Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Оборона и безопасность

15.04.2014 Под «зонтиком» безопасности ОДКБ

В Академии управления при Президенте Республики Беларусь состоялся круглый стол на тему «Взаимодействие власти и общества в целях противодействия внешнему вмешательству и «цветным революциям». Мероприятие было организовано Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности совместно с Аналитической ассоциацией ОДКБ при содействии Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь и Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

С основным докладом «Цветные революции: роль внешнего фактора и линия ОДКБ» выступил Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. В ходе круглого стола участники обсудили вопросы обеспечения безопасности государств-членов ОДКБ, механизмы внешнего вмешательства во внутренние дела государств, технологии «цветных революций» и проблемы противодействия деструктивным акциям. Акцент был сделан на то, что устойчивое политико-экономическое и социальное развитие стран является важнейшим фактором, от которого в решающей степени зависят стабильность, экономическая устойчивость и безопасность всей территории евразийского пространства.

Участники мероприятия проанализировали роль неправительственных организаций, средств массовой информации, Интернета, социальных сетей в дестабилизации социально-политической обстановки в стране при проведении «цветных революций» на евразийском пространстве. Были рассмотрены информационные технологии и стратегии информационного противодействия (система раннего предупреждения роста межэтнической и межконфессиональной напряженности), роль ОДКБ как важнейшего фактора обеспечения безопасности и стабильности на евразийском пространстве.

«Цветные революции», их природа и технологии сегодня являются предметом постоянного изучения в первую очередь в целях выработки адекватных мер реагирования. Поэтому вполне понятен интерес к подготовленному Аналитической ассоциацией ОДКБ докладу «Эволюция «цветных революций» и меры по противодействию внешнему вмешательству». Представлен он был и участникам круглого стола.

[[[Наша справка

Аналитическая ассоциация ОДКБ создана 11 марта 2013 года и включает 25 ведущих информационно-аналитических и социологических структур из всех стран ОДКБ.

От белорусской стороны в ассоциацию входят информационно-аналитический центр при администрации Президента Республики Беларусь, аналитический центр ЕсооМ (Минск) и журнал «Беларуская думка».

Аналитическая ассоциация предназначена для разработки мероприятий и стратегии скоординированной информационной политики в интересах государств-членов ОДКБ, информационно-аналитической поддержки решений глав государств-членов ОДКБ, налаживания деловых контактов, обмена информацией, проведения экспертного и ситуационного анализа и для более тесного взаимодействия сторон.]]]

В докладе проанализированы внутриполитические конфликты во многих государствах. Целая волна «цветных революций» прокатилась за последние годы по странам бывшего СССР и на Ближнем Востоке. Безуспешными оказались попытки их проведения в таких странах, как Китай, Россия и Беларусь.

По оценкам экспертов государств-членов ОДКБ, опасность «цветных революций» выдвигается на первый план в ряду нетрадиционных вызовов, угроз и рисков для коллективной безопасности государств – членов ОДКБ. «Цветные революции» – это, по сути, специальные модели осуществления государственного переворота, совершаемые с применением политических, информационных, коммуникационных и морально-психологических методов воздействия, при грубейшем нарушении норм международного права.

Все «цветные революции» тщательно готовятся, прежде всего, в плане заблаговременного создания и обучения «лидеров» и специальных групп, способных организовать «протестные» акции населения для оказания мощного информационно-психологического давления на власть.

Внимательно изучили представители Аналитической ассоциации ОДКБ и роль СМИ, сети Интернет в интересах «цветных революций» и привели конкретные примеры. Так, при освещении событий в Сирии была популярна фотография, на которой запечатлена улица с разрушенными домами и одиноко бредущим человеком после того, как по ней прошла бронетехника государственной армии Сирии. На самом деле данная фотография представляла собой скриншот из фильма «Пианист», когда главный герой идет по разрушенному во время Второй мировой войны городу. В период митингов на Болотной площади в Москве в 2012 году была запущена «утка» о том, что Чеченская республика направляет полк ОМОН для разгона демонстрации. При этом данная «новость» получила огромную популярность, стала широко обсуждаемой, но долгое время никем из официальных лиц не была опровергнута. Во время организованного зимой 2014 года хаоса в Киеве аналогичная «новость» о якобы прибытии чеченского спецназа для разгона Евромайдана неоднократно вбрасывалась организаторами второй украинской «цветной революции».

Ярким примером использования виртуальной личности для влияния на мнения интернет-пользователей является ситуация, связанная с высказываниями так называемого блогера, «Девушка гей из Дамаска», на основании чего некоторые эксперты делали выводы о ситуации в Сирии в 2011 году. В качестве фотографии данной вымышленной личности была представлена фотография некой англичанки Елены Лечич, которая узнала об этом только тогда, когда история получила широкую огласку. При этом под именем блогера скрывался гражданин США Том Макмастер, обучавшийся в университете в Эдинбурге (Шотландия). Как выяснилось, информацию блогер черпал от своей супруги, которая писала докторскую диссертацию о сирийской экономике.

Обращает на себя внимание в докладе и такое обстоятельство: «цветные революции» могут иметь шанс на успех только в тех странах, где существуют условия и инфраструктура в виде многочисленных финансируемых извне неправительственных организаций. А в качестве главной «движущей силы» социально-политических потрясений используются самые незащищенные, как правило, не обладающие элементарными знаниями и опытом слои населения, прежде всего молодежь государств, ставших объектом внешнего воздействия.

Отмечают эксперты и такой факт: в той стране, где власть пользуется авторитетом, общество доверяет государственным структурам, там никакие внешние факторы не смогут продвинуть «цветные» технологии смены правительств. В качестве примера подобного государства участники круглого стола назвали Беларусь. Мне запомнилась фраза, сказанная одним из московских гостей: «Беларусь – прекрасная площадка, где отработаны антидоты к «цветным революциям».

После завершения круглого стола Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа в беседе с журналистами вкратце подвел итоги мероприятия и ответил на их вопросы.

– Я удовлетворен прошедшим мероприятием, – подчеркнул Николай Бордюжа. – Считаю, что круглый стол был очень полезен, выступления интересны и содержательны. Эксперты-политологи из России, Беларуси обменялись мнениями относительно формирования «цветных революций» и мер противодействия, делая акцент, прежде всего, на двух вещах: первое – на коллективном реагировании, то есть использовании потенциала ОДКБ, второе – на мерах противодействия на национальном уровне.

– Несмотря на то, что Украина не является членом ОДКБ, какие конкретные шаги может сделать организация по нормализации ситуации в этом регионе?

– Украина не является членом ОДКБ, мы не распространяем влияние на Украину с точки зрения коллективной безопасности и мер, которыми можем воздействовать на происходящее в стране. Конечно, мы отслеживаем обстановку, видим тенденции ее развития. Но я глубоко убежден, что сегодня такие организации, как ОДКБ или НАТО, не должны вмешиваться в ту ситуацию, которая складывается в Украине. Сам народ должен выработать подходы к стабилизации обстановки, к устранению тех крайне раздражающих факторов, которые возникают в различных регионах страны. Думаю, это будет самым полезным для того, чтобы там наступили мир и согласие.

– Как вы оцениваете надежность обеспечения безопасности государств-членов ОДКБ? В частности, возможности Единой региональной системы ПВО Беларуси и России?

– Система ПВО формируется на основе существующих у государства возможностей. И у Беларуси эти возможности были всегда достаточно высокие. Военно-промышленный комплекс Беларуси благодаря усилиям в первую очередь высшего руководства страны является одним из самых продвинутых. Используются и возможности Российской Федерации. В комплексе это дает эффект очень надежной системы, которая способна при необходимости защитить воздушное пространство Беларуси как форпоста государств-членов ОДКБ на Западе.

Такие системы формируются и в Центрально-Азиатском регионе, на Кавказе. Это суть нашей деятельности в ОДКБ: создание систем, которые бы обеспечивали в полном объеме стабильность и безопасность наших государств. Это происходит и в системе ПВО, и в системе наземных коллективных сил, и в системе противодействия информационным атакам, по ряду других направлений. Я имею в виду также антинаркотическую деятельность, деятельность по противодействию организованным преступным группировкам, специализирующимся на незаконной миграции. Везде мы формируем коллективные механизмы, которые позволяют нам говорить о возможности обеспечения стабильности в наших странах коллективными усилиями. И система ПВО в Восточно-европейском регионе, совместная белорусская и российская, является одним из примеров такой деятельности.

– Сегодня Содружество Независимых Государств разрабатывает новую концепцию информационной безопасности. Участвует ли ОДКБ в этом процессе?

– ОДКБ создала систему коллективного противодействия в сфере обеспечения информационной безопасности и достаточно активно этим занимается. Мы проводим специальные операции. Кстати, с очень высокой результативностью выявляем большое количество сайтов, деструктивно действующих на территории наших государств. У нас есть соответствующая рабочая группа по информационной безопасности, мы создали центр современных информационных технологий, где проходят обучение специалисты в области информационной безопасности. В ближайшее время создадим совместный коллективный центр по кибер-инцидентам. В рамках СНГ может разрабатываться концепция, мы же приступили к практической реализации тех мер, которые сегодня видим необходимыми для обеспечения информационной безопасности наших стран. И я думаю, что это дает нам очень серьезные результаты. Мы о них регулярно докладываем главам государств.

Александр Макаров