Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Оборона и безопасность

27.11.2014 Как погиб подполковник Владимир Карват

28 ноября 1958 года родился первый Герой Беларуси.

Тот двухлетний период своей службы в середине 90-х годов подполковник запаса Владимир Рябухин запомнил на всю жизнь. В 1994 году судьба свела его с человеком удивительно добрым и порядочным, а затем, в 1996-м, – разлучила. Тот трагичный год -- как в своей биографии, так и истории страны, 23 мая был отмечен скорбной датой: в авиационной катастрофе трагически погиб подполковник Владимир Карват…

О подвиге первого Героя Беларуси много написано, сказано. Владимир Рябухин помимо сухих биографических данных знает о другой стороне жизни Карвата – служебной и личной. Он был близко знаком с Владимиром Николаевичем, с его семьей.

-- Мне и сегодня больно вспоминать не только те трагические дни, но и все время, которое мы провели вместе, - говорит он. - Потерять сослуживца для офицера – беда, а друга – вообще горе…

Владимир Карват приехал в 61-ю истребительную авиабазу в 1994 году. Владимрр Рябухин в том же году пришел на должность начальника штаба 4-й авиаэскадрильи. Время приезда обоих офицеров практически совпало, потому он хорошо запомнил, как летчики, в том числе и заместитель командира авиаэскадрильи Валериан Чайко, разгружали на аэродроме вещи Володи Карвата с самолета, прибывшего с Дальнего Востока. Рядом стояли его дочь Катерина и сын Слава, жена Нина Кирилловна.

- Мы все жили тогда в общежитии, туда же и вносили весь небогатый скарб семьи Карвата, - вспоминает он. - Жена Чайко сразу забрала детей, чтобы покормить их: у летчиков взаимовыручка во всем. Пока заносили вещи, расставляли, на импровизированном столе появились «пять капель». Прозвучали три тоста: первый -- за приезд, второй -- за знакомство и третий – за погибших друзей. Традиция есть традиция. У летчиков, как бы это кощунственно ни звучало, всегда есть кого помянуть… К тому же недавно во время имитации воздушного боя в воздухе столкнулись и разбились две спарки МиГ-23. Погибли полковник Жуков и подполковник Кузнецов, майоры Лисин и Зубков…

В коллективе отношения между пилотами сразу сложились очень хорошие. Подполковника Карвата уважали, так как он всегда мог подсказать, как действовать в той или иной ситуации. Ведь летчик пришел на должность начальника огневой и тактической подготовки авиабазы. Уровень летной подготовки у Карвата был очень хороший: боевой летчик 1-го класса, инструктор.

-- Тот трагический день тяжело вспоминается?..- спрашиваю Владимира Рябухина.

-- Тяжело, даже по прошествии столько лет. Но надо помнить все…

Был обычный весенний день. Погода теплая, как мы говорим, ласковая, хорошая видимость. Командир авиабазы полковник Валериан Самойлов дал предполетные указания. Тут же находился и подполковник Владимир Карват. Он пришел на дневные полеты, хотя вылет у него был только вечером, - общежитие рядом с аэродромом. Походил, походил, а потом сказал, что сбегает домой, посмотрит, как Славка домашнее задание делает. Раньше он никогда не ходил с полетов домой. Как придет на полеты – так после их окончания и возвращался. А тут…

Сумерки. Начались ночные полеты. Ничто не предвещало трагедии. На том самолете должен был лететь другой летчик, но у Карвата выходил лимит времени. И в кабину сел он…

В 22.54 он возвращался из ближней зоны полетов – это примерно километров 30 от аэродрома. Там нужно было выполнить несколько фигур пилотажа: два виража влево вправо, пикирование горкой, пикирование боевой, нисходящую спираль. И затем - на аэродром, на посадку.

Во время выполнения задания у Су-27 упало давление в первой гидросистеме. Руководитель полетов подполковник Игорь Семашко дал команду проверить управляемость истребителя и работу систем. Но самолет был уже неуправляем – в отсеке левого бокового обтекателя хвостовой части фюзеляжа появился огонь. Команду Семашко «Катапультируйся!» Владимир Карват не выполнил. На индикаторе кругового обзора на КДП отметка самолета пропала…

В тот момент в небе находился и подполковник Валериан Чайко. Он слышал переговоры, и как только СПУ Карвата замолчало, попросил подвести его в ближнюю зону. Ночь была светлая. Через пару минут доклад «Вижу на земле огонь, высылайте вертолет ПСС (поисково-спасательной службы – Прим. Ред.). Командиру доложили: летчик погиб. Когда подъехали на место катастрофы, увидели, что фюзеляж самолета лежал плашмя на земле и был практически цел. Крылья отвалились, хвост обломился. Руки летчика застыли на ручке управления, не на катапульте. Володя погиб от динамического удара при столкновении с землей…

Сначала было много версий. Но в итоге специалисты единодушно пришли к одной: это - конструктивно-производственный недостаток самолета. В гидросистеме в ниппельных соединениях использовались два разнородных металла, которые изнашиваются по-разному. Так вот, из-за нарушения герметичности в одном из этих соединений и произошло возгорание и отказ в управлении. Это -- уязвимая пята истребителя. Потом ее на заводе проверяли. Обломки самолета еще долгое время лежали в ангаре 558-го авиаремонтного завода.

Сейчас на КДП имеются такие средства объективного контроля, что без внимания не остается ни одна команда, ни одно движение летчика. Ведь в ходе расследования проверили все -- и к Карвату претензий не было. Даже при переходе ситуации в катастрофическую – самолет неуправляем, резкая потеря скорости и высоты, острый дефицит времени – Владимир сохранял работоспособность. Попыток катапультироваться вообще не предпринимал. Старался спасти дорогостоящую машину. Под ним находились деревни, ночь была светлая -- все дома видны. Так вот он старался увести самолет от населенных пунктов, о чем свидетельствуют зарегистрированные системой «Тестер» («черный ящик» – Прим. Ред.) движения ручкой управления, направленные на стабилизацию траектории. Но ему не хватило высоты…

Игорь КАНДРАЛЬ, фото из архива автора