16.02.2023
Автор: Анатолий МАКСИМОВ
Филипп Гулый: «Москва стала для белорусов самым близким мегаполисом»
На пресс-конференции в Посольстве Беларуси в России Председатель Правления Республиканского Союза туристической индустрии рассказал о новых маршрутах, о конгрессе в Минске и о том, почему Беларусь не рекламируют из каждого утюга
- Сложившаяся ситуация на геоэкономическом и геологистическом пространстве теснее сблизила туристические потоки и бизнес двух наших стран. Интеграция в этой сфере выглядит естественной, - говорит Филипп Гулый. - Пандемия нанесла колоссальный удар по всем видам туризма въездного и выездного, но дала толчок к развитию внутреннего. В ее рамках наши страны открылись, в первую очередь, друг для друга. Кроме традиционных центральных регионов, Москвы и Санкт-Петербурга, россияне и из других областей отправились в Беларусь. По нашим экспертным оценкам, мы видим кратный рост цифр турпотока.
К этому есть определенные препятствия. Несмотря на то, что по справедливости и по факту, мы друг другу совсем не заграница, юридически для банковских платежей, для бухгалтерской отчетности, для регистрации договоров туристический бизнес между Россией и Беларусью, по большому счету, ничем не отличается по ведению от далекого зарубежья. В этих вопросах настало время навести ревизию и порядок, чтобы знать, куда двигаться и что менять.
- Принято решение о проведении российско-белорусского конгресса туриндустрии в Минске в апреле 2023 года. В чем его цель?
- Он должен дать российским регионам возможность донести всю возможную линейку продуктов для белорусской дистрибьюции. Наши компании ждут этого с нетерпением. Не столько отдельных презентаций, сколько структурной лекции, которая бы рассказывала о региональных возможностях, о туроператорах и компаниях. Важнейший момент, который мы затронем, – это загрузка гостиниц. В пиковые периоды – майские, новогодние праздники – есть нехватка мест, как в Беларуси, так и в России. С уходом иностранцев, к счастью, появляются российские площадки для бронирования. Но как с ними контрактоваться, непонятно?
- Сколько у нас есть времени, чтобы решить эти вопросы? Месяц, два, полгода…
- Давайте исходить из того, что есть. Турпоток растет и масштабируется. Это одна из немногих сфер, где существует прогресс. У нас есть отраслевые законы, в Беларуси он был принят буквально в прошлом году. Его нужно оптимизировать и расширять. В апреле проводим ревизию. В сентябре – октябре, создав рабочую группу, мы можем подвести четкие итоги по аналитике сезона: препоны и прочие сложности, и оценить их масштабы. И рекомендовать государству в 2024-м году внести изменения и дополнения в закон о туризме. Наша цель – четкая синхронизация планирования, хотелось бы к 2025-му году, но объективно это 2026 – 2027 год.
- Есть ли рост туризма в приграничных регионах?
- У нас точной статистики нет. Есть только данные от коллег из Смоленской и Псковской областей, из Великого Новгорода. Да, конечно, рост есть, и это организованный автобусный туризм. И эти потоки взаимны. Такая же активность есть в Гомеле, Витебске и Могилеве. Но с 1 января все компании, которые хотят показать жителям Гомеля, например, Смоленск или Псковский Кремль, должны стать туроператорами и платить взнос в фонд коллективной ответственности. Конечно, хотелось бы, чтобы у них были несколько другие условия по сравнению с теми, кто рискует, отправляя чартеры в дальнее зарубежье.
- На какие российские регионы делаете ставку в этом году?
- Это, традиционно, Питер, Карелия, южные регионы. Был всплеск по Казани. Но самое главное направление – это, конечно же, Москва. Она стала нам самым близким мегаполисом, в котором можно задержаться после деловой командировки и провести выходные, куда можно отправить тещу с детьми или самому с женой приехать. Тут и культурные события, концерты, лекции. Мы видим рост турпотока в городе.
Есть перспективы в некоторых районах Дальнего Востока, несмотря на их удаленность. Существует проект с РЖД, с «Уральскими авиалиниями», с круизами от Урала до Дальнего Востока.
- Сейчас большой популярностью у россиян пользуется Дагестан…
- Мы в апреле успели отправить туда рекламный тур наших туроператоров. Но инфраструктура загружена российским туристом, есть логистические сложности, как из Минска добраться до Махачкалы. Прямой рейс пока отложен.
- Почему Турцию и Таиланд рекламируют из каждого утюга, а Беларусь – нет? Зачем туда ехать российскому туристу?
- Турцию и Таиланд рекламируют, потому что там хорошая маржа, и на ней можно заработать. Чартеры нужно загружать. Беларусь – это почти что внутренний туризм. Де-факто тебе не нужен загранпаспорт, тебе не нужна виза. У тебя работает карта «Мир». Ты можешь добраться на своей машине, самолете или поезде. Турист едет сам, ему не нужна реклама туров. У нас есть рыцарский эпос, королевская история, замки, костелы, органы – те некоторые элементы европейскости, которые доступны на русском языке.