Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Оборона и безопасность

14.02.2014 Беспилотная авиация в Беларуси

Оператор БЛА в ближайшем будущем будет одной из востребованных профессий

Подполковник Игорь ЖУК, фото автора.

Информационно-новостной портал ASDNews распространил интересное сообщение: исследователи отрасли производства беспилотных летательных аппаратов (БЛА) предполагают, что продажи этих крылатых машин в мире к 2018 году достигнут 8 млрд 351 млн долларов США. А если сравнивать с прогнозным показателем на 2013 год - 7 млрд 98 млн долларов США, то рост реализации этого, ходового нынче товара будет равен трем с небольшим процентам ежегодно. В этом можно не сомневаться, ведь БЛА не только военного, но и гражданского назначения во многих странах становятся популярными.

Кстати, о том, что перед беспилотной авиацией открываются новые горизонты, свидетельствуют и новости приходящие от наших близких соседей. В ноябре прошлого года по итогам празднования российскими военнослужащими Дня военного разведчика РИА-новости сообщило, что сейчас в российской армии идет формирование рот беспилотной авиации в подразделениях военной разведки общевойсковых соединений. Вооружат роты современными комплексами с беспилотными летательными аппаратами различной дальности действия.

Напомню, в Военно-воздушных силах и войсках противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь в 2008 году было создано управление применения и развития беспилотных авиационных комплексов. А в 2010 году своевременным и логичным стало появление 927-го центра подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов (ЦПП БАК). С тех пор ни одно масштабное учение белорусской армии не проходит без участия беспилотников. Они выполняют различные задачи, в том числе и в интересах других ведомств.

Но, как говорится, время идет вперед, в том числе, и перед беспилотниками ставятся новые цели, открываются перспективы, о которых раньше можно было лишь мечтать. Не только о сегодняшнем, но и завтрашнем дне отечественной военной беспилотной авиации вы, уважаемые читатели, узнаете из моей беседы с начальником управления применения и развития беспилотных авиационных комплексов полковником Владимиром Павленко.

- Владимир Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о том, что уже сделано специалистами управления в области развития военной беспилотной авиации в нашей стране?

- Важнейшим шагом в развитии беспилотной авиации стало создание нормативно-правового поля, позволяющего нам применять государственные беспилотные летательные аппараты в воздушном пространстве Республики Беларусь. Это существенный этап становления, так как, например, статус гражданской беспилотной авиации до сих пор не определен, что не позволяет беспилотникам совершать равноценные полеты в интересах структур и отраслей гражданского сектора. Здесь мы оказались впереди, и готовы оказать методическую помощь коллегам в разработке законодательной базы, основываясь на нашем опыте - с радостью можем помочь.

Значимым является и то, что уже создана и успешно функционирует система подготовки кадров. На плановой основе в Военной академии Республики Беларусь и Минском государственном высшем авиационном колледже осуществляется подготовка специалистов связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием беспилотных авиационных комплексов и, входящих в их состав, беспилотных летательных аппаратов. Отмечу, что на военном факультете в колледже создана кафедра эксплуатации беспилотных авиационных комплексов и боевого управления. На ее базе проходят курсы по переподготовке военнослужащих в интересах различных родов войск. За несколько месяцев обучения мы получаем операторов и руководителей полетами беспилотных летательных аппаратов, специалистов инженерно-технического состава.

Важно, что созданная нами система подготовки кадров работает не только в интересах Министерства обороны. МГВАК готовит специалистов по эксплуатации БАК для всех заинтересованных республиканских органов государственного управления. И если теорию они изучают в стенах учебного заведения, то практику проходят на базе 927-го центра подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов. Кстати, курс обучения уже прошли офицеры и прапорщики сил специальных операций, навигационно-топографического управления, Военной академии, а также представители Министерства по чрезвычайным ситуациям и отечественных предприятий – разработчиков беспилотных авиационных комплексов. Со этого года, начнется подготовка специалистов в интересах органов пограничной службы.

- Кто сегодня может стать оператором беспилотного летательного аппарата?

- Про курсы переподготовки для военнослужащих я уже упомянул. А также нам нужны толковые ребята, хорошо знающие физику и математику и, конечно же, мечтающие о работе с беспилотниками. Также, чтобы стать курсантом, необходимо быть физически подтянутым и иметь хорошее здоровье. Отмечу, что с 2014 года, набор на специальности связанные с эксплуатацией БАК будет проводить только Минский государственный высший авиационный колледж. Например, подготовка кадровых офицеров в МГВАК проводится по специальности «Беспилотные авиационные комплексы» по двум специализациям. Первая: «Технологическая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов» - это операторы беспилотных летательных аппаратов и операторы целевой нагрузки. Вторая: «Техническая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов» - инженерно-технический состав. Курсанты к концу пятилетнего обучения получают высшее образование и выпускаются лейтенантами.

- Как известно в 927-м центре подготовки и применения БАК стоят на вооружении два вида комплексов – «Иркут-3» и «Иркут-10», и штат центра полностью укомплектован личным составом. Однако, разработанная система подготовки специалистов, связанных с беспилотной авиацией, довольно масштабна. Куда же отправятся новоиспеченные операторы и технари БАК?

- Концепция развития беспилотной авиации и созданная система подготовки специалистов предполагает не только замещение, образующихся со временем вакантных должностей. Запланировано оснащение Вооруженных Сил беспилотными авиационными комплексами различного уровня. Например, группы специального назначения и спецподразделения будут оснащены БАК ближнего действия, в основном для ведения воздушной разведки. Что касается БАК более высокого уровня, таких как тактического и оперативного, они нужны подразделениям различных родов войск, для выполнения соответствующих их назначению задач. Кстати, «Иркут-3» является БАК ближнего действия, применяется на расстояниях до 15 километров. А «Иркут-10» - БАК малой дальности, с радиусом полета до 35 километров.

- И каков спектр выполняемых ими задач?

- Стоящие на вооружения центра комплексы выполняют задачи ведения воздушной разведки и применяются в интересах не только ВВС и войск ПВО. Только в 2013 году они были задействованы в учениях Сил специальных операций, ракетных войск и артиллерии, войск оперативных и оперативно-тактических командований. Конечно же, без участия БАК не прошло и совместное стратегическое учение «Запад-2013». Кроме этого специалисты центра получили ценный опыт взаимодействия с другими ведомствами, участвуя в мероприятиях подготовки органов пограничной службы и Министерства внутренних дел. Хорошие практические навыки обретают военнослужащие центра помогая органам МВД в обнаружении заблудившихся в лесном массиве людей. В прошлом году при помощи наших беспилотников правоохранителям удалось задержать скрывавшегося в лесу беглого преступника. Участвовали БЛА и в обнаружении мест самогоноварения и троп по переброске материальных ценностей в лесных, приграничных районах.

Отдельно хотелось бы вспомнить о высоких оценках полученных специалистами центра в прошлом году от участников международного учения «Разгневанный сокол-2012», проходившего в государстве Катар. В рамках данного учения успешно решены задачи в рамках контртеррористической операции. Специфика решаемых при этом задач заключалась в сложности визуальной привязки к местности – кругом пески, и ориентироваться приходилось буквально по вышкам телефонной связи и отдельным камням. Также высокая температура и повышенное содержание пыли в воздухе не помешали операторам и беспилотным авиационным комплексам из 927-го ЦПП БАК выполнить свою задачу.

- Многие аналитики из разных стран пророчат беспилотной авиации радужные перспективы уже в ближайшем будущем. Как видно, наша страна и Вооруженные Силы в частности, стараются не отстать от мировых тенденций. Хотелось бы узнать, на чей опыт опираются специалисты управления, строя планы по развитию беспилотной составляющей военной авиации.

- Конечно же, проведен глубокий анализ опыта ведущих в этой отрасли стран. Изучен порядок и правила применения беспилотных летательных аппаратов армиями, имеющими их на вооружении не один год. Однако отмечу, что их опыт полностью, как говорится, под копирку к нам применять нельзя. Так как вооруженные силы стран отличаются по структуре и задачам, стоящим перед их составными частями – видами и родами войск. В написании концепции создания БАК и оснащения ими Вооруженных Сил были задействованы не только специалисты командования ВВС и войск ПВО, но и Военной академии Республики Беларусь, военно-научного управления Вооруженных Сил. И выбранное нами направление, как показало время, оказалось верным. Подтверждает это то, что мы в кротчайшие сроки смогли решить вопрос создания нормативно-правой базы, создать 927-го ЦПП БАК, активизировать предприятия Госкомвоенпрома на разработку отечественных БАК и создали систему подготовки нужных нам специалистов.

- Какие изменения стоит ожидать в ближайшем будущем в рамках развития отечественной беспилотной авиации?

- В настоящее время выполняется Государственная научно-техническая программа по разработке целой линейки беспилотных авиационных комплексов, в том числе и в интересах Вооруженных Сил Республики Беларусь. В ней участвуют не только предприятия Госкомвоенпрома, но и много других научных организаций и предприятий Республики Беларусь. Создаются многофункциональные БАК различного уровня с разными радиусами действия, выполняющие широкий спектр задач. Уже в ближайшее время планируется начать оснащение Вооруженных Сил новыми образцами БАК белорусского производства. Некоторые из них уже прошли государственные испытания, думаю, о поступлении их в войска мы скоро сообщим.

НАША СПРАВКА

Полковник Владимир Евгеньевич ПАВЛЕНКО продолжатель династии военнослужащих. Оба деда воевали во время Великой Отечественной войны, один из них погиб. Отец служил в мотострелковых войсках, уволился в запас в звании подполковника. Владимир Евгеньевич в 1993 году окончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище, став специалистом по авиационным радиоэлектронным комплексам. Служил в Беларуси в авиационных частях. Затем занимался научной и педагогической работой в Военной академии Республики Беларусь, где занимался исследованиями в области беспилотной авиации, вопросами создания отечественных беспилотных авиационных комплексов. Следующим местом службы Владимира Павленко стало командование ВВС и войск ПВО. С мая 2013 года возглавляет управление применения и развития беспилотных авиационных комплексов.

НАША СПРАВКА

Кафедра беспилотных авиационных комплексов и боевого управления военного факультета в учреждении образования «Минский государственный высший авиационный колледж» осуществляет подготовку специалистов по дневной форме обучения:

Кадровых офицеров (5 лет обучения):

по специальности 1 – 37 04 03 «Беспилотные авиационные комплексы (по направлениям)»

Направление 1 – 37 04 03 – 01 «Беспилотные авиационные комплексы (государственной авиации)»

Специализации:

- 1 – 37 04 03 – 01 01 «Техническая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов»;

- 1 – 37 04 03 – 01 02 «Технологическая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов» (операторы БЛА).

Офицеров запаса (на 3-4 курсах):

по специальности 1 – 44 01 05 01 «Организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте (организация воздушного движения)» ВУС 062700 «Боевое управление полетами с пунктов управления»;

по специальности 2 – 37 04 01 «Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей» ВУС 461007 «Эксплуатация и ремонт беспилотных самолетов-разведчиков».

Курсы подготовки военнослужащих:

- курсы подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов (6 недель);

- курсы подготовки руководителей полетов БЛА (4 недели);

- курсы подготовки инженерно-технического состава беспилотных авиационных комплексов (4 недели).

НАША СПРАВКА
Тактико-технические характеристики беспилотного авиационного комплекса «Иркут-3»

ТТХ

«Иркут-3»

Размах крыла, м

2,0

Длина, м

0,9

Высота, м

0,3

Максимальная скорость, км/ч

120

Крейсерская скорость, км/ч

70-90

Максимальная взлетная масса, кг

3,7

Масса полезной нагрузки, кг

0,5

Вид полезной нагрузки

ТВ, ИК, фото

Используемая навигационная система

GPS

Тип двигателя

электродвигатель

Рабочая высота полета, м

100-500

Макс. высота полета над уровнем моря, м

3000

Радиус действия (по радиоканалу), км

15

Продолжительность полета, ч

1,25

Время подготовки БЛА к вылету, мин

15

Диапазон рабочих температур, °С

-30…+50

Вариант взлета

с руки

Вариант посадки

на парашюте

Размер посадочной площадки, м

20х20

Состав расчета, чел.

2

Вариант исполнения комплекса

носимый/

мобильный

Тактико-технические характеристики беспилотного авиационного комплекса «Иркут-10»

ТТХ

«Иркут-10»

Размах крыла, м

2,0

Длина, м

0,7

Высота, м

0,2

Максимальная скорость, км/ч

130

Крейсерская скорость, км/ч

80-110

Максимальная взлетная масса, кг

8,5

Масса полезной нагрузки, кг

1,0

Вид полезной нагрузки

ТВ, ИК, фото

Используемая навигационная система

GPS

Тип двигателя

электродвигатель

Рабочая высота полета, м

100-500

Макс. высота полета над уровнем моря, м

3000

Радиус действия (по радиоканалу), км

до 35

Продолжительность полета, ч

до 2

Время подготовки БЛА к вылету, мин

15

Диапазон рабочих температур, °С

-30…+50

Вариант взлета

с катапульты

Вариант посадки

на парашюте

Размер посадочной площадки, м

50х50

Состав расчета, чел.

2

Вариант исполнения комплекса

мобильный