Наверх

30.09.2016

Союзное государство сделало первый шаг на пути к революционным преобразованиям бюджетного процесса, - Ирина Павловская

В Союзном государстве ведется беспрецедентная работа по совершенствованию бюджетного процесса

В Союзном государстве ведется беспрецедентная работа по совершенствованию бюджетного процесса. Начальник департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Союзного государства Ирина Павловская рассказала корреспонденту портала www.soyuz.by о результатах и планах в этом направлении.

- В этом году вступил в силу ряд нормативно-правовых актов, касающихся бюджетного процесса Союзного государства. Давайте подведем промежуточные итоги работы. Что предстоит сделать в этом году?

- Вступление в силу семи нормативно-правовых актов, которые регулируют бюджетный процесс Союзного государства, - это первый этап работы по совершенствованию бюджетной политики. За 15 лет существования Союзного государства этому вопросу не было уделено достаточно внимания, поэтому для себя мы посчитали основной задачей именно приведение этого процесса в соответствие с современными условиями и требованиями. И Россия, и Беларусь двигаются вперед по этому направлению, поэтому и мы не должны отставать.

Первое время после вступления в силу новых нормативно-правовых актов было достаточно сложно. Сложно было не столько нам, сколько государственным заказчикам, от которых мы стали требовать четкого и неукоснительного соблюдения этих документов. В частности, впервые был принят порядок о формировании сметы расходов на проведение мероприятий. Это было сделано для того, чтобы всем стало ясно, по какой форме и в каком порядке должна быть подготовлена смета. Приведение документов в полное единообразие упрощает проверку. Кроме того, использование единой формы и методики создает для всех равные условия.

Мы приняли новую бюджетную классификацию, которая тоже не менялась 15 лет, а также указания и новый бюджетный кодекс под названием «Порядок формирования и исполнения бюджета». Однако на этом работа не заканчивается.

В этом году мы должны разработать и по возможности принять еще 7 нормативных актов. Самый основной и, будем так говорить, судьбоносный документ – это казначейское исполнение бюджета. Ни для кого ни секрет, что казначейские системы исполнения бюджетов России и Беларуси разнятся. В рамках Союзного государства мы должны найти путь, идя по которому, сможем удовлетворить обе стороны. Это очень сложная задача.

У нас было много раундов переговоров, в которых с белорусской стороны принимал участие первый заместитель Министра финансов Беларуси Максим Леонидович Ермолович. Человек он энергичный и демократичный, не боится ничего нового, поэтому работать с ним приятно. Он предложил исполнять бюджет с единого счета, как того требуют национальные законодательства, и в одной валюте, то есть в российских рублях, на территории обоих государств. Когда мы начали изучать этот вопрос, задача оказалась достаточно сложной, поскольку здесь затрагиваются межбанковские отношения.

В результате длительного изучения вопроса мы пришли к выводу о том, что эта работа должна проводиться в два этапа. Сейчас, на первом этапе, мы завершаем согласование проекта порядка о временном казначейском исполнении бюджета. Этот порядок – первый шаг на пути к революционным преобразованиям бюджетного процесса Союзного государства. Планируется, что он будет принят в декабре этого года.

Там, конечно, есть определенные инновации, но все-таки мы постарались не делать резких изменений. Мы привели его в соответствие с принятыми в прошлом году нормативными актами, чтобы добиться полного единообразия. Кроме этого, подготовлен проект внесения изменений в порядок о формировании резервного фонда Союзного государства. Он уже согласован и завизирован Премьер-министром Беларуси и находится на подписи у Дмитрия Анатольевича Медведева.

На данном этапе уже достаточно согласован порядок применения мер принуждения за нецелевое использование средств. Я думаю, до конца этого года мы примем данный документ.

Также готовится два нормативных акта по бухгалтерскому учету. Правда, разрабатываем их не мы (Постоянный Комитет Союзного государства – прим. Soyuz.by), потому что у нас нет таких специалистов. Был заключен договор с Федеральным казначейством России. Они впервые за всю историю существования Союзного государства разрабатывают план счетов для бухгалтерского учета. В ноябре этого года первый вариант проекта мы планируем вынести на обсуждение.

Совместная работа, которая ведется уже практически два года, говорит о многом. Мы начинаем двигаться вперед не только в национальных законодательствах, но и в нашем общем союзном. Отмечу, что я очень благодарна и Министерствам финансов, и казначействам, которые очень активно работают в этом вопросе.



- Одной из проблемных тем остается исполнение бюджета Союзного государства. В 2015 году показатель составил 94,8%. Как решается этот вопрос?

- Если мы обратимся к национальным бюджетам, то ни у России, ни у Беларуси 94% исполнения бюджета не было никогда. Это очень высокий процент. Хотя, когда мы обсуждаем этот вопрос с нашими контрольными органами, они считают, что исполнение должно быть 100%. Я, как финансист с сорокалетним стажем, скажу, что в природе не может быть исполнения 100%. Это возможно лишь в случае искажения данных. В прошлом году итоги были очень хорошими. По этому году я не буду делать прогнозы. Скажу только, что мы стараемся и контролируем.

Работа нашей бюджетной группы показала, что министерства и ведомства очень несерьезно относятся к вопросу бюджета Союзного государства в части его формирования и исполнения.

К сожалению, у нас нет инструмента и нет площадки, на которой мы могли бы привлечь к ответственности нерадивых заказчиков, поэтому они позволяют себе так вести. Мы, конечно, пытаемся заставить их посерьезнее относиться к этому вопросу, но итог будет виден только в конце года.


- Какой должна быть эта площадка?

- Объясню на примере белорусской стороны. У вас есть Правительство, которое проводит заседания: Премьер-министр вызывает на ковер всех нерадивых участников бюджетного процесса. У нас (в Союзном государстве – прим. Soyuz.by) такой площадки нет.

Мы не имеем права никого привлекать к ответственности. Для этого не нужно создавать новый орган. Нужно наделять определенными правами уже существующие. Дело в том, что не может быть так, чтобы орган, наделенный обязанностями, не имел прав. А Постоянный Комитет – именно такой орган. Мы исполняем функции финансового уровня. По идее, у нас должна быть полнота и прав, и обязанностей. Так вот, обязанности у нас есть, а прав нет.

В прошлом году мы пытались решить этот вопрос и подготовили проект нормативного акта «Положение о финансовом органе Союзного государства». К сожалению, нас никто не поддержал.



- Чего следует ожидать в бюджетной сфере Союзного государства в 2017 году?

- Работа этих двух лет не прекратится. В 2016 году мы получили достаточно опыта и знаем, как работают принятые нормативно-правовые акты. Процесс совершенствования продолжается непрерывно.

Напомню, что в России и Беларуси мы работаем в разных экономических условиях, при этом в Союзном государстве нет регламентов на все процессы, которые мы осуществляем. Например, нет норм расходов материальных ресурсов, при проведении мероприятий социальной направленности. Необходимо провести мониторинг, изучить этот вопрос и разработать оптимальные нормы, которые позволили бы в полной мере исполнять все мероприятия. Существует ряд других нерешенных вопросов.

Повторюсь, это процесс, которым необходимо заниматься постоянно. Как только мы остановимся, тут же отстанем и от наших национальных законодательств, российского и белорусского, и от международного права. Мы должны идти в ногу со временем.

В 2015-2016 году мы создавали новую основу бюджетного процесса. После этого будем работать над его совершенствованием.

Источник: soyuz.by, беседовала Алеся Шершнева