Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Оборона и безопасность

03.06.2014 Пять аспектов «цветных революций»

Прокатившаяся по миру волна «цветных революций» вызвала серьезные изменения в мировой политике, расстановке сил в мире и регионах, существенно изменились характер военных угроз и вызовов безопасности, а также формы и методы противодействия им.

Подробный анализ происходящему, его военным аспектам, в ходе III Московской конференция по международной безопасности, сделал начальник Главного оперативного управления (ГОУ) Генерального штаба (ГШ) Вооруженных Сил Российской Федерации – заместитель начальника Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Владимир Зарудницкий.

По его словам, на Западе «цветные революции» рассматриваются как способ распространения демократии, заключающийся в ненасильственном свержении «недемократических» режимов. Однако военный анализ событий, произошедших на Ближнем Востоке и в Северной Африке, позволяет утверждать обратное: фактор военной силы является неотъемлемым элементом «цветных революций». Он присутствует на всех этапах эскалации «революции» и вызванного ею внутринационального конфликта.

Сначала военный потенциал коалиции стран, организующих свержение неугодного правительства, используется для открытого давления на него. Цель этого давления – не допустить использования силовых структур государства для восстановления законности и порядка.

Затем, с развертыванием оппозицией военных действий против правительственных войск, иностранные государства осуществляют военную и экономическую помощь мятежникам.

- Так, например, около трех лет продолжается война в Сирии, - привел наглядный пример генерал-полковник Зарудницкий. - И все это время отряды вооруженной оппозиции и формирования наемников бесперебойно снабжаются из-за рубежа боеприпасами, вооружением и другими материальными средствами, необходимыми для ведения активных боевых действий. Можно только предположить, экономика скольких стран работает на эту войну.

В дальнейшем коалицией стран, принимающих участие в свержении законного правительства, может проводиться военная операция с целью разгрома правительственных войск и оказания содействия силам вооруженной оппозиции в захвате власти.

- В этой связи было бы неверным представлять военные действия, являющиеся следствием «цветных революций», как исключительно внутренний вооруженный конфликт, - подчеркнул генерал-полковник Владимир Зарудницкий. - За спиной оппозиционеров-мятежников всегда стоят военный и экономический потенциал, финансовые ресурсы стран, заинтересованных в устранении неугодного им режима.

Другой довод в опровержение мирного и ненасильственного характера «цветных революций» заключается в том, что состояние стран, подвергшихся военной агрессии в ее классическом понимании, и стран, переживших «цветные революции», практически идентично.

В классическом понимании целями войны одного государства против другого, как правило, являются смена военно-политического руководства страны – жертвы агрессии – и вовлечение ее в сферу своего влияния, снижение ее экономического и военного потенциала, навязывание агрессором своего военного присутствия и получение им беспрепятственного доступа к ресурсам побежденной страны.

- Если мы посмотрим на страны, в которых победили «цветные революции», то вряд ли можно утверждать, что, сменив политические режимы, они стали на путь процветания и стабильности, а региональная безопасность существенно укрепилась, - отметил генерал-полковник Зарудницкий. - К сожалению, факты свидетельствуют о противоположном. Как результат, мы видим страны, раздираемые внутренними противоречиями, с разобщёнными народами, с нескончаемой чередой переворотов, резкой криминализацией и высокой террористической активностью. Политически они неустойчивы, несамостоятельны, перспективы их экономического развития весьма и весьма сомнительны.

- Таким образом, «цветные революции», особенно в том виде, в котором они проведены в Ливии или проводятся в Сирии, - это закамуфлированная агрессия с применением новых технологий сокрушения неугодных государств и устранения их с политической арены, - сделал вывод начальник ГОУ Генштаба.

Технологии «цветных революций» основываются на том, что сегодня, в эпоху глобализации, государство стало морально уязвимым, ослабли его значение и авторитет. Вследствие этого разложить государство изнутри бывает легче, чем покорить его оружием.

- Механизм агрессии заключается в том, что государство-агрессор (или коалиция стран) раскалывает страну-жертву изнутри, - продолжил генерал-полковник Владимир Зарудницкий. - Для этого всячески инспирируются, разжигаются имеющиеся внутренние противоречия, неважно какие – национальные, религиозные, социальные или территориальные. Затем эти противоречия трансформируются в открытое противостояние оппозиционных сил и правительства. Если правящий режим пытается сохранить власть, то следующим этапом становится гражданская война.

- Все коварство «цветных революций» состоит в том, что страна – жертва агрессии при руководстве и поддержке извне сама убивает себя, - подчеркнул начальник ГОУ Генштаба. - В ходе внутреннего вооружённого конфликта уничтожается людской потенциал государства, разрушается экономика, теряется политическая самостоятельность. У населения страны -жертвы агрессии происходит полная потеря ориентации в системе координат «свой – чужой». Вместо того чтобы объединиться перед лицом внешней агрессии, часть населения вступает в борьбу против другой части своего народа. Агрессор при этом выступает в роли «защитника» одной из сторон внутреннего конфликта, им же спровоцированного. Страны-жертвы, зачастую так и не осознав, кто агрессор, оказываются побеждёнными и отброшенными в своем развитии на 15–20 лет назад.

Военные действия, происходящие в рамках «цветных революций», носят двойственный характер.

С одной стороны, им присущи черты классической войны. Так, военные действия в Ливии, привел пример генерал-полковник Зарудницкий, представляли собой современную военную операцию. Ее содержание составили широкомасштабные действия вооруженных формирований оппозиции, удары авиации, ракетные удары, боевые действия ВМС, действия сил специальных операций заинтересованных государств.

Военные действия велись во всех средах – на суше, в воздухе, на море, в информационном пространстве и киберпространстве. Широко использовались космические средства и беспилотные летательные аппараты.

При этом все действия вооруженных отрядов мятежников, удары тактической авиации, ракетные удары высокоточным оружием были четко организованы, согласованы и увязаны между собой по целям, задачам, времени и объектам.

- Я, как руководитель органа военного управления, осуществляющего планирование применения Вооруженных Сил России, отмечу, что организовать действия таких разнородных сил, включавших военно-воздушную и военно-морскую группировку, силы специальных операций, отряды оппозиции и бандформирования, формирование частных военных компаний, – весьма и весьма сложное дело, - отметил генерал-полковник Владимир Зарудницкий. - Оно под силу только высоко подготовленному органу управления, обладающему современными техническими возможностями и опытом планирования.

С другой стороны, военные действия, инспирированные «цветными революциями», значительно отличаются от классических военных действий и имеют свои особенности. Их перечислил и раскрыл начальник ГОУ Генштаба.

Прежде всего в военных действиях стираются характерные для традиционной войны грани между обороной и наступлением, стратегией и тактикой. Отсутствуют фронт и тыл. Боевые действия разворачиваются не в определенном районе или на каком-либо направлении, а на всей территории страны по принципу сети. Вместо классического сосредоточения сил на главном направлении регулярные войска вынуждены вести боевые действия рассредоточенными тактическими группировками, использовать формы и способы действий, применяемые мятежниками, переходить на методы контрпартизанской войны, уточнять организационную структуру войск.

Другая особенность – военные действия ведутся в основном в населенных пунктах. Отряды наемников и бандформирования целенаправленно используют гражданское население как «живой щит», что приводит к большим потерям среди мирного населения, не участвующих в конфликте граждан.

Третья особенность заключается в том, что военные действия выходят за рамки гуманитарного права и приобретают характер войны без правил.

«Цветные революции» создают условия для необязательного соблюдения норм международного права, регулирующих ведение войны. Это обусловлено тем, что вооруженные формирования оппозиции и наемников являются негосударственными образованиями, поэтому находятся вне рамок правового поля и не несут никакой ответственности за нарушение международного законодательства. Несоблюдение законов и обычаев войны делает ее крайне беспощадной и жестокой.

Четвертая особенность – криминализация войны, поскольку активное участие в ней принимают криминальные структуры. Безнаказанность и вседозволенность ведут к тому, что боевые действия осуществляются бандитскими и террористическими методами, причём террор принимает массовый характер. Идет планомерное и целенаправленное разграбление религиозных ценностей и уничтожение памятников культуры и истории, что прямо способствует разрушению национального самосознания народа и его исторической памяти.

И, наконец, последняя особенность заключается в широком использовании частных военных формирований и сил специальных операций. При ведении войн против государства по технологиям «цветных революций» возникает потребность в военных формированиях, позволяющих скрыть явно выраженное вмешательство одного государства в дела другого. В этих условиях возрастает роль сил специальных операций, выполняющих задачи диверсионно-разведывательными методами.

Кроме того, к ведению боевых действий широко привлекаются частные военные компании, которые представляют собой формирования наемников. Проведенные ими боевые операции отличаются неразборчивостью в средствах, большим количеством убитых и раненых среди гражданского населения.

В целом приходится констатировать, что войны, инициированные в рамках «цветных революций», с точки зрения международного права и морали больше соответствуют Средневековью, чем XXI веку.

- Это понимают все, - продолжил генерал-полковник Зарудницкий. - Тем не менее прогноз таков, что география «цветных революций» будет расширяться. Их проведение позволяет при минимальных затратах ресурсов и ограниченном использовании собственных вооружённых сил сокрушать региональные державы, достигая политических и экономических целей.

Возникает ключевой вопрос: куда будет направлен вектор распространения «цветных революций»? Где пройдёт и кого захватит «дуга нестабильности»? Иными словами, кто следующий?

- Цветные революции» наиболее вероятны в экономически слабых государствах, в которых имеются сильные социальные противоречия, - констатировал начальник ГОУ Генштаба. - Но главный критерий при определении очередного объекта для экспорта «цветной революции» – это национальные интересы конкретных стран, организующих очередной переворот. Поэтому революции организуются, как правило, в странах, обладающих природными ресурсами. В странах, имеющих важное стратегическое положение в регионе и проводящих относительно независимую политику. В странах, дестабилизация которых позволяет изменить расстановку сил в регионе.

Олег Горупай