Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

28.08.2023

Автор: Александр ХОХЛОВ

Фото: Александр ХОХЛОВ

Александр Воробей: «Конструкторы и технологи Союзного государства всегда находят общий язык»

На завершившем работу в Подмосковье IX Международном военно-техническом форуме «Армия-2023» Республика Беларусь традиционно представила национальную экспозицию

Среди научных организаций и предприятий белорусского оборонно-промышленного комплекса одни из самых значимых экспонатов, заинтересовавших как российских, так и многочисленных зарубежных специалистов, представило открытое акционерное общество «558-й авиационный ремонтный завод». Предприятие из Барановичей традиционно специализируется на ремонте и модернизации авиационной техники, стоящей на вооружении Республики Беларусь, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Но не только этим славится сегодня «558-й АРЗ».

О росте получаемых сегодня предприятием заказов от российских партнеров, о созданных для защиты рубежей Союзного государства новых беспилотных авиационных комплексах (БАК) и аппаратуре радиоэлектронной борьбы (РЭБ) рассказал заместитель директора «558-го АРЗ» по развитию Александр Воробей.

 – Александр Павлович, в начале июня на проходившей в Екатеринбурге выставке «Иннопром-2023» представители Государственного военно-промышленного комитета Беларуси и Минпромторга России подписали документы о совместной разработке и организации серийного производства двухмоторного многоцелевого самолета, созданием которого займутся «Уральский завод гражданской авиации» и белорусский «558-й АРЗ». Дело уже стронулось с места?

– Вопрос находится на стадии межправительственного согласования. Но создание и производство белорусско-российского пассажирского самолета – дело вполне исполнимое.

– Вице-премьер и глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил о том, что российско-белорусский двухмоторный 19-местный самолет начнет коммерчески эксплуатироваться уже с 2028 года. Успеете выполнить задачу за такой короткий срок?

– Сейчас мы, белорусские и российские исполнители проекта, уже прорабатываем технические детали. Выносить их на всеобщее обозрение, думаю, еще рано. Но подчеркну: в рамках Союзного государства мы способны решить любую техническую задачу. В этой связи хочу вспомнить, как мы в Беларуси начинали заниматься беспилотниками. В современном мире значение беспилотной авиации переоценить невозможно: она применяется практически во всех сферах. Про военное дело и говорить не приходится – вооруженные конфликты последних лет показали, настолько широк спектр применения разведывательных и ударных дронов.

А когда мы начинали, а это было более десятка лет назад, наши конструкторы поначалу столкнулись с трудностями: просто не было знаний и наработок в этой сфере. Начав учиться с нуля, наши специалисты стали ездить в Россию, на предприятия, с которыми мы давно сотрудничаем.

– Но, к сожалению, и в России беспилотникам долгое время уделялось недостаточное внимание.

– Но там были и есть великолепные авиационные конструкторские школы. Мы тесно общаемся и с туполевской фирмой, и с милевской, и с КБ Сухого, и с другими, чьи летательные аппараты белорусское открытое акционерное общество «558-й авиационный ремонтный завод» ремонтирует и модернизирует. Конструкторы и технологи Союзного государства всегда находят общий язык, и российские коллеги нам тогда хорошо помогли. Как и мы помогаем им, когда это необходимо.

– Что в этом году вы привезли на форум «Армия-2023»?

– В нашей экспозиции демонстрировались собственные разработки ряда военных авиационных систем. К примеру, это подвесные контейнеры аппаратуры радиоэлектронной борьбы «Сателлит» для боевых самолетов. Комплекс полностью автоматический. Он способен самостоятельно обнаруживать и определять угрозы для летательного аппарата, после чего начинает создавать маскирующие помехи по дальности и угловым координатам. При этом на своих индикаторах обзора противник видит сразу несколько ложных целей, среди которых выделить реальную цель для него весьма проблематично. Модификация «Сателлит-М2» охватывает весь радиолокационный диапазон и способна не только сорвать наведение на цель зенитных ракет. Она ставит помехи радиолокационным станциям ПВО, тем самым препятствуя прицельной стрельбе по самолету.

– «558-й АРЗ» сейчас активно развивает направление беспилотной авиации. Что показали в парке «Патриот»?

– Представили ударные дроны «Чекан-В» и «Ловчий». Беспилотный авиационный комплекс с БПЛА «Чекан» – это тактический разведывательно-ударный комплекс малой дальности. Он предназначен для поиска, обнаружения и поражения живой силы и легкобронированной техники противника. В его состав входят наземный пункт управления, пусковое устройство и два, собственно, беспилотника. Скорость – 90 км/ч. Дальность действия – до 25 километров. Беспилотник «Ловчий» тяжелее «Чекана», он способен нести полезную нагрузку весом до 20 кг, при этом радиус его действия достигает 70 километров.

– На Международном военно-техническом форуме «Армия» этого года беспилотников было представлено как никогда прежде много – российская специальная военная операция показала насущную необходимость их применения. Ваши боевые дроны не «потерялись» в этом «изобилии»?

– У нас с российскими коллегами одна задача – обеспечить надежную оборону Союзного государства. Нет между нами конкуренции, есть целесообразность выбора и применения лучших образцов для выполнения комплекса защитных задач по периметру общих границ. Представители Государственного военно-промышленного комитета Беларуси оборонно-промышленного комплекса России, военных ведомств наших стран в дни работы форума провели немало встреч в различных составах. Уверен, что для массового серийного выпуска будут отобраны лучшие образцы техники.