- Вячеслав Валерьевич, в конце прошлого года мы отметили 20-летие Союзного государства. Какие проблемы в области молодежной политики удалось решить за эти годы?
- Первый и главный вопрос, который удалось решить - это безбарьерная среда. Это главное достижение, наши граждане могут свободно перемещаться между двумя странами, путешествовать. И вы знаете, есть очень высокий уровень выравнивания прав в сфере трудоустройства и медицинского обеспечения. Здесь тоже существуют определенные изъятия и проблемы, но в целом добиться удалось очень многого.
Но, как мне кажется, очень важно не почивать на лаврах. Мы понимаем, что Союзное государство неосязаемо. Мы не чувствуем его присутствия, хотя на самом деле оно вносит огромный вклад в благосостояние каждого молодого человека. И в первую очередь с точки зрения экономики. Мы понимаем, что Беларусь - это четвертый по величине партнер России. А для Беларуси Россия - главный торговый партнер, половина всей торговли приходится на Россию. Но, к сожалению, как я уже сказал, Союзное государство незаметно в общественной среде. Оно слабо узнаваемо среди молодежи, мы должны признать эту проблему.
Вообще, очень важно замечать кризисные тенденции. Если мы возьмем систему высшего образования, то здесь связи между нашими странами, как ни странно, ослабевают. С 2014 года в два раза упало количество белорусских студентов, которые обучаются на очной основе в России. Раньше общее количество было в районе 24 тысяч. Сейчас около 10 тысяч. А "очников" из них всего порядка 6-7 тысяч. Это нехорошая тенденция.
- Почему идет такое снижение?
- Причины надо изучать. Ведь за то же время в Польше больше чем в два раза выросло количество белорусских студентов. Мы видим, что есть глобальная конкуренция. Конкурируют страны, конкурируют модели образования. И мы должны понимать, что если мы ничего не будем делать для развития наших академических связей, то ситуация будет ухудшаться. Ведь все, что не развивается, ослабевает. В этой связи нужно понимать, что на уровне Союзного государства необходимы системные меры, а не просто точечные проекты.
Точечных проектов в последние годы появляется немало, они очень позитивны. Это и конкурс молодых международников имени А.А. Громыко, это и Лига дебатов, и молодежный Парламент... Это все позитивные инициативы. Но этого недостаточно, нужны системные меры. Например, меры по поддержке академической мобильности. Не обязательно делать ставку на привлечение людей на все 5 лет обучения. Можно на семестр, на два семестра... Научные стажировки, исследовательские проекты, - все это очень полезно и позитивно.
Мы не должны думать, что гуманитарные связи, молодежные связи между Россией и Беларусью - это что-то само собой разумеющееся. Это большая и кропотливая работа, которую нам нужно постоянно вести.
- Студенты - российские в Беларуси или белорусские в России - предпочитают какие-то определенные факультеты? Гуманитарные области или точные науки?
- Если мы посмотрим на структуру обменов, то увидим, что довольно популярны инженерные и медицинские специальности. Кроме того, безусловно, многих интересует экономика, менеджмент. Гуманитарные науки тоже есть, но меньше. То есть наиболее востребованы прикладные специальности, которые позволяют в современных условиях рассчитывать на интересную карьеру.
- Союзное государство может помочь студенту найти работу там, где он учился? Например, студенту из Беларуси, заканчивающему российский вуз...
- Остаться он может, как я уже сказал, права граждан в значительной мере выровнены. Хотя это не будет так же просто, как россиянину. На самом деле наша главная задача сделать так, чтобы белорус в России и россиянин в Беларуси не являлись и не чувствовали себя иностранцами. Это главная задача, сейчас она, к сожалению, до конца не решена. И мне кажется, нужно начинать с малых шагов - конкретных точечных проектов. Например, программа стажировок для молодых специалистов в России и Беларуси. На крупных предприятиях, в научных институтах, в органах власти... Начать можно с научно-образовательной сферы и коммерческой сферы. Союзное государство могло бы запустить такую программу стажировок, дать возможность людям на конкурсной основе получать микрогранты на то, чтобы оплатить проезд и несколько месяцев стажировки, пройти повышение квалификации. Вот этими точечными проектами, которые на самом деле не очень дорогостоящие, мы бы связывали наши страны и создавали бы ткань интеграции.
- Какие задачи, на ваш взгляд, должно решить Союзное государство в ближайшие годы?
- Правительства наших стран разработали так называемые дорожные карты интеграции, которые и определили нашу совместную работу на ближайшие годы. Это очень большой объем документов. Важно, чтобы эти документы не остались просто на бумаге. Основной момент здесь в том, что мы должны двигаться по пути сближения стандартов и сближения законодательств двух наших стран. Прежде всего, в сфере экономики.
Но надо отметить, что на одной экономике мы союз не построим. Если мы не будем целенаправленно и системно заниматься гуманитарной составляющей, то не сможем развивать «братскость» наших отношений. Потому что братские связи за счет экономических отношений не формируются. Чтобы создать их, нужны целенаправленные инвестиции в сферу образования, культуры, в расширение наших контактов и совместные проекты молодежи.
- Некоторые специалисты высказывают мнение о том, что закладывать идеи Союзного государства в умы студентов уже поздновато. Что нужно делать это со школьной скамьи. Что, по вашему мнению, можно сделать в этой связи?
- Вы знаете, кто-то говорит, что ребенка нужно воспитывать, пока он помещается поперек кровати. Мне кажется, нужно начинать с любых возможностей, которые у нас есть. Работа должна быть многослойной. Развивать диалог нужно и на уровне студентов, и на уровне школьников, и на уровне молодых специалистов. Я не думаю, что необходимо сосредоточиться на каком-то одном сегменте. Этим мы можем искусственно ограничить себе поле деятельности.
- Есть еще такое мнение: не нужно выделять молодежь из всего общества, нужно решать проблемы всего общества, и тогда вопросы молодежи тоже будут решены. Как вы относитесь к этому?
- Если мы не будем целенаправленно заниматься молодежью, ей займется кто-то другой. Нетрудно догадаться, кто именно. Ежегодно сотни миллионов долларов выделяются на работу с гражданским обществом Беларуси. В России сейчас существенно ограничили возможность для работы зарубежных НПО, но тем не менее... Европейский Союз официально на доктринальном уровне своей внешней политики в отношении стран восточного партнерства, в том числе в отношении Беларуси, заявляет, что целью этой политики является в основном молодежь. Почему? Потому что они рассчитывают на поколение, у которого нет советского наследия, с ним проще работать.
Не стоит преувеличивать проблемы в молодежной среде. Культурно, цивилизационно мы наиболее близкие страны. Но все же нужно понимать, что само по себе взаимопонимание развиваться не будет. Если люди не встречаются и не общаются, не вовлекаются в совместную деятельность, то их мировоззрение формируется стереотипами, которые есть в избытке в интернете. А мы знаем, что с интернетом целенаправленно ведется работа, туда вбрасываются определенные мифы, продвигаются фейковые конструкции. И с их помощью у молодых людей формируется представление, что Островецкая АЭС - это чуть ли не тайное оружие России. Если мы не обеспечим примой диалог между молодыми людьми наших стран, то их мировоззрение будет формироваться как раз такими мифами и фейками.