Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Оборона и безопасность

07.05.2014 «Голубые береты» в белом безмолвии

Силовые ведомства России активизируются в Арктике

В последние месяцы наблюдается значительная активизация российских силовых структур (включая и «полувоенную» МЧС) за Полярным кругом. Только в марте – апреле было несколько сообщений о том, что на ряд островов и «точек» Северного Ледовитого океана была осуществлена выброска немалого числа десантников с проведением учений и испытанием вооружения, техники и обмундирования, созданных для экстремальных условий Российские силовые ведомства проявляют себя здесь в рамках утвержденной в феврале 2013 года государственной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

Есть, что защищать

Необходимо вкратце обрисовать, отчего такой ажиотаж вокруг севера. Вот цифры и факты. Протяженность российского периметра Арктики – 22,6 тыс. км, что более чем вдвое превышает длину подобного изгиба остальных шести стран мира, выходящих своими берегами к морям Северного Ледовитого океана. Площадь Арктической зоны России составляет 18% ее территории. По оценкам аналитиков, в заснеженных и промерзших насквозь недрах скоплено около 200 млрд. тонн нефти (15% мировых запасов) и 400 трлн. куб. метров газа (30%). Если же говорить об арктической территории России, то в ней вообще сосредоточена почти вся таблица Менделеева.

Из этого понятно, что силовикам здесь есть, что защищать. Тем более, что в ближайшие годы в регионе предполагается реализация нескольких крупных инвестиционных проектов. Ожидается куда белее активное, чем сейчас, освоение новых месторождений углеводородов, строительство промышленных объектов, портов и транспортных магистралей. Генеральный директор «Росатомфлота» Вячеслав Рукша выразил надежду, что «не далек тот день, когда через Северный морской путь пройдет и первый танкер с сырой нефтью».

«Силовой» вице-премьер Дмитрий Рогозин как-то высказал опасение, что если Россия сегодня здесь не «расставит вешки», то к середине XXI века она может утратить суверенитет, ибо «мы проиграем борьбу за ресурсы, которая к середине века будет приобретать совсем нецивилизованные формы». В этом контексте он отметил, что в тот период, когда он работал постоянным представителем РФ при НАТО (в 2008 – 2011 годах), тема Арктики звучала практически на каждом мероприятии этой военной организации. По его словам, атлантисты «подводят под это большую научную подложку»: «Мол, климат меняется настолько быстро, что вот-вот растают льды, а значит, Северный морской путь станет абсолютно свободным для мореходства, и Североатлантический альянс будет обязан направить в эту зону свои корабли, якобы для обеспечения гражданского судоходства».

В октябре прошлого года Владимир Путин, учитывая эту ситуацию, в категорическом стиле заявил, что «Арктика, в течение нескольких веков находящаяся под нашим суверенитетом, была и останется неотъемлемой частью Российской Федерации».

Помимо этого, надо помнить, что в регионе залегает четверть всех неисследованных мировых энергетических ресурсов. И в 2001 году Россия первой из пяти арктических стран объявила о намерении расширить границы своего континентального шельфа. Дания, Канада, Норвегия и США восприняли в штыки этот посыл Москвы, и таковой их позиция остается и поныне. Более того, Вашингтон недавно объявил о создании поста спецпредставителя США по делам Арктического региона, которому вменено в обязанности наступательно продвигать американские интересы на Северном Ледовитом океане и его морях, что особенно важно с учетом председательства Соединенных Штатов в Арктическом совете в 2015 году.

Кстати, если обратиться к истории, то янки еще в 80-х годах XIX века пытались покушаться на богатства Чукотки. По оценке историка-якутоведа Василия Иванова, «иностранцы незаконно захватили большую часть торговли на побережье Берингова и Чукотского морей, хищнически истребляли моржей и китов, бесчинствовали, грабили, спаивали население».

После безвременья и «сердюковщины»

В декабре прошлого года министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что уже в 2014 году в Арктике будет создана группировка войск, призванная обеспечить военную безопасность и защиту национальных интересов России на этой территории. Тогда же он поручил Генштабу в считанные недели разработать проект директивных указаний по совершенствованию военной инфраструктуры и развертыванию частей российской армии в Арктике.

И в настоящее время российские военные восстанавливают аэродромы и причальные сооружения на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Запланированы работы по обустройству и других северных авиагаваней – в Тикси, Нарьян-Маре, Алыкеле, Амдерме, Анадыре, Рогачево, Нагурской, ряд из которых были заброшены в годы «ельцинского безвременья», другие – оставлены стараниями «реформаторского» головотяпства экс-министра обороны Анатолия Сердюкова.

В марте в Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция ВМФ по вопросам обеспечения безопасности страны в арктической зоне. На ней флотский главком адмирал Виктор Чирков заявил, что силы и войска Северного и Тихоокеанского флотов, предназначенные для действий в арктической зоне, будут поэтапно обновлены в соответствии с Основами государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и упомянутой выше Стратегией развития Арктической зоны. «Мы исходим из понимания того, – отметил он, – что приполюсные районы могут потенциально быть использованы для формирования новых угроз для всей территории Российской Федерации».

Север штурмует «крылатая пехота»

И в этих условиях Минобороны все активнее демонстрирует, что Север – «наш» и песенное «я тебе его дарю» адресовано отнюдь не Западу. С 2012 года на необорудованные заснеженные острова Новосибирского архипелага ежегодно высаживается массированный морской десант. А в середине марта парашютно-десантный батальон 98-й дивизии Воздушно-десантных войск численностью 350 человек десантировался на остров Котельный той же группы земель в море, что стало первой массовой высадкой «крылатой пехоты» в Арктике.

Как рассказал командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов, подобная массовая выброска с самолетов Ил-76 личного состава, военной техники и грузов осуществлялась впервые в мире и была сопряжена с немалым риском: «Решение из-за крайне тяжелых погодных условий было принято нами в последнюю минуту. Дело в том, что при десантировании из самолетов допустимая скорость ветра составляет 10 м/с у земли, в то время как реально во время выброски она была у земли 12 – 14 м/с, а на высоте – более 15 м/с (при допустимой норме 12 м/с). При таких плохих погодных условиях никто в мире, кроме нас, с парашютом не прыгает».

За 15 минут до выброски личного состава на площадку приземления на парашютных платформах были спущены все необходимые материальные средства и военная техника. Расшвартовав их после приземления, десантники приступили к отработке сценария учений. На то, чтобы захватить аэродром и установить контроль над системами управления, у «голубых беретов» (которые в условиях севера были, естественно, во всем белом) ушло 40 минут. Через считанные минуты они информировали командование, что готовы принять самолеты военно-транспортной авиации с основными силами десанта, тяжелой техникой и вооружением. При этом десантники учились воевать при аномально низких температурах.

В течение полутора суток десантники, кроме учебно-боевых задач, тренировались и в оказании гуманитарной помощи полярникам, научным экспедициям, метеостанциям, а также в доставке грузов и эвакуации персонала. На этот момент операции обратил особое внимание первый заместитель министра обороны генерал армии Аркадий Бахин, отвечающий за боевую подготовку. Он отметил, что в январе российские военнослужащие, дислоцированные на острове Котельном, уже оказывали реальную помощь в эвакуации нескольких метеостанций, которые попали «в бедственное положение по техническим причинам».

Суточный продуктовый паек десантника в период действий в арктическом районе по калорийности и разнообразию превосходил обычный общевойсковой почти в два раза и составлял более 5 тыс. килокалорий.

Любопытно и то, что в данном учении рука об руку с «голубыми беретами» действовала и группа из 18 контрактников подмосковного Центра специально назначения «Витязь» Отдельной дивизии оперативного назначения внутренних войск МВД России. Участие «краповых беретов» было продиктовано тем, что они обладают уникальной техникой и высокой личной подготовкой. Спецназовцы внутренних войск в сложных погодных условиях продемонстрировали свои возможности в тактическом учении и выполнили задачу в интересах воинов-десантников при их высадке на арктическую «точку».

Надо сказать, что ивановское соединение ВДВ куда как активно осваивает ледовитую российскую бескрайность. В первой декаде апреля десантники провели сразу несколько уникальных операций. Сначала рекогносцировочная группа командования «крылатой пехоты» занималась проверкой состояния дрейфующих льдин в акватории Северного Ледовитого океана. Специалисты облетели сперва Баренцево море, затем побережье Земли Франца-Иосифа и центральную часть Северного Ледовитого океана. Во время этого они высаживались на отдельные льдины для проверки состояния их поверхности, скорости таяния и направления дрейфа.

В частности, 5 апреля офицеры штаба ВДВ на военно-транспортном самолете Ан-74 совершили перелет из Оленегорска (Мурманская область) на дрейфующую российскую полярную станцию «Барнео». Приземление осуществлялось на ледовую взлетно-посадочную полосу на дрейфующей льдине вблизи от Северного полюса. Там десантники встретились с российскими полярниками. «Барнео» – это комплексная высокоширотная арктическая экспедиция.

Прилет сюда группы офицеров-десантников представляется очень показательным. Они совместно с полярниками уточнили состояние одной из крупнейших дрейфующих льдин, находящихся в акватории Северного Ледовитого океана, с проведением необходимых температурных и атмосферных анализов, изучением проб воды и льда. Особое внимание они обратили на величину и поведение образовавшихся трещин, на наличие полыней.

После «Барнео» специалисты ВДВ вылетали в район Кольского полуострова, где продолжили соответствующие исследования.

Вслед за этим самолетами ВТА в район Кольского полуострова была переброшена парашютно-десантная рота 98-й дивизии ВДВ с необходимыми материальными средствами. Операция была проведена в рамках подготовки «голубых беретов» совместно с Экспедиционным центром Русского географического общества (ЭЦ РГО) мероприятий по определению возможностей десантирования и выполнения эвакуационно-спасательных задач в районах Северного полюса в экстремальных условиях.

Военнослужащие проводили испытания специального экспедиционного обмундирования, позволяющего выполнять задачи в условиях аномально низких температур – до минус 50 градусов по Цельсию. Эта спецодежда обеспечивает надежную термоветровлагозащиту головы, рук, ног и торса человека и предназначена как для активных действий, так и для долгого пребывания на холоде в неподвижном состоянии. При этом она не стесняет движений и имеет малый вес, обеспечивает оптимальную скорость передвижения и максимальную оптическую заметность. До убытия в район Заполярья рота прошла специальную подготовку по применению данного комплекта обмундирования, а также по передвижению в составе подразделения по снегу на лыжах и снегоступах.

Наконец, 8 апреля свыше 50 «голубых беретов» успешно парашютировались на дрейфующие льды Ледовитого океана в непосредственной близости от Северного полюса. Десантирование с Ил-76 проходило недалеко от упомянутой выше полярной станции «Барнео» с использованием парашютной системы специального назначения «Арбалет-2». Это также произошло впервые в истории не только ВДВ, но и в мире. На ледовую площадку из Ил-76 беспарашютным способом на грузовых платформах были сброшены необходимые для проведения операции материальные средства и грузы. Все это происходило в сложных метеорологических условиях: поверхность не имела конкретно выраженных ориентиров, высока была плотность ледяных торосов, видимый горизонт отсутствовал.

В дальнейшем десантники в течение трех суток во взаимодействии со специалистами ЭЦ РГО отрабатывали задачи по оборудованию лагеря и проведению в экстремальных условиях учебной поисково-спасательной операции по оказанию помощи и эвакуации условно терпящей бедствие экспедиции полярников.

В базовом лагере был оперативно развернут мобильный узел связи, который обеспечил подразделение устойчивой космической связью и выходом в Интернет. Сам лагерь возводился из некапитальных сооружений закрытого цикла жизнеобеспечения с автономным электрическим и тепловым снабжением. Внутри такого «домика» поддерживалась комфортная температура, а его «стены» надежно защищали личный состав от сильного ветра, снега и ледяной крошки. Сооружения позволяли компактно разместить всех военнослужащих с оборудованием мест для отдыха в один ярус.

Для выполнения поставленных задач десантники использовали снегоходы, собачьи упряжки, специальное снаряжение для преодоления полыней и снежных заторов, проведения водолазных работ, апробировали новый комплект арктического обмундирования.

«Голубые береты» также совершили многокилометровые переходы по арктической пустыне. В операции по оказанию помощи условно пострадавшей экспедиции десантники традиционно использовали лыжи, снегоступы и санки для грузов. Они подготавливали переправу и поодиночке преодолевали ее, подтаскивая за собой предварительно накаченную лодку с грузом. Когда область подмерзшего молодого льда была более 100 – 200 метров, обучающиеся наводили своеобразную паромную переправу.

Арктические стрелки для будущих баз

Одновременно впервые в истории российской армии для нее на базе Дальневосточного высшего командного училища готовят профессиональных арктических стрелков (пока, правда, только небольшую группу – 30 курсантов). Предполагается, что для действий в Арктике бойцы формируемых в России арктических бригад, помимо спецформы, будут использовать и особую военную технику и вооружение, которые смогут выдержать даже самые сильные морозы. Отчасти эта техника уже создана, и курсанты учатся на ней работать.

К 2015 году российские арктические стрелки должны получить полный комплект перспективной спецтехники, которую можно будет использовать в сложных арктических ситуациях. С 2013 года эта техника активно проходит испытания в высоких широтах. Речь идет о новых образцах снегоболотоходной техники четырехтонной грузоподъемности – машинах ГАЗ-3351, ДТ-3П и ТТМ-3П. Новому гусеничному снегоболотоходу ГАЗ-3351 вполне под силу перевезти до 2,5 тонны различных грузов, или 16 арктических стрелков. Автомобиль ТТМ-3П используется в роли легкой амфибии и предназначен для транспортировки личного состава боевых подразделений. А плавающий бронеавтомобиль ДТ-3П изначально разрабатывался для использования в местах, в которых почти отсутствуют дороги. Машина по-своему уникальна: даже в условиях сплошного бездорожья броневик в состоянии развивать 60-километровую скорость, а дальность продвижения вездехода составляет 700 км.

И еще. К концу 2013 года Россия восстановила на Новосибирских островах свою военную базу, главной задачей которой является обеспечение безопасности Северного морского пути. Впрочем, эта работа еще продолжается, поскольку это большая и довольно сложная операция. Шутка ли, осенью прошлого года эту группировку сопровождали 4 ледокола и 17 судов, позже подключилось еще несколько крупных транспортов. Сегодня на архипелаге находится большая группа военнослужащих, которые восстанавливают инфраструктуру, в том числе бездумно брошенный когда-то аэропорт. Владимир Путин лично контролирует эту работу.

«Зеленые фуражки» на северных островах

Немало задач в Заполярье решает и ФСБ. В апреле президент Владимир Путин на расширенной коллегии ведомства в очередной раз подчеркнул значимую роль работы пограничников в обеспечении внутренней и внешней безопасности России. При этом он указал, что «в приоритетном порядке нужно продолжить развитие пограничной инфраструктуры в Арктическом регионе». В рамках федеральной целевой программы здесь до 2020 года планируется создать 11 объектов пограничной инфраструктуры. При этом потенциал охраны арктического сектора российской госграницы предполагается существенно нарастить уже к 2017 году.

Погранслужба ФСБ создает в Заполярье сразу несколько рубежей, начиная от Мурманска. В частности – на Новой Земле и на острове Врангеля. Выстраивание такой системы мер позволит контролировать прохождение судов по всему Северному морскому пути.

В этих целях активно используются авиация ФСБ и пограничные корабли, и это позволяет выявлять и пресекать противоправную деятельность со стороны ряда иностранных государств.

Таким образом, налицо видимое движение «по пути расширения нашего присутствия в Арктике» (Путин). Очевидно, что год от года оно будет только усиливаться.

Владимир Семиряга