Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

У братских могил не бывает крестов…

Говорят, что о стране можно судить по тому, как она относится к своим старикам и к своим павшим. Погибшим в боях за Родину. Тем, кто лежит под гранитными плитами братских могил, отражающих холодные отблески Вечного огня. Тем, чья память увековечена мемориалами в назидание потомкам. Тем, кто приближал Победу, так и не дожив до нее.

Говорят, что о стране можно судить по тому, как она относится к своим старикам и к своим павшим. Погибшим в боях за Родину. Тем, кто лежит под гранитными плитами братских могил, отражающих холодные отблески Вечного огня. Тем, чья память увековечена мемориалами в назидание потомкам. Тем, кто приближал Победу, так и не дожив до нее.

Когда-то была великая страна – Советский союз. Страна, к сожалению, так и не похоронившая всех своих солдат, отдавших жизни за нее во время Второй мировой войны. Страна, которая, тем не менее, увековечила их память в многочисленных мемориалах и памятниках.

Сорок шесть лет после великой войны горел Вечный огонь. Жила и память. Но с развалом СССР память стала угасать. Новообразованные государства стали пересматривать свою историю, искать новых героев, ставить им памятники.

Двадцать первый век лишь усилил эти тенденции. Эстонцы перенесли памятник воину-освободителю с центральной площади Таллинна в другое место. В Украине начали раздаваться голоса о «снесении памятников советской эпохи».

Наиболее радикально поступили в Грузии. 19 декабря в Кутаиси был взорван мемориальный комплекс памяти жертв Великой Отечественной войны, в том числе грузинской национальности. Власти объясняли необходимость сноса памятника началом строительства на этом месте нового здания парламента. В Москве назвали разрушение в Кутаиси Мемориала славы актом государственного вандализма.

Российский премьер В.Путин назвал взрыв монумента «очередной попыткой стереть из исторической памяти народов бывшего СССР память об общем прошлом, в том числе героическом прошлом». «По мнению наших специалистов, этот мемориал представлял и художественную ценность», – отметил премьер. При этом В.Путин отметил, что считает возможным восстановить этот памятник «в столице нашего некогда единого государства – в Москве». Премьер также сообщил, что автор Мемориала славы живет в Тбилиси. И ему, по мнению В.Путина, смогут помочь российские специалисты. «Власти Москвы найдут достойное место для этого монумента», -- подчеркнул российский премьер.

Между тем, всем, кто хочет переписать историю, найти новых героев и стереть память о старых, мы бы рекомендовали обратиться к опыту африканской страны – Зимбабве. Позволим себе процитировать один из материалов «Русского журнала» по данной теме.

«...У нового правительства Зимбабве были все причины ненавидеть старый режим, как символ колониализма и оккупации, и в первую очередь людей, воевавших за него - а среди них были не только местные уроженцы, но также иностранные добровольцы из Европы и США. Но - особым указом президента Мугабе было предписано - военные кладбища не трогать. Ясен был и приказ нового министра обороны Рекса Нгонго: "Оставьте павших лежать в покое. Они воевали против нас и погибли в бою. Они были мужчинами среди людей, как и их отцы до них". Не было тронуто войсковое кладбище в Солсбери, где похоронены белые десантники Легкой пехоты и черные диверсанты из Скаутов Селуса. Не были тронуты кладбища, на которых похоронены родезийцы, воевавшие во Вторую Мировую. Не был тронут и мемориал оккупационным войскам, так называемому "Шанганскому дозору", белым солдатам, которые пали в 1893 году в бою с войсками черного короля Лобенгулы - братская могила в холмах Матопо в Зимбабве охраняется государством. Речи о перезахоронениях не идет. Да, кстати, в насквозь нецивилизованном и недемократичном государстве Зимбабве случаев осквернения могил тех, кто воевал против нынешнего режима, не зафиксировано».