Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Альтернатива есть?

Украина предлагает Беларуси принять участие в строительстве продолжения нефтепровода Одесса – Броды. Предлагает достаточно давно. Известно, что эта тема поднималась на белорусско-украинских переговорах на различных уровнях. Как сообщил Чрезвычайный и Полномочный посол Республика Украина в Республике Беларусь Игорь Лиховой, время руководство Беларуси на данный момент «изучает предложение, оценивает его политические аспекты».

Украина предлагает Беларуси принять участие в строительстве продолжения нефтепровода Одесса – Броды. Предлагает достаточно давно. Известно, что эта тема поднималась на белорусско-украинских переговорах на различных уровнях. Как сообщил Чрезвычайный и Полномочный посол Республика Украина в Республике Беларусь Игорь Лиховой, время руководство Беларуси на данный момент «изучает предложение, оценивает его политические аспекты».

Вообще, пожалуй, именно политические аспекты выделяют проект развития нефтепровода Одесса – Броды из плотного списка энергетических проектов. Как и проектируемые «Южный поток» и «Набукко», отчасти реализуемый «Северный поток», нефтепровод Одесса – Броды изрядно политизирован. По большому счёту данный нефтепровод можно назвать «сводным братом» газопровода «Набукко». Оба они отвечают интересам ЕС по диверсификации источников энергоресурсов, а выражаясь простым языком - уменьшением зависимости от российских энергоресурсов. Оба проекта имеют одну общую трудность – отсутствие сырья, нефти и газа, то есть, то, чем собственно будет наполняться трубопроводы. В общем, вырисовывается следующая картина: проекты интересные ЕС нечем (по крайней мере, пока) наполнить, проекты предлагаемые Россией – не интересны ЕС.

Возвращаясь к проекту Одесса – Броды стоит отметить, что по нему изначально предполагалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть из порта Южный под Одессой на НПЗ Восточной и Центральной Европы и в Северную Европу через Гданьский порт. Нефтепровод строился на протяжении 1996 – 2002 годов, предполагалось, что впоследствии будет проложена труба из Брод до польского Плоцка, который уже соединён нефтепроводом с Гданьском. Стоит отметить, что с 2002 по 2004 год нефтепровод Одесса – Броды простаивал, поскольку правительство Украины не получило от нефтяных компаний, работающих на Каспии, гарантий по загрузке его сырьём. Россия добивалась использования этого участка в реверсном режиме для поставок российской нефти в порты Средиземноморья. Вследствие этого с 18 августа 2004 года нефтепровод функционировал в реверсном режиме. Вплоть до 14 апреля 2009, когда Ющенко подписал указ об аверсном режиме работы нефтепровода Одесса – Броды». Продолжение следует.

Из всей этой истории нужно выделить два момента. Во-первых, проект имеет проблемы с наполняемостью нефтью. Азербайджанской нефти для полной загрузки не достаточно, и основной упор делается на казахстанскую нефть. Но трудность в том, что чётких договорённостей с Казахстаном нет, есть только декларирование намерений, а их, как известно, в трубу не закачаешь. Во-вторых, собственно идеологию проекта. Если вынести за скобки лозунги типа «трубопровод в обход России», то на выходе остаётся простой факт: российская нефть марки « Urals » на западноевропейском рынке получает мощного конкурента, а сама Россия теряет преимущества крупнейшего импортёра нефти в Европу, а вместе с этим - и политические «плюшки».

Украина данный факт постоянно ретуширует и даже пытается предложить Москве какие-то варианты сотрудничества. Как подчеркнул Игорь Лиховой, Украина развивает проект Одесса – Броды не в противовес России. Более того, по его словам «Киев предлагал Москве принять участие в реализации данного проекта, но не как лидеру, а как равноправного партнера». Вполне естественно, что Москву такой расклад не устраивает.

И тут нужно вернуться к первому абзацу: Украина действительно заинтересована в развитии проекта Одесса – Броды. В конце концов, диверсификация поставок энергоносителей – это не выдумка, не политическое решение, прежде всего, это вопрос выживания многих стран. Но нужно ли Беларуси подписываться под этим проектом?

С одной стороны на кону возможность выгодного капиталовложения плюс качественная азербайджанская и казахстанская нефть для белорусских НПЗ. Отдельные проблемы могут возникнуть с белорусскими НПЗ – Мозырьским и Новополоцким, изначально рассчитанных на переработку сибирской нефти с высоким содержанием серы. Впрочем, в данном случае показателен пример «Можекяйнафта», переоборудованного с переработки сернистой нефти на светлую.

С другой стороны, это, как не крути, игра если не «против», то, по крайней мере, не «вместе» с Россией. А как известно, кто не с нами… При этом нужно учесть, что Мозырьский и Новополоцкий НПЗ уже сейчас загружены российской нефтью, а реализация проекта Одесса – Броды под вопросом из-за проблем с наполнением.

Дмитрий Вукович