурге на семинаре для международных наблюдателей и консультантов на выборах в государственные органы власти. По словам спикера, остается пока нереализованным и российское предложение о проведении конференции руководителей Центризбиркомов стран ОБСЕ с целью обмена «лучшей практикой» и выработки возможных рекомендаций. Отсутствие коллективно согласованных на межправительственном уровне принципов приводит к ситуации, когда собственные бюрократические инструкции отдельных организаций возводятся в ранг не подлежащего обсуждению абсолюта. "Именно такую ситуацию создала на днях БДИПЧ ОБСЕ, которая сама для себя определила параметры, сроки, количество и категории международных наблюдателей на предстоящих выборах Президента Российской Федерации", – отметил Сергей Миронов. "Прибыв в Россию, как у нас говорят, со своим уставом в чужой монастырь, чиновники БДИПЧ вывели ситуацию на уровень ультиматума. Как известно, уважающие себя демократические страны ультиматумы не принимают. Мы готовы к переговорам, разумным компромиссам, обсуждению любых проблем, связанных с соблюдением избирательных прав граждан и укреплением демократии", – добавил он.
12.02.2008
Справедливые и свободные выборы, бесспорно, являются одной из важных основ демократического общества, заявил председатель Исполкома СНГ Сергей Лебедев в Санкт-Петербурге на семинаре для международных наблюдателей и консультантов на выборах в государственные органы власти. По его мнению, в СНГ для организации и проведения наблюдения за выборами создана необходимая правовая база, в которую входят Конвенция о стандартах демократических выборов избирательных прав и свобод, Положение о миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества. За шесть с половиной лет Исполком СНГ во взаимодействии с государствами Содружества и Межпарламентской Ассамблеей СНГ организовал работу 39 миссий наблюдателей в десяти странах Содружества. За это время сложилась собственная методика наблюдения, не уступающая методикам ведущих международных организаций, что позволяет обеспечить объективные наблюдения за выборами.
12.02.2008
Союзное государство России и Беларуси - очень хорошая идея, заявил вице-президент Палаты депутатов парламента Чешской Республики (вице-спикер нижней палаты чешского парламента) Войтех Филип в эксклюзивном интервью информационно-аналитическому порталу Союзного государства. По его словам, в настоящее время люди, работающие в структурах Союзного государства, работают очень активно и своим делом приносят пользу как белорусскому, так и российскому обществу. Помимо этого, считает чешский парламентарий, Союзное государство необходимо как России, так и Беларуси, так как народы двух государств связаны тысячами неразрывных нитей. Чешский парламентарий очень положительно оценил нынешнее состояние связей чешского и российского, чешского и белорусского бизнеса. «В настоящее время есть наблюдается динамичность развития связей между чешскими и белорусскими бизнесменами, в то время как степень развития связей чешского бизнеса с Россией выше, чем с Беларусью», – отметил Войтех Филип. Для чешского бизнеса, считает парламентарий, сегодня привлекательна вся территория Союзного государства Беларуси и России, так как «на Востоке есть огромные возможности расширения наших (чешских- ред.) технологий».
12.02.2008
Россия – основной импортер белорусской сельскохозяйственной продукции. В 2007 году поставки сельхозпродукции на российский рынок увеличились до $1041,6 млн., что на 23,4% больше, чем в 2006 году. С егодня продукция отечественного производства широко известна в 63 регионах РФ.
12.02.2008
Международный спутниковый телеканал «Беларусь-ТВ», созданный три года назад, сегодня пользуется популярностью не только в странах постсоветского пространства. Потенциальная аудитория телеканала составляет 110 миллионов человек. По словам директора телеканала Валерия Радуцкого, «Беларусь-ТВ» смотрят в Швеции, Норвегии, Финляндии, подписан договор о вещании с Австралией. Но главным зрителем остается, безусловно, Российская Федерация. Тем не менее, до сих пор не сняты ограничения на ретрансляцию «Беларусь-ТВ» в Москве. «Мостелеком» требует за включение канала 45 миллионов долларов, несмотря на то, что российские телеканалы в Минске включены на безвозмездной основе. Белорусская сторона в решении вопроса полна оптимизма. Так, по словам Министра информации Беларуси Владимира Русакевича, ограничения могут быть сняты до конца текущего года. Сделать это позволит межправительственное соглашение о распространении теле- и радиопрограмм на территории Союзного государства, которое планируется разработать в 2008 году.
11.02.2008
Об этом заявил председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Олег Толкачев. «Надеюсь, что после завершения электорального цикла в России, то есть к маю, в правительстве и Администрации Президента появятся новые персоналии со свежими взглядами на структуру нашей исполнительной власти и российско-белорусские отношения», – отметил парламентарий. По его мнению, в дальнейшем это позволит открыть поле для серьезного, пристального изучения вопроса об интеграции, порядок которого всем давно понятен: сначала – народный референдум, затем – принятие союзной конституции, создание легитимных, дееспособных союзных органов.