Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Беларусь планирует создать с Россией целый ряд крупных совместных предприятий и холдингов

В ближайшее время в Беларуси планируется утвердить проект программы развития промышленного комплекса страны до 2020 года. Главные цели -- формирование инновационной конкурентоспособной промышленности, создание высокопроизводительных рабочих мест, рост производительности труда по добавленной стоимости, увеличение выпуска продукции, соответствующей мировым стандартам, а также наращивание экспортного потенциала. Очевидно, что акцент будет сделан на создание высокотехнологичных и наукоемких производств в таких областях, как радио-, микро- и оптоэлектроника, телевизионная техника, фармацевтическая промышленность, химпроизводство и другие.

В ближайшее время в Беларуси планируется утвердить проект программы развития промышленного комплекса страны до 2020 года. Главные цели -- формирование инновационной конкурентоспособной промышленности, создание высокопроизводительных рабочих мест, рост производительности труда по добавленной стоимости, увеличение выпуска продукции, соответствующей мировым стандартам, а также наращивание экспортного потенциала. Очевидно, что акцент будет сделан на создание высокотехнологичных и наукоемких производств в таких областях, как радио-, микро- и оптоэлектроника, телевизионная техника, фармацевтическая промышленность, химпроизводство и другие.

В результате к концу 2020 года удельный вес высокотехнологичных и среднетехнологичных производств составит более 45 процентов. Производительность труда по валовой добавленной стоимости достигнет не менее 30 тысяч долларов на одного работника вместо нынешних 15 тысяч долларов. Такими планами на днях поделился с парламентариями первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко.

Надо сказать, что основания для оптимизма просматриваются вполне отчетливо, считает экономист Алексей Беляев. В прошлом кризисном году правительство предприняло ряд жестких, возможно, в чем-то непопулярных мер, благодаря которым удалось выровнять ситуацию. Суть антикризисной программы заключается в проведении жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. В переводе на доступный язык это подразумевает отказ от эмиссионного кредитования госпрограмм. Темпы роста зарплат при такой политике не должны быть выше темпов роста производительности труда, а ставка рефинансирования должна находиться на положительном уровне, то есть быть выше уровня инфляции.

Такая политика принесла свои плоды. К примеру, валовой внутренний продукт в Беларуси за пять месяцев этого года вырос на 3,1 процента, а промышленное производство -- на 7,2 процента. Производительность труда увеличилась до 110,4 процента и пока опережает реальной заработной платы (104,8 процента).

По словам экспертов, главная задача сегодня, и в правительстве это полностью осознают, -- модернизация предприятий, обновление основных фондов. «На некоторых предприятиях износ оборудования составляет 80 процентов, -- говорит Алексей Беляев. – Рассчитывать на повышение конкурентоспособности на таком оборудовании очень сложно. Нужны новые технологии, современный менеджмент, а они приходят с инвестициями». Поэтому привлечение иностранного капитала в национальную экономику, реализация выгодных инвестиционных проектов -- стратегическое направление работы белорусского правительства.

Анализ изменений условий работы на внешних рынках показывает нарастание нестабильности и неопределенности в странах как с развитым промышленным комплексом, так и в развивающихся регионах. Для минимизации внешних рисков необходимо объединение усилий национальных и зарубежных производителей через создание транснациональных компаний и совместных предприятий, отметил Владимир Семашко.

Сейчас Беларусь и Россия ведут переговоры об объединении активов МАЗа и КАМАЗа со штаб-квартирой в Москве. Слияние компаний позволит снизить издержки, увеличить объемы производства и повысить качество сервисного обслуживания техники. Позиция белорусской власти четкая: создание совместного предприятия возможно только на паритетной основе, чтобы никто из участников холдинговой структуры не чувствовал себя ущемленным. Процесс оценки рыночной стоимости активов МАЗа и КамАЗа был достаточно долгим, однако экспертам удалось прийти к согласованному мнению: рыночная стоимость активов КамАЗа оценена в 1,6 миллиарда долларов, МАЗа -- в 1,1 миллиарда долларов.

Владимир Семашко напомнил, что российское государство в лице компании «Ростехнологии» владеет 49,9 процентами акций КамАЗа. МАЗом же полностью владеет государство. «Здесь мы полностью вольны распоряжаться 100% акций», -- подчеркнул первый вице-премьер. -- В этих условиях расчеты показывают: если КамАЗ внесет в совместную управляющую компанию холдинга 49 процентов акций, принадлежащих государству, то МАЗу нужно будет вносить где-то 75 процентов акций».

Об общих условиях работы уже надо думать и таким предприятиям, как «Гомсельмаш» и «Ростсельмаш», «Минский завод колёсных тягачей» и «ГАЗ». Крупным компаниям будет легче конкурировать, привлекать кредиты, выходить на рынок под единым брэндом.

В июле Беларусь и Россия планируют подписать генеральный контракт на строительство первой белорусской АЭС. Еще одно совместное предприятие -- «Союзкалий» -- может начать работу меньше чем через год.

Одной из угроз для Беларуси является тенденция роста открытия сборочных производств мировыми компаниями в странах, в которые поставляется сегодня белорусская продукция. Залогом успешного сохранения и наращивания белорусских позиций в этой ситуации является упреждающее открытие собственных сборочных производств за рубежом, считают специалисты. На сегодняшний день функционирует 114 сборочных производств в 18 странах мира, из них 22 с белорусскими инвестициями. «В этом году планируется создать 14 сборочных производств за рубежом, из них 8 -- в Российской Федерации. В Сербии, Молдове, Украине, Таджикистане -- по одному», -- сообщил Владимир Семашко. Кроме этого, во время состоявшегося в эти дни визита главы белорусского государства в Венесуэлу открыто сборочное производство белорусских тракторов мощностью 10 тысяч машин в год и сборочное производство МАЗов до пяти тысяч единиц техники ежегодно.

На недавней встрече глав правительств стран Таможенного союза в Санкт-Петербурге Беларусь предложила своим партнерам по Единому экономическому пространству выстраивать единую промышленную политику. Речь идет о согласованных действиях сторон по таким направлениям, как совместные крупные инфраструктурные проекты, политика в отношении рынков сырья, материалов, оборудования, земли и природных ресурсов, единообразная налоговая политика в отношении производителей, минимальное регулирование внутренних рынков продукции, поощрение конкуренции, регулирование права собственности и корпоративных структур, совместные действия на внешних рынках. Кроме того, в ходе экономического развития неизбежно возникают индивидуальные проблемы сторон, которые крайне чувствительны. Их решение сегодня и в будущем без проведения единой промышленной политики невозможно.

Например, в белорусском правительстве российские квоты на белорусское сухое молоко считают нонсенсом. Ведь если Россия вступает в ВТО, значит, в страну без всякого ограничения может поступить и новозеландское, и австралийское молоко. Зачем же закрывать дорогу для белорусского молока?

По словам Владимира Семашко, ряд общих правил в промышленной политике уже обозначен в заключенных странами Таможенного союза соглашениях, в том числе о единых правилах предоставления промышленных субсидий, о единых правилах конкуренции, о развитии общих рынков нефти и нефтепродуктов. В рамках проведения согласованной промышленной политики страны ЕЭП будут выделять приоритетные отрасли, обеспечивающие прорывные инновационные результаты. И здесь важен не столько обмен опытом, сколько согласованные действия по поддержке отраслей.