Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Союзный щит

Тема всеобщей безопасности, включая ее европейский компонент, относится к числу тех современных проблем, актуальность которых с годами не только не снижается, а наоборот, становится все более острой и значимой. Консолидированная позиция Беларуси, России и других стран СНГ могла бы стать решающим фактором в выработке взаимоприемлемых критериев обеспечения реальной общеевропейской безопасности, считает заведующий кафедрой международных отношений Белгосуниверситета Александр Шарапо.

Тема всеобщей безопасности, включая ее европейский компонент, относится к числу тех современных проблем, актуальность которых с годами не только не снижается, а наоборот, становится все более острой и значимой. Консолидированная позиция Беларуси, России и других стран СНГ могла бы стать решающим фактором в выработке взаимоприемлемых критериев обеспечения реальной общеевропейской безопасности, считает заведующий кафедрой международных отношений Белгосуниверситета Александр Шарапо.

-- Александр Викторович, такое простое для понимания на бытовом уровне слово как «безопасность», в практике международных отношений до сих пор, оказывается, не имеет общепринятой трактовки, а стало быть, и ситуация с выработкой реальных мер по ее обеспечению оставляет желать лучшего. Чем это можно объяснить?

-- Здесь можно выделить ряд факторов. Во-первых, после окончания «холодной войны» в Европе так и не была сформирована надежная и всеобъемлющая система безопасности, которая отвечала бы реалиям сегодняшнего дня. Мы можем говорить о неспособности соответствующих структур, прежде всего ОБСЕ, создать полноценную военно-политическую среду и выработать для этого необходимые механизмы. Наоборот, то предполагаемое «общее и неделимое пространство безопасности» характеризуется сейчас своей фрагментацией и неопределенностью. Налицо неспособность ОБСЕ, НАТО, ЕС, СНГ, ОДКБ по отдельности решить эту проблему.

Во-вторых, за последние два десятилетия произошло смещение приоритетности в понятии «безопасность» от военного аспекта к экономическим и гуманитарным составляющим. Во многом это объясняется вступлением современного мира в ту фазу своего развития, когда угроза глобального или другого крупномасштабного военного столкновения, по крайней мере, в ближайшей перспективе, минимальна. Тем более это относится к Европе, где военное противостояние по линии «восток-запад» ушло в прошлое. Вместе с тем, оставаясь значимой, военная проблематика стала находить свое выражение в различного рода трансграничных войнах, внутренних национальных и религиозных конфликтах, национальном и международном терроризме. На этом фоне проявились новые угрозы, связанные с такими областями жизнедеятельности, как энергетика, климат, иммиграция, организованная преступность, торговля людьми, бедность и голод. Справиться с подобного рода вызовами в одиночку становится не под силу даже супердержавам. В этих условиях угроза одной нации может представлять опасность для многих, а зачастую и для всех государств.

-- Исходя из этих и других факторов, мы можем говорить о своеобразной глобализации процесса обеспечения безопасности, в том числе и на европейском континенте…

-- Да, и при этом следует учесть, что как и в экономике, на пространстве безопасности появились свои «тяжеловесы» и представители «более легких весовых категорий». Первые пытаются навязать остальным игрокам свое видение системы европейской безопасности, вторые -- это те государства, которые пытаются отодвинуть на периферию процессы формирования этой системы. Не трудно догадаться, что с западной стороны в качестве «тяжеловесов» выступают Европейский союз и Североатлантический альянс. К сожалению, консолидированного и равноценного противовеса им со стороны стран СНГ (в первую очередь имеется в виду Россия, Беларусь и Украина) нет.

В недалеком прошлом на этом пути нам в значительной степени мешали всевозможные нефтяные, газовые, сахарные и прочие конфликты. Сегодня на повестке дня -- современная система европейской безопасности, а здесь, как показывает жизнь, у России и Беларуси, да и у всех других государств СНГ гораздо больше общих интересов, чем разногласий. Наша консолидированная позиция могла бы стать решающим фактором в выработке взаимоприемлемых критериев обеспечения реальной общеевропейской безопасности, скроенной не только по лекалам ЕС и НАТО. Вместе с тем, объективности ради надо признать, что такое равноправие вовсе не означает равные возможности. Хотим мы того или не хотим, но, применительно, например, к треугольнику Россия-Беларусь-Украина влияние первой на международные процессы неизмеримо больше. Именно это преимущество не так давно позволило президенту России заявить о необходимости кардинального реформирования существующей системы европейской безопасности, и именно Россия определила основные ее параметры. Твердая позиция России в вопросах формирования европейской безопасности еще раз подтверждает непреложный факт ее мировой роли в этом процессе и невозможности создания безопасной Европы без ее участия.

-- Вполне соглашаясь с таким утверждением, вполне логично задаться вопросом: а можно ли выстраивать архитектуру европейской безопасности без Беларуси?

-- Ответ предсказуем -- нет. Конечно, мы не претендуем на лидирующие роли, но не хотим быть и рядовыми статистами. Более того, по ряду позиций роль Беларуси в укрепление стабильности в Европе является уникальной. Прежде всего это относится к обеспечению ядерной безопасности и сокращению обычных вооружений в Европе. Вспомним, что еще во времена СССР на территории Беларуси располагалась одна из самых мощных военных группировок Советского Союза, размещалось ядерное оружие (три ракетные базы, включающие 81 мобильный комплекс SS -25 «Тополь», тактическое оружие разных модификаций, оснащенное ракетами средней дальности). На обеспечение военной безопасности были нацелены значительные мощности белорусских промышленных предприятий.

Вот почему после обретения независимости Республика Беларусь вошла в число государств, от позиции которых в решающей степени зависела судьба общеевропейской ядерной безопасности. И наша страна, несмотря на всевозможного рода сопротивление (некоторые политики предлагали оставить ядерное оружие в качестве средства устрашения), первой приняла значимое решение: было уничтожено 584 установок, оснащенных ракетами средней и меньшей дальности, а к ноябрю 1996 года был завершен вывод с территории страны всего ракетно-ядерного потенциала.

В таком же контексте следует рассматривать и шаги Беларуси в области обычных вооружений. Согласно Договору об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе (ДОВСЕ), наша страна уничтожила 1773 боевых танка, 1341 единиц боебронированных машин и 130 боевых самолетов, что составляет, более 10 процентов вооружений и военной техники, ликвидированных всеми тридцатью странами-участницами ДОВСЕ.

Вклад Республики Беларусь в европейскую безопасность дополняется рядом общеполитических решений таких, например, как провозглашений стратегии по формированию «пояса добрососедства» вдоль своих границ, в рамках которой Беларусь заключила договоренности с Украиной, Литвой Латвией и Польшей. Все это показывает и доказывает конструктивность политики нашего государства по проблемам контроля над вооружениями, противодействию вызовам и угрозам безопасности в военной сфере.

-- В этом же контексте следует рассматривать и обеспокоенность Республики Беларусь в связи с планами по развертыванию в Европе американской системы ПРО…

-- Это вполне объяснимо: в случае развязывания войны Беларусь, непосредственно граничащая со странами НАТО, может сразу же и одновременно подвергнуться ударам всех видов вооружений, включая стратегические, оперативно-тактические и авиационные средства. В этой связи построение надежной противоракетной и противовоздушной обороны для нашего государства -- вопрос далеко не праздный. Понятно, что решить эту задачу только своими силами затруднительно, и мы осознано, без какого-либо политического давления п ошли на создание совместно с Россией общего «оборонительного щита». Вот почему ослабление противоракетного и противовоздушного потенциала России (а именно такую цель преследует система ПРО США), фактически означает снижение возможностей и Беларуси по обеспечению своей безопасности. Отсюда вполне логичной видится готовность нашего государства при определенных условиях предоставить свою территорию для развертывания российских оперативно-тактических комплексов «Искандер».

-- Есть еще одна особенность, определяющая своеобразную уникальность Беларуси в деле обеспечения европейской безопасности, исходит из географического расположения страны и связана с ее транзитными возможностями…

-- Действительно, это немаловажный фактор. Помимо задержаний на границе наркотических средств и психотропных препаратов, нельзя не учитывать и то, что находясь на границе с Евросоюзом, Беларусь первая и в наибольших количествах подвергается попыткам обратного завоза в страны СНГ из ЕС устаревшего и невостребованного там оборудования, бытовых и промышленных товаров. По данным Таможенного комитета Беларуси, их общая стоимость может превышать 500 миллиардов долларов. Или взять, например, проблему незаконной миграции. По данным Евростата именно восточное направление (в ЕС его называют еще «польским») является в настоящее время одним из основных каналов поставок нелегалов в западноевропейские страны. То, что для европейцев «восточное направление», для Беларуси -- западная граница. Ежегодно через белорусскую границу в среднем пропускается от 15 до 25 миллионов человек, в том числе около 10 миллионов иностранных граждан. Это ли не реальный вклад в европейскую безопасность?

Конечно, наша страна не претендует на лидирующие позиции в этом процессе. Как бы там ни было, но основной тон в нем задают те государства, в руках которых находятся наиболее мощные военные, экономические, а в целом, политические потенциалы. Задача средних и небольших государств состоит в том, чтобы эти мировые лидеры не сделали свою мощь орудием диктата и устрашения, что, в конечном счете, могло бы создать систему безопасности для одних и нестабильности для других.