Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Оборона и безопасность

14.03.2014 Помощь приходит с неба

Они призваны спасать людей, терпящих бедствие на море, однако при необходимости могут работать и над сушей. Они - это экипажи вертолётов Ка-27ПС. Сегодня в вертолётном поисково-спасательном отряде смешанной авиационной эскадрильи 72-й авиабазы морской авиации Балтийского флота четыре таких вертолёта. Экипажи поисково-спасательных вертолётов в составе командира, штурмана, борттехника и фельдшера-спасателя посменно несут недельное круглосуточное дежурство на аэродроме в помещении дежурных сил. При объявлении готовности к вылету номер один «дежурный» экипаж в полной экипировке находится на борту вертолёта и в течение десяти минут с момента получения команды на взлёт должен подняться в воздух.

- Основная наша задача - поиск и спасение лётных экипажей, а также экипажей кораблей и судов, терпящих бедствие. Ещё мы можем перевозить людей, высаживать десант, вести разведку, - рассказывает командир вертолётного отряда гвардии майор Алексей Забродин. - Раньше, когда наши спасатели летали на Ми-14ПС, они могли приводняться, но садиться на корабельную палубу у них возможности не было. Сегодня - с точностью до наоборот. Хотя в начале девяностых был период, когда эскадрилья располагала вертолётами обоих типов.
Собственно поисковая работа начинается с выходом вертолёта в район предполагаемого нахождения терпящих бедствие людей. Подлётное время до него может составлять и несколько минут, и час, бывает и больше. Существует несколько схем поиска - в зависимости от особенностей района, количества задействованных сил и средств, удалённости и специфики цели. Есть различия и в применяемых поисковых средствах. Если объект крупногабаритный - к примеру корабль, то может быть использована работающая в активном режиме РЛС. Для приёма аварийных радиосигналов и указания экипажу направления на их источник вертолёт оборудован автоматическим радиокомпасом.
Ну и конечно же, визуальный поиск - вперёд и по сторонам в секторах обзора, строго распределённых между всеми членами экипажа. Каждый при этом ориентирован на обнаружение на монотонной морской поверхности каких-либо нетипичных деталей, за которые мог бы зацепиться глаз. Волны, пена и чайки - это обычная картина, а вот, скажем, какой-то плавающий предмет сразу же должен привлечь внимание. К слову сказать, если в небе заблудится неудачливый воздухоплаватель, то искать его будут как на поверхности моря, так и в воздушной среде.
К сведению. Поисково-спасательный вертолёт Ка-27ПС имеет ряд отличий от базового вертолёта Ка-27. Для достижения большей дальности и продолжительности полёта вместимость топливных баков на Ка-27ПС увеличена до 3.450 литров. На борту установлена модифицированная РЛС, сопряжённая с аппаратурой обнаружения надводных объектов, имеющих радиолокационные маяки-ответчики. Отсутствие в грузовом отсеке противолодочного оборудования, а также вынесенные из грузового отсека на внешнюю сторону планера топливные баки позволяют создать необходимое пространство для размещения внутри вертолёта четырёх носилок. Там же находится и место медицинского работника. Вертолёт оборудован гидравлически управляемой подъёмной стрелой с электролебёдкой грузоподъёмностью 300 килограммов - для подъёма на борт пострадавших. На Ка-27ПС, кроме того, может быть установлена система внешней подвески, позволяющая транспортировать крупногабаритные грузы, в том числе на корабли и суда ВМФ.

Когда объект поиска обнаружен, командир выполняет снижение и зависание над ним. С этого момента решающим фактором, определяющим успех операции по подъёму на борт пострадавших, является слётанность экипажа, чёткость взаимодействия всех его специалистов. В процессе висения штурман постоянно контролирует работу силовой установки и всех бортовых систем. Точность зависания вертолёта над спасаемым объектом обеспечивается по командам бортового техника, он же координирует все последующие действия пилота. Минимальная высота зависания - 45 метров. Меньше нельзя: от винтов идёт сильный воздушный поток, который, опустись вертолёт ниже, может не только затруднить ход операции, но и травмировать спасаемого.
Затем борттехник, управляя гидравлической лебёдкой, выпускает за борт пристёгнутого к тросу и облачённого в гидрокостюм с ластами фельдшера-спасателя (из-за экстравагантного наряда коллеги в шутку называют его человеком-лягушкой). Задача фельдшера - подобраться к спасаемому, усадить его в спущенное с вертолёта на тросе спасательное кресло и пристегнуть. Либо также для последующего подъёма закрепить на нём спасательный пояс. При необходимости с вёртолёта могут быть сброшены самонадувающиеся плоты, рассчитанные на пять-шесть человек. Любая ошибка в расчётах борттехника, любая допущенная пилотом неточность может сильно осложнить работу фельдшеру-спасателю, которому придётся добираться до пострадавшего вплавь. Конечно, на груди у фельдшера закреплены удерживающие его на воде поплавки, и всё-таки...
- Как только спасаемый поднят на борт, ему оказывается первая медицинская помощь. Для этого у нас есть всё необходимое: носилки, столик, укладка с медикаментами, - рассказывает фельдшер-спасатель гвардии прапорщик Андрей Антонюк. - Ну а потом надо быстро доставить пострадавшего в госпиталь или другое медицинское учреждение. Стараемся как можно ближе к нему приземлиться.
Причины экстренных вылетов могут быть разными, включая поиск пропавшего на берегу, на пересечённой местности, человека, или спасение попавших в переделку рыбаков. О последних следует сказать особо. Ни один год в Калининградской области не обходится без поисково-спасательных операций по вызволению из беды отчаянных любителей порыбачить. То восемьдесят, а то и полторы сотни человек оказываются унесёнными на оторвавшихся льдинах в Куршский залив. Пик таких происшествий приходится на март. И хотя лидирующую скрипку в их спасении играют сотрудники МЧС, в самые сложные моменты, к примеру, при резком ухудшении метеорологических условий, к этой работе подключаются флотские вертолётчики. В позапрошлом году, например, именно они обнаружили в заливе перевёрнутую моторную лодку и плавающие рядом в спасательных жилетах бездыханные тела рыбаков (дело было ранней весной). Однако наиболее памятным в этом отношении стал 1994 год.
Тогда, 13 марта, в районе посёлка Каширское произошла самая масштабная в истории региона трагедия, связанная с любителями подлёдного лова. Утро было тихим и солнечным, тысячи рыбаков, как всегда, устремились на лёд Куршского залива. В середине дня небо заволокло тучами, налетел сильный ветер, вскоре переросший в шторм. По льду пошли трещины длиной в десятки километров, более пятисот рыбаков вместе с машинами, на которых они приехали, унесло на отколовшихся льдинах в бушующий залив. Спасательная операция длилась остаток дня и всю ночь. Участие в ней принимали и четыре экипажа вертолётного поисково-спасательного отряда, которым в то время командовал гвардии подполковник Александр Петров. Работали без перерывов много часов по всему Куршскому заливу. Большинство рыбаков удалось спасти, однако 51 человек погиб, ещё сотни получили обморожения...
Экипажи Ка-27ПС совместно с экипажами авианесущих кораблей Балтийского флота неоднократно участвовали в дальних океанских походах, выполняли задачи по обеспечению безопасности гражданского судоходства в районе Африканского Рога, задачи по предназначению в составе межфлотской группировки ВМФ в Средиземноморье. Сама по себе работа над безориентирной местностью - морской поверхностью, а уж тем более посадка на палубу корабля, требует от экипажей особой выучки и мастерства. Достигаются они большим трудом и упорством - в каждую лётную смену проводятся соответствующие тренировки.
- Служба у нас интересная, в чём-то даже романтичная, - говорит борттехник гвардии старший лейтенант Владимир Баженов. - Не так давно, например, я целых семь месяцев был на боевой службе в Средиземном море. Ну чем, скажите, не романтика?! - и добавляет: - Спасать жизни людей - работа благородная! И самая большая радость в нашей службе - смотреть в глаза родственников спасённого человека.