Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Оборона и безопасность

16.10.2014 Курильский форпост

В «Белой книге по обороне» Японии за 2014 год, которая была обнародована в мае нынешнего года, Токио вновь реанимировал тезис о российской угрозе. А в начале августа японское правительство приняло пакет санкций в отношении России в связи с событиями на Украине. Далее последовал дипломатический демарш по поводу проведения российских военных учений на Курилах. Это как напоминание о территориальных претензиях…

Япония вот уже более шести десятилетий предъявляет территориальные претензии к России, оспаривая принадлежность южных островов Большой Курильской гряды Итуруп и Кунашир и всей Малой Курильской гряды, которую составляют остров Шикотан и группа островов Хабомаи. Причем эти претензии не имеют реальной основы ни с исторической, ни с международно-правовой точек зрения. В свое время это признавали даже японские историки и политики. В частности, первые из них ранее отдавали России бесспорный приоритет в открытии и освоении островов. В исторических трудах прошлого можно прочитать, что вплоть до середины XIX века в Японии не относили к своим владениям не только Курилы и Сахалин, который считался там полуостровом, в то время как с российской стороны он был уже подробно исследован, но даже остров Хоккайдо, коренное население которого составляли айны.

Правовая аксиома

В своей статье «Курилы есть и будут нашими» политический обозреватель газеты «Красная звезда» Владимир Кузарь подробно раскрывает весь спектр международно-правовых норм, определяющих принадлежность Курильских островов России. Они вытекают из полной и безоговорочной капитуляции Японии во Второй мировой войне. Закреплено же это относительно Японии в Крымском соглашении трех великих держав от 11 февраля 1945 года, в Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года, Сан-Францисском мирном договоре от 8 сентября 1951 года и ст.107 Устава ООН. Так, в соответствии с решениями Ялтинской конференции все Курильские острова и остров Сахалин «навечно» возвращались Советскому Союзу. В свою очередь директор одного из отделов МИД Японии Нисимура, представляя условия Сан-Францисского договора в японском парламенте, разъяснял, что «понятие «Курильские острова», фигурирующее в договоре, включает все острова, как северные, так и южные».

Тем не менее довольно скоро Япония подняла вопрос о претензиях на четыре острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Во многом тому способствовала и Советско-японская декларация от 19 октября 1956 года. С одной стороны, она объявляла о прекращении состояния войны и восстановлении мира между нашими странами. А с другой – в декларации заявлялось о согласии СССР передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но после заключения мирного договора между нашими странами. За последнее и уцепились в Токио, поставив условием заключения мирного договора передачу Японии не только этих островов, но также Итурупа и Кунашира.

- При этом в Токио не хотят учитывать, что высказанное Москвой намерение относительно островов Хабомаи и Шикотана было не неким актом, направленным на реализацию требований международного права, а всего лишь шагом доброй воли, рассчитанным на встречное движение японской стороны, - подчеркивает Владимир Кузарь.

Но в ответ Япония заключила с Соединенными Штатами ряд соглашений, закрепляющих размещение на постоянной основе американских войск на японской территории и открывающих им возможности для ведения военных приготовлений, направленных против России. В Москве посчитали действия Японии вызовом СССР и вообще закрыли эту тему.

- К сожалению, её вновь «открыли» в начале 1990-х годов тогдашние наши руководители, ставившие свои личные интересы выше национальных, - отмечает Владимир Кузарь.

Сначала это сделал первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, подписавший в знак подтверждения своего «нового политического мышления» в апреле 1991 года в Токио Совместное советско-японское заявление, в котором признал существование между двумя государствами территориального спора. А затем пришедший к власти в России Борис Ельцин заявил о готовности пожертвовать дальневосточными территориями ради получения от «благодарной Японии» экономической помощи. Более того, уже готовился акт, согласно которому Японии передавались Хабомаи и Шикотан и планировались переговоры о принадлежности островов Кунашир и Итуруп. Лишь развернувшееся в России широкое движение протеста против ничем не обоснованных территориальных уступок Японии заставило Ельцина отказаться от своих намерений.

Их пострел везде поспел

Анализируя ситуацию вокруг Курил, Владимир Кузарь подчеркивает, что многие внешнеполитические шаги Токио происходят с одобрения, а то и под нажимом США, которым выгодно поддержание напряженности и даже прямого противостояния в регионе. В частности, санкции против России были приняты под явным давлением Соединенных Штатов, стремящихся во имя своих геополитических целей изолировать Россию. Что же касается территориальных претензий Токио, то их тут же поддержали в Вашингтоне, заявив устами заместителя пресс-секретаря госдепартамента Мэри Харф, что Соединенные Штаты признают суверенитет Японии над островами.

- В этой связи следует подчеркнуть, что удовлетворение японских претензий на «возвращение» островов будет означать подрыв самого принципа незыблемости итогов Второй мировой войны, - отмечает Владимир Кузарь. - Особую опасность это создаст для Азиатско-Тихоокеанского региона, где накопилось большое количество территориальных проблем и нет действенной структуры коллективной безопасности. В том числе и для самой Японии, которая ведет территориальные споры с несколькими соседними странами.

Между тем, учитывая слабую заселенность и освоенность северных районов в самой Японии, напрашивается вывод, что требования возврата Курил носят, скорее, характер политической агитации, чем стратегической или экономической необходимости.

- Интересно также, что японская газета «Майнити симбун» провела опрос, согласно которому больше половины респондентов заявили о своей готовности расстаться с претензиями на российские Курилы, - отмечает политобозреватель «Красной звезды». - 67 процентов опрошенных считают, что японская позиция относительно вопроса «северных территорий» обязана быть гибкой. Да и некоторые японские политики негативно относятся к тому, как Токио преподносит территориальную проблему.

Для примера. Несколько лет назад в МИД Японии образовалась «русская школа», которая ставила своей целью придание большей гибкости и конструктивности в этом вопросе. А депутату парламента Мунэо Судзуки, который курировал «школу» и в свое время играл большую роль в определении политики Токио на российском направлении, даже приписывали заявление, что спорные территории «Японии вообще не нужны».

Острова есть и будут русской землей

По данным проведенного ВЦИОМ в России опроса, 89 процентов респондентов выступают против территориальных уступок Японии. При этом 79 процентов считают, что пора перестать обсуждать этот вопрос. Данные цифры убедительно свидетельствуют, что россияне понимают не только всю значимость для страны Курильских островов, но и то, что у России нет лишней земли, которую она могла бы разбазаривать направо и налево. А также то, что страна не для того проливала 69 лет назад кровь своих сыновей за освобождение Курил от японских милитаристов, чтобы затем отдать Токио острова.

Вместе с тем горькие уроки Второй мировой войны настоятельно требуют укрепления стратегического рубежа, которым для России на Дальнем Востоке служат Курильские острова. Как заявил в апреле 2014 года командующий войсками Восточного военного округа генерал-полковник Сергей Суровикин, сегодня одной из первостепенных задач является развитие военной инфраструктуры на Тихоокеанском побережье и в островной зоне на востоке России. По словам командующего, приняты и утверждены все решения по строительству базовых военных городков на островах Итуруп и Кунашир. В период до 2016 года все основные объекты, а их более 150, будут построены.

На дальнейшее укрепление безопасности островов были направлены и командно-штабные учения, которые прошли в середине августа и вызвали у Токио столь бурную реакцию. А осенью этого года состоялись и очередные стратегические учения «Восток-2014», в которых приняли участие все части и подразделения округа.

Интенсивно идет и социально-экономическое развитие Курильских островов. На это направлена федеральная целевая программа, по которой до 2015 года Курилы получат почти 28 млрд. рублей. В результате на островах открываются новые дома культуры, больницы и поликлиники. Прокладываются новые дороги: на Кунашире специально для этого возвели асфальтовый завод.

В настоящее время на согласовании в Правительстве РФ находится проект новой федеральной целевой программы развития Курильских островов на период 2016–2025 годов, предусматривающий финансирование в объемах свыше 60 млрд. рублей.

Развивая Курилы, Россия сделала и много шагов навстречу Японии. Открыт безвизовый въезд для японских граждан на острова, разрешено вести определённую хозяйственную деятельность, совместный промысел морских биоресурсов. Российская Федерация предлагает совместно осваивать острова Курильской гряды, однако проводимая Токио политика не даёт ни частным, ни государственным компаниям Японии таких широких возможностей, как им хотелось бы.

***

Если Токио будет продолжать твердить о «территориальной проблеме» и «спорных островах», то Москва может просто отказаться от заключения мирного договора между Россией и Японией. По большому счету, спустя 69 лет после окончания войны он не имеет для России никакого смысла. Развивать сотрудничество можно и без мирного договора. Тем более что в международном праве есть случаи, когда послевоенное урегулирование обходилось без такового.

- Так, у России нет мирного договора с Германией, состояние войны с которой прекращено односторонне указом Президиума Верховного Совета СССР и юридическими актами союзных держав, но отношения между двумя странами от этого не страдают, - подчеркивает Владимир Кузарь. - Если же такой договор нужен Японии, то Токио должен отказаться от спекуляций на территориальную тему и не ставить её во главу угла сотрудничества с Россией. В противном случае наши страны так и продолжат топтаться в тупике, так как Курильские острова есть и будут русской землей.

Олег Горупай